Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:17, реферат
Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуются продолжающимся экономическим ростом, дальнейшим сокращением численности безработных при нестабильном состоянии мировой экономики, обусловливающем сохранение значительного оттока капитала из страны, высокую волатильность курсовой динамики рубля по отношению к доллару США с общей тенденцией к его ослаблению, а также снижением темпов роста в отдельных секторах экономики.
Кроме того, планируемый, по прогнозу, рост цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов инфраструктурных монополий на период до 2015 года существенно опережает прогнозируемый рост индекса цен производителей, что обусловливает наличие рисков увеличения стоимости конечной продукции для потребителей сверх планируемого уровня и в конечном итоге может также оказать негативное влияние на инфляционные процессы в экономике.
При этом прогнозируется более высокий рост внутренних цен на газ по сравнению с ценами на продукцию других субъектов инфраструктурных монополий, что связано с реализуемым Правительством Российской Федерации подходом, направленным на постепенное приближение внутренних оптовых цен на газ к равнодоходным ценам мировых рынков.
В соответствии с материалами прогноза «с 2012 года регулирование оптовых цен на газ (добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами) для промышленных потребителей будет осуществляться на основе формулы цены. При этих условиях регулируемые цены на лимитный газ к 2015 году будут на треть ниже равнодоходных цен поставок газа на внутренний и внешний рынки, а в 2015 году оптовая цена на газ без учета НДС для российских потребителей (кроме населения) составит примерно 135 долларов США». По имеющейся информации, цены на газ на внутреннем рынке в США находятся в настоящее время примерно на уровне 100 долларов США за тыс. куб. метров14. Таким образом, прогнозируемый на 2015 год уровень оптовых цен на газ для российских потребителей может оказаться выше, чем в США.
Это может создать
риски, связанные с обеспечением
внутренней энергоэффективности, необходимой
для нормального
2.9. В соответствии с прогнозом индекс-дефлятор ВВП составит в 2013 году 104,7 %, в 2014 году – 106,7 %, в 2015 году – 107,3 % (в 2012 году – 108,4 %). По мнению Счетной палаты, прогнозируемое значение индекса-дефлятора ВВП на 2012 год требует дополнительного обоснования, так как его уровень превышает динамику индексов цен по показателям, оказывающим на него значительное влияние.
Необходимо отметить, что индекс-дефлятор по сельскому хозяйству, по прогнозу, составит в 2014 году 105,1 %, в 2015 году – 104,5 %, а темпы роста производства сельскохозяйственной продукции оцениваются на этот период существенно ниже – 102,4 % и 102,8 % соответственно. Таким образом, прогнозируемое увеличение производства в сельском хозяйстве в 2014 - 2015 годах базируется на преимущественном росте цен на сельскохозяйственную продукцию, что создает дополнительные риски превышения запланированных уровней инфляции в перспективном периоде.
Динамика изменения цен по показателям, оказывающим значительное влияние на индекс-дефлятор ВВП, представлена на следующем графике.
Риски в достижении прогнозных значений индекса-дефлятора ВВП обусловлены возможной динамикой роста цен сверх прогнозируемых значений на потребительские и инвестиционные товары, а также роста цен на основные товары российского экспорта и цен импортных поставок высокотехнологичной продукции (по товарной группе «машины, оборудование и транспортные средства» прогнозируется рост цен в среднем за год на 2013 – 2015 годы на уровне 1,5 – 1,6 %, тогда как в 2011 году цены на импорт по данной группе товаров выросли на 7,9 %).
2.10. Согласно прогнозу экспорт товаров в 2013 – 2015 годах по сравнению с 2012 годом увеличится по стоимости лишь на 2 % и составит в 2013 году 500,1 млрд. долларов США, в 2014 году – 521,8 млрд. долларов США, в 2015 году – 545,1 млрд. долларов США. При этом темп прироста физического объема экспорта товаров составит в 2013 – 2014 годах 1,3 % ежегодно и в 2015 году – 1,4 % , рост цен экспортных поставок существенно замедлится: в 2013 годах прогнозируется снижение цен на 7,6 %, в 2014 году – увеличение на 3,1 %, в 2015 году – увеличение на 3 %.
Импорт товаров в 2012 году, по оценке, вырастет по стоимости на 5,8 % и увеличится за период 2013 – 2015 годов на 28,4 % (преимущественно за счет наращивания физических объемов поставок – на 22,5 %).
