Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 09:45, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является изучение государственной политики в области пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и регулировка направлений по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
изучить состояние действующей пенсионной системы Республики Беларусь;
проанализировать виды, условия и порядок назначения пенсий по возрасту;
сделать анализ структуры и динамики численности пенсионеров, состоящих на учете в управлении социальной защиты населения администрации Октябрьского района города Могилева, динамику назначенных им трудовых пенсий по возрасту;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………….. 6
Сущность пенсионной системы ……………………………………….. 6
Нормативно-правовые документы в сфере пенсионного
обеспечения …………………………………………………………….. 12
Методика начисления пенсий ………………………………………... 16
Зарубежный опыт ……………………………………………………... 24
АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………………. 26
Организационная структура администрации Октябрьского района
города Могилева по пенсионному обеспечению …………………. 26
Виды начисляемых пенсий: трудовые и социальные ……………… 30
Анализ начисления пенсий разным категориям лиц ………………. 42
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………….. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 63
Пенсии, назначенные в соответствии с настоящим Законом, повышаются:
а) Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, лицам, награжденным орденами Славы трех степеней, орденами Трудовой Славы трех степеней, - на 500 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
(пункт "а" части 1 статьи 68 в ред. Законов Республики Беларусь от 22.06.2001 N 34-З, от 08.01.2002 N 82-З (см. приложение 4));
б) инвалидам войны I и II группы - на 400 процентов, III группы - на 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим службу в составе действующей армии либо принимавшим участие в боевых действиях при выполнении интернационального долга, и партизанам - на 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
лицам из числа вольнонаемного состава, проходившим службу или работавшим в составе действующей армии, - на 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
лицам, принимавшим участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943 - 1945 годах, - на 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
лицам, работавшим в период блокады города Ленинграда на предприятиях, в учреждениях и организациях города, и лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - на 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
бывшим узникам фашистских концлагерей (гетто и других мест принудительного содержания в период войны), если они не совершили в этот период преступлений против Родины, - на 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий), - на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
лицам, награжденным орденами и медалями за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, - на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту (пункт "б" части 1 статьи 68 в ред. Закона Республики Беларусь от 22.06.2001 N 34-З (см. приложение 4));
в) родителям и женам (не вступившим в новый брак) военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), - на 180 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
детям - инвалидам с детства военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также родителям, женам (не вступившим в новый брак) и детям - инвалидам с детства умерших инвалидов войны - на 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (пункт "в" части 1 статьи 68 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2002 N 122-З (см. приложение 4));
г) гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам в период репрессий 20 - 80-х годов и впоследствии реабилитированным, - на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
д) донорам, награжденным знаком почета "Почетный донор Республики Беларусь", знаками "Почетный донор СССР", "Почетный донор Общества Красного Креста БССР", по достижении общеустановленного пенсионного возраста - на 40 процентов минимального размера пенсии по возрасту (пункт "д" части 1 статьи 68 введен Законом Республики от 15.07.1998 N 188-З (см. приложение 4)).
При наличии права на повышение пенсии по различным основаниям, предусмотренным пунктом "б" настоящей статьи, начисляется одно из указанных в нем повышений.
Социальные пенсии назначаются в следующих размерах:
а) инвалидам I группы, инвалидам с детства I и II групп - 150 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 23), (пункт "а" статьи 73 в ред. Законов Республики Беларусь от 15.07.1998 N 188-З, от 09.07.1999 N 276-З (см. приложение 4))
б) инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства); лицам, достигшим возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет; детям в случае потери кормильца (пункт "а" статьи 35) на каждого ребенка - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (пункт "б" статьи 73 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.1998 N 188-З (см. приложение 4)).
в) инвалидам III группы - 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту (пункт "в" статьи 73 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.1998 N 188-З (см. приложение 4)).
г) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой - 150 процентов, второй - 175 процентов, третьей - 200 процентов, четвертой - 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту (пункт "г" статьи 73 введен Законом Республики Беларусь от 09.07.1999 N 276-З (см. приложение 4)).
К социальной пенсии инвалидам I группы (в том числе инвалидам с детства) устанавливается надбавка на уход за ними в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
Инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
Пенсии за выслугу лет (кроме пенсий работникам летного и летно-испытательного состава и работникам следственного аппарата прокуратуры) назначаются в размере 55 процентов заработка (статьи 56 – 58 (см. приложение 4)), но не ниже минимального размера пенсии.
За каждый полный год выслуги сверх требуемой пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии).
В случаях, если стаж работы, исчисленный в соответствии со статьями 51 - 53 настоящего Закона, превышает срок выслуги, пенсия может быть исчислена исходя из имеющегося стажа работы до назначения пенсии (часть 3 статьи 50 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.03.1995 N 3624-XII (см. приложение 4)).
Минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 23 (см. приложение 4)).
Порядок исчисления пенсий работникам летного и летно-испытательного состава, а также работникам следственного аппарата прокуратуры устанавливается Советом Министров Республики Беларусь (часть 5 статьи 50 в ред. Законов Республики Беларусь от 01.03.1995 N 3624-XII, от 15.07.1998 N 188-З (см. приложение 4)).
