Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:17, реферат

Краткое описание

Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуются продолжающимся экономическим ростом, дальнейшим сокращением численности безработных при нестабильном состоянии мировой экономики, обусловливающем сохранение значительного оттока капитала из страны, высокую волатильность курсовой динамики рубля по отношению к доллару США с общей тенденцией к его ослаблению, а также снижением темпов роста в отдельных секторах экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

02 - Макроэкономика.doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)

По индексу глобальной конкурентоспособности10, также разрабатываемому ВЭФ, по итогам 2011 года Россия заняла 66-е место11, опустившись с 63-го места в 2010 году.

Таким образом, по мнению международных экспертных организаций, конкурентоспособность России на мировых рынках за последние годы не улучшилась.

В материалах прогноза не представлено оценок влияния на конкурентоспособность отечественной продукции и социально-экономическое развитие страны последствий вступления России в ВТО. Отмечается лишь, что «в 2012 году в отношении большинства товаров с точки зрения роста инвестиционной привлекательности отечественной экономики, развития конкуренции и подавления инфляции можно говорить об оптимальном уровне тарифной защиты».

Риски негативного влияния на развитие отраслей российской экономики связаны со снижением уровня тарифной защиты в планируемом периоде. Одновременно существуют опасения, что необходимость приведения программ адресной государственной поддержки и субсидирования в соответствие с нормами и правилами ВТО может повлечь снижение масштабов государственной поддержки отдельных отраслей экономики.

При этом отрасли, которые уже на момент присоединения России к ВТО отличаются низким уровнем конкурентоспособности и качества производимых товаров, незначительной долей экспорта в общем объеме производства, а также невысокими показателями соотношения собственной и импортной продукции на внутреннем рынке, относятся к отраслям с высокой степенью риска негативных последствий от присоединения России к ВТО. С этой точки зрения можно выделить такие отрасли, как автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство медицинской техники, сельское хозяйство.

Учитывая недостаточный уровень конкурентоспособности целого ряда отечественных отраслей в условиях членства России в ВТО и возникающие в связи с этим риски для национальной экономики и социальной сферы, необходимы не только точечные меры государственной поддержки (в том числе экспорта готовой продукции), снимающие или снижающие имеющиеся проблемы в текущем периоде, но и долгосрочная национальная стратегия по обеспечению международной конкурентоспособности России в глобальной экономике, в которой должны быть четко определены национальные интересы и приоритеты развития страны как участника системы международного разделения труда.

По мнению Счетной палаты, в прогнозе не в полной мере представлены рассчетные оценки влияния последствий присоединения России к ВТО на макроэкономические параметры социально-экономического развития страны.

2.8. В соответствии с Федеральным законом № 371-ФЗ (с изменениями) целевой параметр инфляции на 2012 год предусмотрен на уровне 6 %, а в представленном прогнозе граница годовой оценки уровня инфляции повышена до 7 % (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года). Оцениваемый уровень инфляции на 2012 год на 0,9 процентного пункта выше показателя прироста потребительских цен за 2011 год (6,1 %).

Уровень инфляции в сентябре 2012 года по сравнению с декабрем 2011 года составил 5,2 % (в сентябре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года – 4,7 %), что на 0,8 процентного пункта ниже целевого уровня, установленного Федеральным законом № 371-ФЗ (с изменениями) на 2012 год, и на 1,8 процентного пункта ниже уровня, ожидаемого по прогнозу.  При этом в июне, июле и сентябре текущего года инфляция существенно ускорилась. В июне относительно мая текущего года индекс потребительских цен составил 100,9 % по сравнению со 100,2 % в соответствующем периоде прошлого года, в июле – 101,2 % по сравнению со 100 %, в сентябре – 100,6 % по сравнению со 100 % соответственно. Июньское ускорение потребительских цен было обусловлено преимущественно увеличением цен на плодоовощную продукцию, а в июле и сентябре – ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Более высокий рост цен в сентябре 2012 года относительно декабря 2011 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечался по продовольственным товарам, цены на которые в сентябре 2012 года выросли на 5,5 %, в то время как в сентябре 2011 года их прирост составлял 2,1 %. По ряду продовольственных товаров наблюдался более высокий рост цен, чем в соответствующем периоде прошлого года: на плодовоовощную продукцию – на 12,3 % (в сентябре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года – снижение на 25,2 %), на сахар-песок – на 9,9 % (снижение на 14,2 %). Относительно низкий рост цен в сентябре 2012 года отмечался на непродовольственные товары – на 3,7 % (в сентябре 2011 года – на 5 %). Рост цен и тарифов на услуги в сентябре 2012 года относительно декабря 2011 года составил 6,7 %, что на 1,4 процентного пункта ниже, чем в соответствующем периоде прошлого года. Замедление роста цен и тарифов на услуги, отмечавшееся в начале года, было обусловлено переносом сроков индексации регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных монополий с начала текущего года на 1 июля и на 1 сентября 2012 года (в части тепловой энергии).