Превышение темпов прироста физических объемов импорта товаров над динамикой физических объемов экспорта товаров составит в 2013 году 5,9 раза, в 2014 году – 5,2 раза, в 2015 году – 4,6 раза (в 2012 году, по оценке, – в 4,1 раза).
Прирост физических объемов экспорта и импорта за 2008 – 2015 годы представлен на следующем графике.
Превышение темпов прироста импорта на экспортом приводит к тому, что сальдо торгового баланса снижается с 191,5 млрд. долларов США в 2012 году (по оценке) до 105,2 млрд. долларов США в 2015 году, то есть в 1,8 раза. Прогнозируется снижение размера сальдо по счету текущих операций платежного баланса с 80 - 84 млрд. долларов США в 2012 году до 22 - 25 млрд. долларов США в 2013 году и до 8 - 15 млрд. долларов США в 2014 году, а в 2015 году ожидается отрицательная величина сальдо счета текущих операций в размере 9 - 12 млрд. долларов США. Это может создать риски для устойчивого социально-экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Необходимо отметить, что в Основных направлениях денежно-кредитной политики Банк России представил прогноз платежного баланса, в том числе прогнозные данные по счету текущих операций, которые несколько отличаются от предлагаемых в прогнозе Минэкономразвития России. Так, сальдо счета текущих операций на 2012 год Банком России оценивается в 79,9 млрд. долларов США, на 2013 год – на уровне 25,2 млрд. долларов США, на 2014 год – 14,7 млрд. долларов США, на 2015 год – (-) 8,8 млрд. долларов США.
При этом в прогнозе показатели счета текущих операций представлены в интервальной оценке, а данные по экспорту и импорту даны без интервалов, то есть по 2012 году объемы экспорта и импорта соответствуют верхней оценке счета текущих операций, по 2013 и 2014 годам – нижней границе, а по 2015 году – верхней границе.
Показатели внешнеторговой деятельности в 2010 – 2015 годах (по данным прогноза) представлены в следующей таблице.
2010 год |
2011 год |
2012 год (оценка) |
2013 год (прогноз) |
2014 год (прогноз) |
2015 год (прогноз) | |
Среднегодовой курс доллара США, рублей за 1 доллар США |
30,4 |
29,4 |
31,3 |
32,4 |
33,0 |
33,7 |
Мировая цена на нефть марки «Юралс», долларов США за 1 баррель |
78,2 |
109,3 |
109 |
97 |
101 |
104 |
Экспорт товаров, млрд. долларов США |
400,6 |
522 |
534,2 |
500,1 |
521,8 |
545,1 |
Импорт товаров, млрд. долларов США |
248,7 |
323,8 |
342,7 |
375,4 |
407,4 |
439,9 |
Сальдо торгового баланса, млрд. долларов США |
151,9 |
198,2 |
191,5 |
124,7 |
114,4 |
105,2 |
Динамика показателей,
характеризующих
В структуре внешней торговли России остаются чрезмерно высокой доля в экспорте топливно-энергетических товаров и металлов и очень незначительным удельный вес машин, оборудования и транспортных средств. По итогам 2011 года в структуре экспорта доля минеральных продуктов составила 71,2 % (в том числе топливно-энергетических товаров – 67 %), а металлов и изделий из них – 9,4 %. Таким образом, эти две группы товаров составили в общем объеме экспорта в 2011 году 80,6 % (в 2010 году – 79,7 %), а в 2012 году – 80,4 % (по оценке). Доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта составила в 2011 году 4,9 %, а в 2012 году – 4,8 % (по оценке).
Прогнозируемое снижение в структуре экспорта доли минеральных продуктов с 71,2 % в 2012 году (по оценке) до 66,1 % в 2015 году и увеличение удельного веса металлов и изделий из них с 9,2 % в 2012 году (по оценке) до 9,9 % в 2015 году предусматривают, что доля этих групп товаров в общем объеме экспорта останется на высоком уровне (76 % в 2015 году), то есть фактически сохраняется сырьевая направленность экспорта.
Реализуемая в настоящее время Правительством Российской Федерации важнейшая задача перехода от преимущественно энергосырьевой к инновационной экономике, интенсивно преобразующей результаты научно-технических исследований и опытных разработок в качественно новые продукты и передовые технологические процессы, требует существенного повышения уровня конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, диверсификации производства и экспорта в направлении, предусматривающем повышение доли продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости.
