Планирование издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Отрасль — выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по признаку единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг.
Отрасль характеризуется также единством и однородностью потребляемого сырья; общностью технологической базы и технологических процессов; однородным профессиональным составом кадров.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая машиностоения.docx

— 445.74 Кб (Скачать файл)

темпы  роста оборотов в 2005‐2006 гг. показывали судостроение и авиа и ракетостроение, однако, в2007 году они замедлились, в то время как темпы роста выручки других секторов ускорились (см. рис.5). 

Рис. 5. Средние  темпы роста выручки компаний различных секторов машиностроительной отрасли, - %, базовый год - 2005

В результате лидерами по средним темпам роста оборотов в 2005‐2007 году  

стали компании энергетического машиностроения. Их совокупная  выручка  за  анализируемый  период выросла в 4,2 раза. Минимальные темпы роста демонстрировали  предприятия  автомобильного и железнодорожного машиностроения, увеличившие выручку за три года лишь в 2 раза. Сектор  энергетического  машиностроения  на протяжении трех лет оставался также лидером по средним темпам роста активов предприятий (см. рис.6). 

Рис. 6. Средние  темпы роста активов компаний  различных секторов машиностроительной отрасли, %, базовый год – 2005

За 2005‐2007 их  совокупный  объем вырос  в  3,1  раза, в то время как активы 

судостроительных и автомобилестроительных компаний за это же время 

увеличились всего на 36% и 78%, показав минимальный прирост среди  рассматриваемых секторов. Структура  отрасли  по  данным,  раскрываемым Госкомстатом, в последние 3 года остается практически неизменной

(см.рис.3)

Рис. 3. Структура  машиностроительной отрасли

Почти половина  доходов  приходится  на  производителей 

транспортных средств и оборудования, по четверти рынка занимают производители электрооборудования и производители промышленных машин и 

оборудования.Более подробное распределение компаний отрасли по выручке показывает, что 54% полученной в 2007 году выручки (см. рис.4).

Рис.4. Распределение компаний отрасли  по выручке, 2007 г. 

И 50% чистой прибыли пришлись на автомобилестроителей  (см. рис.8), в  то время как по активам они занимают 39% рынка (см. рис.7).  

Рис.8. Распределение  компаний                 Рис 7. Распределение компаний

отрасли по чистой прибыли                        отрасли по активам

 

Авиа- и ракетостроители обеспечили 14% выручки и 15% чистой прибыли 

сектора при 20%‐ой доле по активам.Третье место в выборке по доле выручки и прибыли занимает сектор энергетического машиностроения 6% и 9% 

соответственно при доле в активах в 8%.  Наименьший  вклад  в полученную  в 2007 году выручку и прибыль внесли предприятия сельскохозяйственного 

машиностроения.

Характеристика предприятий отрасли.

Общее число компаний машиностроительного  сектора на отечественном рынке, согласно данным Госкомстата составляет  более  90  тысяч, 7,5 тысяч из которых относятся к крупным и средним.

   Уровень концентрации в отрасли невысок: на долю трех компаний‐лидеров (АвтоВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ) приходится 16% совокупной выручки сектор. 

Согласно критериям ФАС, это свидетельствует  об относительно слабой 

концентрации в секторе. Высокая дифференциация выпускаемой продукции  привела  к  тому,  что  машиностроительные компании,  являясь  крупнейшими  российскими производителями  определенных  видов  продукции, имеют относительно небольшие размеры по сравнению 

с крупнейшими предприятиями других отраслей. Так, оборот лидера отрасли АвтоВАЗа в разы меньше оборотов лидирующих предприятий нефтяной, 

металлургической и газовой  промышленности. Характеризуя предприятия машиностроительной отрасли по масштабам деятельности, рассмотрим

распределение крупнейших компаний по годовому обороту (см. рис. 9)

Рис. 9. Распределение  компаний отрасли по выручке, 2007 год

 

 

 

По итогам 2007 года лишь 3% компаний получили выручку, превышающую 2 млрд. $. Это крупнейшие представители  отрасли АвтоВАЗ, Группа ГАЗ, Форд Мотор, КамАЗ, Концерн ПВО Алмаз-Антей  и Трансмашхолдинг. 

