Пенсионная система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является изучение государственной политики в области пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и регулировка направлений по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
изучить состояние действующей пенсионной системы Республики Беларусь;
проанализировать виды, условия и порядок назначения пенсий по возрасту;
сделать анализ структуры и динамики численности пенсионеров, состоящих на учете в управлении социальной защиты населения администрации Октябрьского района города Могилева, динамику назначенных им трудовых пенсий по возрасту;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………….. 6
Сущность пенсионной системы ……………………………………….. 6
Нормативно-правовые документы в сфере пенсионного
обеспечения …………………………………………………………….. 12
Методика начисления пенсий ………………………………………... 16
Зарубежный опыт ……………………………………………………... 24

АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………………. 26
Организационная структура администрации Октябрьского района
города Могилева по пенсионному обеспечению …………………. 26
Виды начисляемых пенсий: трудовые и социальные ……………… 30
Анализ начисления пенсий разным категориям лиц ………………. 42

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………….. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 63

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ. ПЕНСИЯ..doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

Состояние экономики и ограниченность средств не позволяют не только обеспечить финансирование растущих расходов на досрочные пенсии, но и заметно повышать пенсии лицам, имевшим более высокий уровень оплаты труда, без ущерба для остальных получателей. Повышение страховых тарифов не может решить проблемы стабильного финансирования пенсионного обеспечения, поскольку, с одной стороны, ляжет на плечи законопослушных нанимателей, с другой стороны, не позволит отойти от непропорционального и нерационального распределения средств. Возрастающая экономическая нагрузка на трудоспособное население связана также с неблагоприятными демографическими процессами, в частности, с усилением процесса старения населения на фоне уменьшения его численности.

Нынешние финансово-экономические проблемы государства не позволяют одновременно обеспечить минимальную пенсию на уровне бюджета прожиточного минимума и социально справедливую дифференциацию пенсий в зависимости от индивидуального стажа и заработка в прошлом. Поэтому главной задачей на современном этапе является рационализация и оптимизация пенсионной системы. Ее реформирования с целью увязки уровня трудовых пенсий с объемом участия каждого конкретного застрахованного в финансировании пенсионной системы. В этой связи представляется целесообразным развитие пенсионной системы на принципах социального страхования. Такие системы существуют в подавляющем большинстве стран мира.

Пенсионная реформа должна проводиться в режиме адоптации государственного пенсионного страхования к изменяющимся экономическим условиям с учетом сложившихся пропорций в распределении валового внутреннего продукта и соотношения среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой. При ее осуществлении должны учитываться экономические, демографические и социальные процессы, происходящие в республике. Поэтому в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения представляется возможным выделить лишь общие направления, с учетом которых будет осуществляться развитие пенсионной системы.

Основные черты будущей пенсионной системы предопределены ее нынешним построением. Введение в государственную пенсионную систему  социальных пенсий и осуществление страховыми организациями дополнительного пенсионного страхования обусловили необходимость развития в республике трехуровневой системы, что является практически мировым стандартом. Первый уровень пенсионной системы составят социальные пенсии, второй уровень трудовые – страховые и третий уровень дополнительные негосударственные пенсии.

Последовательное осуществление реформы системы пенсионного обеспечения в целом будет иметь благоприятные социальные и экономические результаты. Пенсионная система, освобожденная от не свойственных ей функций, будет полностью сосредоточена на проблеме обеспечения приемлемого уровня жизни нетрудоспособных граждан, создание дополнительных профессиональных пенсионных систем освободит ее от решения задач. Связанных с предоставлением преимуществ в пенсионном обеспечении отдельным категориям работников, что позволит проводить единую пенсионную политику в отношении всех застрахованных лиц. Благоприятным следствием пенсионной реформы явится также создание банка данных о долгосрочных обязательствах пенсионной системы в отношении пенсионных прав, приобретенных по старой и  новой системе. Это позволит осуществлять актуарные оценки финансового состояния системы на краткосрочную, среднесписочную и долгосрочную перспективу и заранее предпринимать необходимые меры, обеспечивающие финансовую стабильность пенсионного обеспечения.

Следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение общей социальной и экономической ситуации в стране. Благодаря реформам снизится социальная напряженность, обусловленная во многом социально несправедливым характером действующей пенсионной системы.

