Особенности безработицы на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является анализ современных тенденций распространения безработицы; ее профессионально-квалификационных, возрастных и тендерных особенностей;
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- раскрыть экономическую сущность безработицы, рассмотреть её виды, выявить причины возникновения и определить экономические и социальные последствия;
- изучить зарубежный опыт реализации государственной политики по борьбе с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в Казахстане;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы безработицы
1.1 Сущность, виды безработицы и причины ее возникновения
1.2 Экономические и социальные последствия безработицы и методы
борьбы с ней
1.3 Государственная политика борьбы с безработицей в зарубежных
странах
2 Анализ уровня безработицы в республике Казахстан
на современном этапе
2.1 Анализ уровня безработицы в Казахстане за 2007-2009г
2.2 Анализ уровня безработицы в регионах Казахстана за 2007-2009 годы
3 современная государственная политика борьбы
С безработицей
3.1 Внедрение программы «С дипломом – в село»
3.2 Реализация программы занятости 2020
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности безработицы на современном этапе (см СИЛ).doc

— 525.50 Кб (Скачать файл)

2. Местный орган занятости рассматривает документы на предмет соответствия критериям отбора на участие в третьем направлении Программы, согласовывает с заявителями возможные варианты переселения и направляет документы в районную (городскую) комиссию.

3. Районная (городская) комиссия принимает решение о включении заявителей в список участников Программы, либо отказывает им в этом и направляет решение в местный орган занятости.

4. В случае, если переселение осуществляется из одного района в другой в пределах области, районная комиссия направляет список потенциальных участников в региональную комиссию для согласования и формирования общего списка участников Программы.

Региональная комиссия принимает окончательное решение о включении граждан и оралманов в число участников данного направления Программы и направляет в районные комиссии и местные органы занятости соответствующую информацию.

Управление реализацией программой будет иметь вертикальную структуру, в состав которой войдут Межведомственная комиссия при Правительстве РК и аналогичные комиссии областного и районного уровня. Для эффективной реализации Программы планируется на районном (городском) уровне создать Центры занятости населения.

Таким образом, обобщая проектную часть дипломного исследования, приходим к выводу, что в нашей республике ведется активная государственная политика по борьбе с безработицей. В частности на сегодняшний день действует программа «С дипломом – в село», благодаря ее реализации успешно решается проблема дефицита дипломированных специалистов разного профиля в сельской местности. Молодые специалисты после окончания вузов с удовольствием уезжают работать в село. Стимулом для этого служат условия программы: выплата специалистам единовременного подъемного пособия в размере 70 МРП, социальная поддержка для приобретения жилья (бюджетный кредит сроком на 15 лет со ставкой вознаграждения 0,01% в размере 630 МРП с 1 января 2010 года), повышение не менее чем на 25% должностных окладов специалистам учреждений социальной сферы, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных в сельских населенных пунктах.

Кроме этого на сегодняшний день принята программа занятости 2020, реализация которой будет осуществляться по следующим трем направлениям:

- обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения на рынке труда

- содействие развитию предпринимательства на селе

- повышение мобильности трудовых ресурсов

Программу предлагается реализовать в три этапа: 2011 год будет пилотным, это позволит отработать механизмы реализации Программы и её правовое обеспечение. Второй этап: 2012-2015 годы и третий этап с 2016 по 2020 годы.


 

Заключение

На основе проведенного исследования во время прохождения преддипломной практики можно прийти к следующим выводам:

-  в экономической литературе встречаются самые разнообразные трактовки понятия безработица;

-  есть множество критериев, согласно которым человека считают безработным, но к основным критериям относятся: трудоспособный возраст, отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени, доказанное стремление человека найти работу;

-  выделяют следующие основные причины безработицы: избыток населения в определенных регионах, установление ставок заработной платы выше равновесного уровня, низкий платежеспособный спрос;

-  в зависимости от причин возникновения различают безработицу: фрикционную, структурную, естественную, циклическую, сезонную, застойную, институциональную, скрытую и технологическую;

-  выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне;

-  экономические последствия безработицы бывают отрицательные и положительные.