Еще 9% компаний получили выручку от 1 до 2 млрд. $.

Среди них Соллерс (Севастополь-Авто) ТВЭЛ, Ахк Сухой, ПО Уралвагонзавод, Автотор, Концерн Тракторные заводы, Автофрамос,

ОПК Оборонпром и др. Все это крупнейшие предприятия отрасли,  большинство из которых являются холдингами и объединяют  в  себе  несколько машиностроительных заводов.  Большая  часть  исследуемых  компаний - более  50%, имели в 2007 году выручку в интервале до 100 млн. $.

Стоит учесть, что в анализируемый список вошли 200  наиболее  крупных  и  известных  компаний отрасли,  которые  либо  фигурируют  в  списке “Эксперт‐400”, либо торгуются на российских биржевых площадках. 

Остальные предприятия отрасли  характеризуются  еще  более  низкими показателями оборота и прибыли. 

2.3.  Темпы и пропорции  развития отрасли машиностроения

     Установление научно-обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.

Машиностроение  отличается разветвленной отраслевой структурой, постоянным увеличением  количества отраслей. Ведущая роль машиностроения в народном хозяйстве  предполагает создание такой его  структуры, которая отвечала бы задачам. Освоенности расширенного воспроизводства, всемерного повышения экономической  эффективности производства. Такая структура создается путем установления и научного обоснования темпов роста и доли каждой отрасли в машиностроительном производстве, путем обеспечения пропорциональности между отраслями в соответствии с уровнем развития производительных сил и потребностями отечественного и мирового рынков в продукции машиностроения. При том предусматривается преимущественное развитие отраслей и производств, обеспечивающих научно-технический прогресс.

Объективной закономерностью  развития советского машиностроения являлось опережение темпов его отраслей по сравнению с темпами развития отраслей — потребителей его продукции. Так, за 1950-1990 гг. прирост продукции машиностроения в 2 раза превосходил отрасли группы «А», т.е. тяжелую промышленность страны.

Процесс перехода России к рыночной экономике  тяжело отразился на машиностроении. Здесь произошел значительный спад производства большинства видов  машиностроительной продукции.

Ниже представлена динамика производства в промышленности и машиностроении (табл. 2.3).

Таблица 2.3.

Индексы промышленного производства (1990 г. = 100)

 

1992

1995

1998

1999

2000

или

2002

Вся

промышленность

75

50

46

51

57

60

62

в том числе:

             

машиностроение и

металлообработка

77

41

37

44

52

56

57

               

машиностроение

75

39

37

38

45

48

49


 

Эти данные свидетельствуют о том, что  за указанный период снижение производства в машиностроении было больше чем  в промышленности в целом. Это  крайне негативное явление, поскольку  машиностроение является структурообразующей  отраслью в народном хозяйстве страны. Опережающие темпы развития машиностроения позволяют расширять технологический парк машин в отраслях потребителях, заменять машины, ежегодно выбывающие вследствие износа, повышать уровень механизации и автоматизации производства, с тем, чтобы облегчить труд и повысить его производительность.

Чем выше темпы  развития отраслей народного хозяйства  и глубже процессы механизации и  автоматизации производства, тем  более возрастает необходимость  ускорить темпы роста машиностроения. Изменения в отраслевой структуре машиностроения взаимосвязаны с развитием и изменением его производственных связей. Производственные связи могут быть межотраслевыми и внутриотраслевыми. Все они основаны на получении и поставках изделий производственного потребления — орудий и предметов труда — одними отраслями промышленности другим или внутри отрасли отдельными предприятиями в порядке как снабжения, так и кооперирования. К производственным относятся связи по снабжению металлом, электроэнергией, топливом, по поставке готовых машин, оборудования, приборов, а также отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, заготовок. Межотраслевые и внутриотраслевые связи отражают взаимоотношения машиностроения с отраслями народного хозяйства и промышленности, а также взаимоотношения отраслей внутри машиностроения.