 

                           Список использованных источников

  1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / В.И. Стражев, Л.А. Богдановская, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 5-е изд.,  перераб.и доп.-  Мн.: Высш. шк,  2003.- 480 с.
  2. Веселов Ю. Профессиональные пенсии. Внедрять, и как можно скорее! // Экономическая газета №1.- 2005.- С. 7
  3. Данильчик А. "Жизнь" и "пенсия": два вида страхования - судьба одна // Экономическая газета № 34.-2005г. -С. 10
  4. Захаров М.Л. Пенсии рабочих и служащих. – М.: Профиздат, 1985. – 239 с.
  5. Королева В.В. Новое в пенсионном законодательстве // Экономическая газета. – 2006. – 18 авг. – С.23
  6. Королева В. Пенсии: вчера, сегодня, завтра // Экономическая газета № 59.- 2005г. - С. 8
  7. Королева В.В. Профессиональное пенсионное страхование – требование  времени  // Охрана труда и социальная защита – 2005 - № 5 - С.84-88.
  8. Куренко В.Ю. «Круглый стол»: «Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь: состояние, проблемы развития» // Отдел кадров. - №8. – 2005. – С.21-32.
  9. Лапицкая Н.О., Сивец С.М. Пенсия - категория экономическая // Охрана труда и социальная защита  - 2005 - № 1 -  С.73-76.
  10. Морозова А.П. Социальная политика в свете трудовых отношений //  Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. ИСПИ - 2000 г. -174 с.
  11. Николаевский В.В. Развитие финансового рынка: вопросы теории и практики // Банковский вестник: информационное издание  Национального банка Республики Беларусь. – 1997.- № 3 - С.3-21
  12. Николаевский В.В. Методология построения модели системы социальной  защиты  //  Охрана труда и социальная защита - 2005 - № 6 - с.77-80, - 2005- № 9 - С. 69-73.
  13. Николаевский В.В. Дополнительное пенсионное обеспечение //  Вестник Белорусского государственного экономического университета - 1997- №1 - С.69-77.
  14. Об основах государственного социального страхования: Закон РБ от 31.01.1995 № 3563-XII  // НРПА РБ.- 2000.- № 7; 2001.- № 108
  15. О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь: Закон РБ от 29.02.1996 № 138-XIII // Главный бухгалтер.-2000.-№ 4.- 47 с.
  16. О пенсионном обеспечении: Закон РБ от 17.04.1992 № 1596-XII // ВНС РБ.- 1992.- № 17
  17. О некоторых вопросах социальной защиты граждан: Декрет Президента РБ от 25.07.2002 № 18//НРПА РБ.-2002.-№ 85
  18. Об утверждении Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»: Приказ Минсоцзащиты РБ от 23.05.1997 № 44 (в ред. приказа Минсоцзащиты от 14.09.1998 № 81 и постановления Минсоцзащиты РБ от 21.09.2000 № 15) // НРПА РБ.-2000.-№ 99
  19. О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: Указ Президента РБ от 05.06.2000 № 318//НРПА РБ.-2000.-№ 54
  20. Пенсии и пособия динамика положительная: [статистика] // Рэспублiка. – 2005. – 20 крас. – С.2
  21. Право социального обеспечения / Под ред. И.В. Гущина. – Мн.: Амалфея, 2002. – 512 с.
  22. Постановлением Кабинета Министров РБ от 11.01.1996 № 20 «Об утверждении Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» // НРПА РБ.-1999.-№ 79;2001.- № 116
  23. Постановление Минсоцзащиты РБ от 28.02.2000 № 1 "Об утверждении формы справки о заработке для исчисления пенсий" // НРПА РБ.- 2000.- № 37
  24. Постановление Кабинета Министров РБ от 02.08.1995 № 408 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда"// НРПА РБ.-1999.-№ 29; 2002.-№ 32
  25. Постановление Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 "Об утверждении Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты" // Главный Бухгалтер.- 2000.-№ 32.-  С.9
  26. Писарчук Л. За границей поступают так же // Экономическая газета-2004-  № 96
  27. Писарчук Л.  Накопить  дополнительную пенсию можно и в Беларуси ...если подкорректировать законодательство // Экономическая газета.-2004-№75- С. 6
  28. Писарчук Л. Фонд еще есть, а где же защита? // Экономическая газета.- 2004.- №32 – С. 10
  29. Русак Н.А., Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. // Мн.: Высшая школа. 1998.- 398с.
  30. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.– Мн.: ООО Новое знание. 2002.–704 с.
  31. Социальная работа.  Теория  и организация / Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
  32. Статистический сборник «Устремленность в будущее Беларусь 1995-2005» цифры и факты, Институт социально - политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, РУП «Издательство «Белорусский дом печати» Мн. 2006. – 19 с. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. – Мн.: Юристъ, 2001. – 334 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Пенсионная система в Республике Беларусь