Отрицательные: обесценивание последствий обучения, сокращение производства, затраты на помощь безработным, утрата квалификации, снижение жизненного уровня, недопроизводство национального дохода, снижение налоговых поступлений.

Положительные: создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики, конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду, перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования, стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

-  неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия;

Социальные последствия безработицы также бывают отрицательные и положительные. Отрицательные: обострение криминогенной ситуации, усиление социальной напряженности, рост количества физических и душевных заболеваний, увеличение социальной дифференциации, снижение трудовой активности. Положительные: повышение социальной ценности рабочего места, увеличение личного свободного времени, возрастание свободы выбора места работы, увеличение социальной значимости и ценности труда.

-  к особенностям государственной политики по борьбе с безработицей в США относятся:

1) применение инфраструктурных проектов как основного способа снижения безработицы;

2) снижение налогового бремени в момент кризиса как способ поддержания малого бизнеса;

3) индивидуальный подход к каждому безработному, предоставлению каждому трудоспособному члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд;

4) дифференциация уровня пособия по безработице в зависимости от наличия в семье безработного детей и иждивенцев;

-  в 2009 году в России была принята антикризисная программа, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы;

-  2010 год был объявлен президентом Российской Федерации как год по борьбе с безработицей;

-  антикризисная программа включает следующие пункты: общественные работы, создание новых рабочих мест, кредит на собственный бизнес, пособия по безработице, помощь студентам, переобучение.

К особенностям современной безработицы в Республике Казахстан относится:

- наибольший удельный вес среди безработных занимает молодежь в возрасте 25-29 лет, причем женщин, безработных в этом возрасте, намного больше, чем мужчин;

- наименьший удельный вес в структуре безработного населения занимают молодежь в возрасте 16-19 лет и люди предпенсионного возраста;

- уровень женской долгосрочной безработицы намного выше, чем мужской безработицы, причем эта разница сильнее в городе, чем в деревне;

- в структуре безработного населения по уровню образования наибольший удельный вес занимают, безработные со средним профессиональным образованием, наименьший удельный вес занимают безработные с основным и незаконченным высшим образованием

- по республике наблюдается тенденция увеличения числа безработных, имеющих высшее и незаконченное высшее образование: с 112,6 тыс. человек в 2007 году до 129,9 тыс. человек в 2009 году или на 15,4%;

- самый высокий уровень безработицы в 2007 году наблюдался в Мангистауской области, в 2008 году и в 2009 году - в г. Алматы, а самый низкий в 2007 году в Восточно-Казахстанской области, в 2008 году в Карагандинской области, в 2009 году в Актюбинской области;

- на сегодняшний день, численность безработного населения, занятого поиском работы в качестве наемных работников немного превышает численность безработного населения, занятого поиском любой работы, причем это очень ярко выражено в Алматинской области, Южно-Казахстанской области и в г. Астане.

- в нашей республике ведется активная государственная политика по борьбе с безработицей. В частности на сегодняшний день действует программа «С дипломом – в село», благодаря ее реализации успешно решается проблема дефицита дипломированных специалистов разного профиля в сельской местности. Молодые специалисты после окончания вузов с удовольствием уезжают работать в село. Стимулом для этого служат условия программы: выплата специалистам единовременного подъемного пособия в размере 70 МРП, социальная поддержка для приобретения жилья (бюджетный кредит сроком на 15 лет со ставкой вознаграждения 0,01% в размере 630 МРП с 1 января 2010 года), повышение не менее чем на 25% должностных окладов специалистам учреждений социальной сферы, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных в сельских населенных пунктах.