2.11. Одним из рисков для макроэкономической стабильности является высокая степень неопределенности тенденций изменения курса национальной валюты в планируемом периоде, обусловленная сохраняющейся нестабильностью на мировых финансовых рынках, нарастанием кризисных и рецессионных явлений в мировой экономике.
Если в Сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в апреле 2012 года предполагалось незначительное ослабление рубля по отношению к доллару США (среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю должен был составить в 2012 году 29,2 рубля за 1 доллар США, в 2013 году – 29,7 рубля за 1 доллар США, в 2014 году – 30,5 рубля за 1 доллар США, в 2015 году – 31,5 рубля за 1 доллар США), то в предлагаемом прогнозе на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов намечается более существенное ослабление рубля к доллару США (среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю составит в 2013 году 32,4 рубля за 1 доллар США, в 2014 году – 33 рубля за 1 доллар США, в 2015 году – 33,7 рубля за 1 доллар США (по оценке, 31,3 рубля за доллар США в 2012 году).
За январь - сентябрь 2012 года официальный номинальный курс доллара США к рублю составил 31,06 рубля за доллар США, что на 0,24 рубля за доллар США ниже его оценивываемого значения в уточненном прогнозе в среднем на 2012 год (31,3 рубля за 1 доллар США). При этом ослабление рубля к доллару США, начавшееся в апреле текущего года (среднемесячный номинальный курс в апреле 2012 года составил 29,47 рубля за 1 доллар США), продолжилось в мае (30,65 рубля за 1 доллар США), ускорилось в июне (32,91 рубля за 1 доллар США), а в июле - сентябре 2012 года замедлилось (до 32,5 – 31,53 рубля за 1 доллар США).
При условии сохранения курса доллара США к рублю в октябре - декабре текущего года на уровне сентября 2012 года (31,53 рубля за 1 доллар США) среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю может составить в 2012 году 31,2 рубля за 1 доллар США, что на 0,1 рубля за 1 доллар США ниже его оцениваемого значения.
В среднесрочной перспективе возможность ослабления или укрепления курса рубля к доллару США и уровень его волатильности в значительной степени будут зависеть от развития событий в мировой экономике и, в частности, в Европе и США. Сохраняющаяся в истекшем периоде 2012 года нестабильность на мировых финансовых рынках, серьезные проблемы с ликвидностью европейских банков, наметившаяся тенденция к замедлению экономического роста Китая, слабый рост экономики США создают угрозу рецессии мировой экономики, что может усилить отток инвестиций с развивающихся рынков и повысить нестабильность на валютных рынках. Усиление негативных тенденций на российском валютном рынке может быть связано с необходимостью обслуживания совокупного внешнего долга, размер которого увеличился за январь - сентябрь 2012 года, по оценке Банка России, на 52,3 млрд. долларов США и составил на 1 октября текущего года 597,7 млрд. долларов США.
В этой связи высока вероятность более существенного ослабления рубля к доллару США в планируемом периоде по сравнению с прогнозируемыми уровнями. Для бюджетной системы Российской Федерации ослабление курса рубля к доллару США будет означать, с одной стороны, получение дополнительных доходов, а с другой стороны, усиление инфляции, замедление роста реальных располагаемых доходов населения, повышение процентных ставок в экономике, что приведет к ограничению возможностей активизации инвестиционной деятельности. Из-за возможного превышения плановых значений инфляции может потребоваться дополнительная индексация ряда публичных нормативных обязательств, что приведет к росту расходов федерального бюджета.
В то же время
нельзя исключить вероятность
Кроме того, следует учитывать влияние, которое может оказать на курс рубля, объявленный 13 сентября 2012 года Федеральной Резервной Системой (ФРС) США, так называемый третий раунд количественного смягчения денежно-кредитной политики в США, в рамках которого предполагается ежемесячное приобретение ФРС США ипотечных облигаций на сумму 40 млрд. долларов США и сохранение низкой ставки рефинансирования до середины 2015 года. Результатом проведения данного раунда смягчения может стать увеличение денежной массы в США, что приведет к усилению инфляции и к ослаблению курса доллара США к другим валютам. В плановом периоде эти факторы могут оказать влияние в направлении укрепления курса рубля по отношению к доллару США15.