Минимальные размеры пенсий (статьи 23, 31, 38, 50 (см. приложение 4)) и социальные пенсии (статья 73 (см. приложение 4)) повышаются в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Перерасчет пенсий производится четыре раза в год: с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.
Если пенсионер, получающий пенсию по инвалидности, проработал 24 месяца с более высоким заработком, то ему начисляется новый индивидуальный коэффициент с более высокого заработка.
В связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих в республике производятся корректировка фактического заработка пенсионера для соответствующего перерасчета пенсии, а также повышение пенсий, исчисленных в минимальном размере (часть 1 статьи 70 в ред. Законов Республики Беларусь от 01.03.1995 N 3624-XII, от 06.11.1996 N 764-XIII, от 15.07.1998 N 188-З (см. приложение 4)).
Перерасчет пенсий в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с величиной средней заработной платы рабочих и служащих в республике, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. Перерасчет производится на основании средней заработной платы рабочих и служащих за соответствующий квартал по истечении месяца, следующего за этим кварталом (часть 2 статьи 70 в ред. Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 N 203-З (см. приложение 4)).
В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий в соответствии с частью второй настоящей статьи не возникнет, с 1 ноября пенсии перерассчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы рабочих и служащих в республике за III квартал (часть 3 статьи 70 введена Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 N 203-З (см. приложение 4)).
Повышение пенсий, исчисленных в минимальном размере, производится независимо от надбавок к пенсиям и их повышений, предусмотренных действующим законодательством (часть 4 статьи 70 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.03.1995 N 3624-XII (см. приложение 4)).
Порядок перерасчета пенсий и повышение пенсий, исчисленных в минимальном размере, в соответствии с настоящей статьей определяются Советом Министров Республики Беларусь (часть 5 статьи 70 в ред. Законов Республики Беларусь от 01.03.1995 N 3624-XII, от 15.07.1998 N 188-З (см. приложение 4)).
При исчислении заработка и установлении размера пенсии округление сумм производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.1998 N 188-З (см. приложение 4)).
Таким образом, методика начисления пенсий очень разнообразна и зависит от многих факторов: категории гражданина, стажа, условий работы и многого другого.
1.4. Зарубежный опыт
При реформировании отечественной пенсионной системы необходимо изучить мировой опыт, который содержит много полезного и ценного.
Анализируя мировую практику, можно привести в пример личные пенсионные счета в США. Такой подход не вызывает у американцев возражений прежде всего потому, что сами они прекрасно понимают: главное назначение накоплений - достойная пенсия в старости. Кроме того, такой способ накопления у них очень выгоден. Согласно американскому законодательству средства на счетах и доход по ним не облагаются подоходным налогом за весь период накопления, в то время как при хранении денег на обычном счету в какой-то финансовой компании налоги взимаются обязательно.
Аналогичный подход характерен и для Эстонии. Решив повысить жизненный уровень пенсионеров, в 1997 году ввели трехуровневую пенсионную систему. В качестве третьего уровня служит дополнительная индивидуальная пенсия, базирующаяся на личных взносах и на принципе накопления. Иметь ее или не иметь - полностью зависит от личного желания человека, участие всецело добровольное. Выплаты пенсий по этому виду страхования начинаются с 55 лет либо при наступлении стойкой нетрудоспособности. В Эстонии количество участников добровольного пенсионного страхования достигло 10% активно работающего населения.
Система пенсионного страхования другой развитой страны, Германии, кроме государственной пенсионной системы - первый уровень, включает в себя еще два уровня: обеспечение в старости от предприятий - второй уровень, и частная система пенсионного обеспечения - третий уровень. Второй и третий уровни не являются обязательными. Только второй уровень охватывает 43 процента населения страны. В Германии, кроме этого, государство поощряет участников добровольного пенсионного страхования через систему дополнительных детских пособий [23, 134].
Общая схема параметров пенсионной системы представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Параметры пенсионной системы США, Эстонии, Беларуси
Параметры |
Страны | |||
США |
Эстония |
Германия |
Беларусь | |
Пенсионные счета Государственная пенсионная система Обеспечение от предприятий Пенсионное страхование |
+
+
+
+ |
+
+
-
- |
+
+
-
+ |
-
+
-
+ |
Международная практика пенсионного обеспечения, как правило, предусматривает обязательное установленное законом социальное страхование, включая пенсионное, всех лиц, работающих по найму. Для этого наряду с трудовыми и социальными пенсиями используются так называемые производственные и профессиональные системы страхования, которые формируются автономно за счет страховых платежей нанимателей и в отдельных случаях – при участии государства. Другими словами, риски потери трудоспособности наемных работников от трудового увечья, профессиональных заболеваний, вредных условий труда и последующего пенсионного обеспечения несет тот, кто эти риски создает. Это аксиома, которая подтверждена более чем столетним опытом функционирования систем «страхования на работе» в большинстве развитых стран [11, 56].
Таким образом, мы видим, что каждая страна пытается строить свою модель системы пенсионного обеспечения.
В данной главе изучалась документация, которая является базой для начисления различных видов пенсий.
Информация о работе Пенсионная система в Республике Беларусь