Кроме этого на сегодняшний день принята программа занятости 2020, реализация которой будет осуществляться по следующим трем направлениям:

- обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения на рынке труда;

- содействие развитию предпринимательства на селе;

- повышение мобильности трудовых ресурсов.

Программу предлагается реализовать в три этапа: 2011 год будет пилотным, это позволит отработать механизмы реализации Программы и её правовое обеспечение. Второй этап: 2012-2015 годы и третий этап с 2016 по 2020 годы.


 

Список использованной литературы

1.  Богачева О.П. Экономический подъем в США - второе дыхание//МЭ и МО. 2007. №3. - С. 99-112.

2.  Бункина М.К. Макроэкономика. - М.: ДИС, 2002. - 320 с.

3.  Вишневкая Н.Т. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия. //МэиМО, 2011, №2. - С. 37-39.

4.  Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы // Человек и труд. 2006. № 3. - С.47-49.

5.  Гимпельсон В., Монусова Г. Динамика рабочего времени: сравнительный анализ //МэиМО, 2010, №1. - С.69-77.

6.  Григорьева И. А. Проблема безработицы и пути ее преодоления на примере России и США. - URL: http://www.gazeta.ru/

7.  Грязнова А.Г. Макроэкономика. - М.: КНОРУС, 2008. - 688 с.

8.  Дейкин А.И. Экономика США после «эпохи бюджетных дефицитов». //США*Канада: ЭПК. 2010. №1. - С. 23-28.

9.  Елкин С.Е. Экономические и социальные последствия безработицы (по результатам анкетного социологического опроса безработных). // Вестник Омского университета. 2008. Вып. 4. - С. 85-88.

10.  Зиброва Е. Официальная безработица в России: последние данные. URL: http://www.gazeta.ru/.

11.  Ишкин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 328 с.

12.  Кабалина В.И. Новые формы занятости. Материалы российско-британского исследования. - М.: ИМЭМО, 2008. - 236 с.

13.  Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 446 с.

14.  Кашепов А. Проблема предотвращения массовой безработицы в России. // Вопросы экономики. 2007. № 5. - С. 23 - 28.

15.  Клинов В.Г. Экономическая программа Клинтона. (Обзор критических оценок) //США - ЭПИ. 2009. №1. - С. 44-49.

16.  Лебедева Л.Ф. США: государство и социальная политика. - М.: Наука, 2007. - 197 с.

17.   Лютов А.А. Государственная политика США в области занятости и безработицы на рубеже XX-XXI в. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 241 с.

18.  Лютов А.А. Старение населения и рынок рабочей силы в США, //США-Канада - экономика, политика, культура. №4, 2008. – С. 66-75.

19.  Мак Е.В. Структурные особенности безработицы в США.

20.  Макаров Н. Безработица в России 2010-2011 статистика, мониторинг численности безработных в стране. - URL: http://www.abird.ru.

21.  Маслова И.С. Эффективная экономика и рынок рабочей силы. //Вестник статистики. № 12, 2010. - С. 17-25.

22.  Мотылев В. Массовая безработица в США. - URL: Надель С. Социальные факторы экономического роста. //МЭ и МО. №5, 2005, С. 26-33.

23.  Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - М: Наука, 2006. - 262 с.

24.  Рогов С.М. Американское государство накануне третьего тысячелетия. //США-ЭПИ. 2008. №11. С. 58-63.

25.  Рогов С.М. Государство и общественное благо: мировые тенденции и российский путь. - М.: ИСКРА, 2005. – 222 с.

26.  Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. - М.: ИНФРА-М, 2000.- 321 с.

27.  Сергеев М. Безработица подбирается к показателям времен дефолта. - Супян В.Б. Государственные приоритеты социально-экономической политики в США. //США - Канада: экономика, политика, культура», №2, 2007. - С. 12-20.

28.  Экономическая активность населения Казахстана. Статистический сборник. - Астана, 2010. – 368 с.

 



Информация о работе Особенности безработицы на современном этапе