Для достижения целевого уровня инфляции на 2012 год (6 %) в октябре - декабре 2012 года он должен составить 0,8 %, а среднемесячные темпы прироста потребительских цен должны быть не более 0,25 % (в октябре - декабре 2011 года – 1,4 % и 0,45 % соответственно).

Для достижения уровня инфляции на 2012 год в представленном прогнозе (7 %) в октябре - декабре 2012 года он должен составить 1,7 %, а среднемесячные темпы прироста потребительских цен должны быть не более 0,56 %.

При этом существуют риски повышения уровня инфляции в оставшемся периоде 2012 года, обусловленные дальнейшим ростом тарифов на услуги инфраструктурных монополий, а также возможным увеличением цен на бензин и дизельное топливо после периода их стабилизации.

Кроме того, исходя из прогнозируемого снижения производства продукции сельского хозяйства в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4 % (в том числе из-за снижения урожая в результате засухи в ряде регионов России летом текущего года), нельзя исключить более высоких, чем ожидается, темпов роста цен на продовольственные товары, что может негативно отразиться на уровне инфляции в 2012 году.

В последние  месяцы наблюдается рост цен на ряд продовольственных товаров на мировых рынках, что выразилось в резком росте среднего значения индекса продовольственных цен, рассчитываемого продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO)12,  который в июле 2012 года увеличился на 12 пунктов (на 6 %) по сравнению с показателем июня и составил 213 пунктов, а в сентябре – 216 пунктов, хотя по-прежнему находится ниже своего максимального значения, достигнутого в феврале 2011 года (238 пунктов). Резкое повышение данного индекса главным образом было обусловлено существенным ростом цен на зерно и сахар и более умеренным повышением цен на растительные масла и жиры. Продолжение отмеченной тенденции роста цен на мировых рынках на продовольствие может оказать дополнительное негативное влияние на уровень инфляции в России.

Анализ балансов товарных ресурсов по отдельным видам продукции  за 2010 – 2011 годы и за январь - июнь 2012 года показывает, что в ресурсах ряда продовольственных товаров и сырья для их изготовления (в том числе по мясу крупного рогатого скота, свинине, маслу животному, сырам, растительному маслу, молоку и сливкам) относительно велика доля импорта, что в условиях роста цен на эти товары на мировом рынке может оказать негативное влияние на индекс потребительских цен на продовольственные товары в России (так называемая «импортируемая» инфляция).

Прогноз индекса потребительских  цен на 2013 – 2015 годы носит целевой характер и может быть достигнут в случае согласованных действий Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.

В среднесрочном периоде прогнозируется постепенное снижение целевого параметра  инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) с 5 – 6 % в 2013 году до 4 – 5 % в 2014 – 2015 годах.

В 2013 – 2015 годах замедление роста потребительских цен будет обусловлено снижением темпов роста цен (тарифов) по большинству основных сегментов, наблюдаемых при исчислении уровня инфляции (кроме цен и тарифов на платные услуги населению, включая жилищно-коммунальные услуги).

Динамика прироста потребительских цен по основным товарным группам представлена на следующем графике.

В достижении целевых уровней инфляции в 2013 – 2015 годах существуют определенные риски. На уровне инфляции может негативно отразиться более существенное, чем прогнозируется, ослабление курса рубля к доллару США. Кроме того, сохраняются риски роста цен на продовольствие на мировом рынке, что также может повлиять на ускорение инфляции в перспективном периоде.

По мнению международных экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO)13, «цены на продукты питания по прогнозам останутся на высоком уровне в течение ближайшего десятилетия, чему способствуют твердый спрос и замедляющийся рост мирового производства. Увеличение спроса будет все в большей степени происходить за счет продукции, которая будет поступать на рынок по более высокой цене».

Эти факторы могут оказать влияние  в среднесрочной перспективе  на повышение уровня инфляции в России по сравнению с представленным в прогнозе из-за относительно высокой доли импорта в ресурсах отдельных видов продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства.