Уровень межотраслевых  производственных связей зависит от степени дифференциации отраслевой структуры машиностроения, промышленности и народного хозяйства в целом. Связи каждой отрасли определяются ее ролью в процессе воспроизводства, характером экономического назначения продукции и используемых в процессе производства орудий и предметов  труда. Производственные связи между  отраслями устанавливаются путем разработки материальных балансов, в которых отражаются все ресурсы определенного вида продукции и их распределение. Материальные балансы, разрабатываемые по важнейшим видам продукции, позволяют раскрыть связи определенной отрасли с отраслями потребителями данной продукции, показать соотношение между производством и потреблением. Но в реальных условиях общественного производства отрасли находятся в более глубоких производственных связях друг с другом, поэтому в системе частных материальных балансов трудно и практически невозможно выделить все цепные связи, относящиеся к данному конкретному продукту.

Вся совокупность отраслевых связей в народном хозяйстве  и промышленности раскрывается с  помощью разработки межотраслевого баланса производства и потребления  продукции.

     Составление межотраслевого баланса  является методологически сложной  и объемной работой. Весь цикл  его построения в нашей стране  — от подготовительных работ  до выпуска составляет от четырех  с половиной до шести лет (в зарубежных странах от 6 до 8 лет). Разрабатываемые ранее балансы строились в концепции баланса народного хозяйства и отражали воспроизводственные процессы в условиях централизованной планово-регулируемой экономики. Переход хозяйственных субъектов к рыночным отношениям обуславливает необходимость адекватного отражения воспроизводственных процессов экономики России. Решением этой задачи является составление межотраслевого баланса за 1995 год в концепции национальных счетов.

Уровень детализации  межотраслевого баланса 1995 года предполагал  выделение примерно 200 отраслей. Классификация  отраслей и соответствующих им групп  товаров и услуг для группировки  первичной информации предусматривает 220 отраслей, в том числе 195 отраслей, производящих товары, и 25 - услуги.

Нахождение наиболее эффективной отраслевой структуры  промышленного производства предполагает многовариантную разработку межотраслевого баланса. Эта задача решается с использованием экономико-математической модели баланса  и электронно-вычислительных машин.

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и тенденции развития машиностроения

3.1. Современное состояние отраслевой структуры машиностроения

В промышленно развитых странах, где  кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения  текущей конъюнктуры меньше всего  затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной  продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных  ситуаций.

Машиностроению  России   в  последнее  время   присуща  диаметрально

противоположная тенденция — опережающее снижение производства наиболее

прогрессивной техники. В результате можно полностью  утратить накопленный за

предшествующие  годы  технологический  потенциал,  хотя  и  недостаточно

30качественный, но все же имеющий принципиальное  значение для дальнейшего функционирования  экономики. Распад единого машиностроительного  комплекса СССР на отдельные  республиканские блоки резко  обострил проблемы машиностроения  России, так как одновременно  распались внешнеэкономические  связи в области торговали  машинами и оборудованием, которые  отлаживаюсь десятилетиями и  благодаря чему сложился определенный  баланс в насыщении отраслей  народного хозяйства России современной  техникой. Структура конечной продукции  отечественного машиностроения  на рубеже последних десятилетий  отличалась «утяжеленностью» и  высокой степенью милитаризации.  Доля военной техники оставалась  непомерно высокой при резком  отставании выпуска потребительских  товаров и особенно оборудования  для непроизводственной сферы.  В первой половине 1980-х гг. рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 1990-х гг. в обвальное падение.

Резкое  сокращение производства в начале 1990-х гг. меньше затронуло выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего, — главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники,

Информация о работе Планирование издержек