Необходимость обеспечения достижения целевых уровней инфляции в 2013 – 2015 годах может потребовать от Банка России реализации соответствующей денежно-кредитной политики.

В проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов, одобренных Советом директоров Банка России 13 сентября 2012 года (далее – Основные направления денежно-кредитной политики), отмечается, что «в качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5 – 6 %, в 2014 и 2015 годах – до 4 – 5 %». Прогнозируемое замедление годовых темпов роста денежной массы создает условия для снижения инфляции, обусловленной действием монетарных факторов. Темп прироста денежной массы (агрегат М2) в зависимости от вариантов прогноза может составить, по материалам Банка России, в 2013 году 9 – 18 %, в 2014 и 2015 годах – 14 – 19 % (в 2012 году, по оценке, 16 – 19 %). Необходимо отметить, что в материалах прогноза, представленного Минэкономразвития России, планируются темпы прироста денежной массы (в 2012 году, по оценке, 17 – 18 %, в 2013 году – 15 – 17 %, в 2014 году – 15 – 17 %, в 2015 году – 14 – 16 %), несколько отличающиеся от зафиксированных в Основных направлениях денежно-кредитной политики.

При этом расчеты показывают, что уровень монетизации (отношение М2 к ВВП) российской экономики увеличится с 45 % в 2011 году до 55 % в 2015 году (в 2012 году, по оценке, 47 – 48 %). Вместе с тем уровень монетизации в России будет существенно уступать не только развитым странам (по данным Мирового банка, уровень монетизации в 2011 году составил в Японии 236,6 %, в Германии – 180,1 %, во Франции – 152,2 %, в США – 83 %), но и развивающимся странам, входящим в БРИКС (в Китае – 167,3 %, в ЮАР – 73,2 %, в Индии – 72,4 %, в Бразилии – 68,5 %).

Существенное  влияние на уровень инфляции оказывает  рост цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных монополий. Одной из причин ускорения роста в прогнозном периоде может стать переход к регулированию тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства начиная с 2014 года на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение методом доходности инвестированного капитала, позволяющего включать инвестиционную составляющую в регулируемые тарифы.

В соответствии с представленным прогнозом вклад  повышения тарифов ЖКХ в инфляцию в 2013 – 2015 годах должен составлять не более 0,9 - 1,1 процентного пункта. Вместе с тем рекомендуемое в прогнозе доведение оплаты коммунальных услуг населением до 100 % к 2014 – 2015 году может способствовать более высокому, чем планируется, вкладу тарифов ЖКХ в инфляцию, что приведет к ее увеличению.

При этом рост цен и тарифов на продукцию (услуги) субъектов инфраструктурных монополий планируется на 2013 – 2015 годы существенно выше прогнозируемого среднегодового индекса потребительских цен.

Регулируемые  оптовые цены на газ природный  для населения предлагается, по прогнозу, увеличивать в 2013 – 2015 годах ежегодно на 15 %, что приведет к их превышению над среднегодовым прогнозируемым уровнем потребительских цен в 2013 году на 7,9 процентного пункта, в 2014 году – на 9,6 процентного пункта и в 2015 году – на 10,1 процентного пункта.

Прирост регулируемых тарифов на электроэнергию для населения, по прогнозу, в 2013 году составит 109,1 – 110,6 %, в 2014 – 2015 годах – 112 – 115 % ежегодно и превысит среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен в 2013 году на 2 - 3,5  процентного пункта, в 2014 году – на 6,6 - 9,6 процентного пункта, в 2015 году – на 7,1 - 10,1 процентного пункта.

Прирост тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе на 2013 – 2015 годы прогнозируется на 10 % ежегодно. При этом в 2013 году такой прирост тарифов будет выше среднегодового прогнозируемого уровня потребительских цен на 2,9 процентного пункта, в 2014 году – на 4,6 процентного пункта, в 2015 году – на 5,1 процентного пункта.

Как отмечается в материалах прогноза, основными факторами роста цен (тарифов) субъектов инфраструктурных монополий являются рост цен на газ и другие виды топлива, оплаты труда и иных статей операционных расходов, изменение налогового законодательства, а также включение инвестиционной составляющей в цены (тарифы). Все эти факторы, по мнению Счетной палаты, при условии превышения их прогнозных уровней, могут оказать негативное влияние на инфляцию в перспективном периоде.

При этом в Основных направлениях денежно-кредитной политики Банк России также отмечает, что «высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции».

Информация о работе Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта федерального бюджета