Понятие занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 07:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости.
Информация заимствовалась из материалов, журнальных статей и научных трудов ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда и мировой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

В России в 2010 г. восстановился экономический рост, но его темп был заметно ниже, чем в 2000-2007 гг. Как и в предыдущие годы, рост был выше, чем в развитых странах, но ниже, чем в Китае, Индии и Бразилии. Правда, из-за сильного спада в разгар кризиса (9 % ВВП и почти 15 % в промышленности) задача восстановления экономики существенно усложнилась (как и вхождения России в пятерку самых крупных по объему ВВП стран к 2020 г.).

Восстановление темпов роста ВВВ отразилось на уровне занятости населения. Ситуация на рынке труда к концу 2010 г. оказалась значительно лучше, чем ожидалось в начале года. К декабрю безработица снизилась на 0,7 млн и достигла 5,7 млн чел., зарегистрированная безработица снизилась на 183,1 тыс. - до 1,9 млн чел. Можно сказать, что феномен jobless recovery (восстановления производства при отставании в восстановлении занятости), характерный для системных кризисов, в России не наблюдается. С точки зрения социально-политической стабильности, такую ситуацию можно только приветствовать. Однако у нее есть два возможных объяснения, которые не позволяют оценивать восстановление рынка труда однозначно позитивно.

Во-первых, феномен jobless recovery -- оборотная сторона, индикатор структурной трансформации экономики. Он означает усиление структурной безработицы, то есть появление новых рабочих мест и нехватку людей с нужной квалификацией. Иными словами, этот феномен выступает фактором модернизации, с которой связан выход из кризиса. При его отсутствии нужно специально обсуждать вопрос о наличии модернизации на выходе из кризиса. В этом же направлении на экономику воздействует и политическое давление на бизнес и регионы с требованием обеспечить занятость.

Во-вторых, в специфической демографической ситуации современной России отсутствие отставания занятости от восстановления экономики может свидетельствовать о более активном выходе работников на пенсию, то есть о снижении безработицы за счет не только роста занятости, но и сокращения рабочей силы в трудоспособном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ

 

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях становления и закрепления рыночных отношений в нашей стране эти проблемы проявляются особенно остро, т.к. государственная политика в области занятости пока пассивна и ориентирована на достижение краткосрочных целей.

Государственные инвестиции образуются из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников. Активизация государственной инвестиционной политики на современном этапе является ключевым условием перехода российской экономики к устойчивому росту. Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов. Реализация задач современного этапа экономического развития требует более активной государственной инвестиционной поддержки.

При анализе вопроса о возможностях государственной инвестиционной поддержки рынка труда нельзя не учитывать крайнюю ограниченность бюджетных средств. Вместе с тем в современных условиях не меньшее значение приобретают повышение качества обоснования и четкости реализации государственной инвестиционной политики, учет степени проработанности и реальности бюджетного планирования.

В настоящее время идет активный поиск моделей регулирования рынка труда. Определение основных направлений, форм и методов регулирования рынка труда сдерживается неопределенностью конечных целей реформирования экономики, отсутствием окончательной стратегии экономического развития.

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; а также координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

Одну из ключевых ролей в регулировании рынка труда играют государственные службы содействия найму.

Статьей 7.1 федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» определены полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:

1) осуществление контроля за: обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; регистрацией инвалидов в качестве безработных;

2) регистрация граждан в целях  содействия в поиске подходящей  работы, а также регистрация безработных  граждан;

3) оказание в соответствии с  законодательством о занятости  населения различных государственных  услуг.

4) разработка и реализация региональных  программ, предусматривающих мероприятия  по содействию занятости населения, включая программы содействия  занятости граждан, находящихся  под риском увольнения, а также  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих  трудности в поиске работы;

5) организация и проведение специальных  мероприятий по профилированию (распределению  безработных граждан на группы  в зависимости от профиля их  предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста  и других социально-демографических  характеристик в целях оказания  им наиболее эффективной помощи  при содействии в трудоустройстве  с учетом складывающейся ситуации  на рынке труда) безработных граждан;

6) проверка, выдача обязательных  для исполнения предписаний об  устранении нарушений законодательства  о занятости населения, привлечение  виновных лиц к ответственности  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

7) принятие мер по устранению  обстоятельств и причин выявленных  нарушений законодательства о  занятости населения и восстановлению  нарушенных прав граждан;

8) обобщение практики применения  и анализ причин нарушений  законодательства о занятости  населения в субъекте Российской  Федерации, а также подготовка  соответствующих предложений по  совершенствованию данного законодательства.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности населения и поправочных коэффициентов, учитывающих уровень безработицы и размеры выплат пособий по безработице.

В случае уменьшения объема средств, направленных на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, высвободившиеся средства могут быть направлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации на финансирование иных полномочий.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы осуществляет ряд функций по регулированию вопросов труда и занятости населения, которые чётко прописаны в законодательстве.

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, Счетной палатой Российской Федерации.

Законодательством определены источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения. Данные мероприятия являются расходными обязательствами Российской Федерации. Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.

С целью стабилизации ситуации на рынке труда субъектами РФ утверждаются различные региональные программы, реализующиеся посредством государственных инвестиций в эти программы.

В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, о реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направило информацию по вопросам реализации региональных программ.

В соответствии с указанной информацией разработка и корректировка региональной программы субъекта Российской Федерации производится в зависимости от ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

Правительством РФ разработаны правила, определяющие порядок отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Оно осуществляется на основании статистических данных о занятости населения и безработице, получаемых органами государственной статистики в установленном порядке. Государственный комитет Российской Федерации по статистике ежегодно, до 15 марта, представляет в Министерство труда и социального развития Российской Федерации статистические данные по Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации за 2 предыдущих года по следующим показателям:

а) уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения (в процентах);

б) уровень общей безработицы - отношение общей численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах);

в) уровень регистрируемой безработицы - отношение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, к численности экономически активного населения (в процентах);

г) доля безработных, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных (в процентах);

д) доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации (по крупным и средним организациям) в общей численности, работающих в этих организациях (в процентах);

е) коэффициент напряженности на рынке труда - отношение общей численности безработных к количеству вакансий в крупных и средних организациях.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации, основываясь на представленных статистических данных, с использованием методики расчета по порядковым номерам определяет территории, которые относятся к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Всем показателям в зависимости от их величины присваивается порядковый номер, определяемый исходя из количества территорий. При равной величине одного показателя у разных территорий этому показателю присваиваются одинаковые порядковые номера. У показателя уровня занятости населения порядковый номер находится в обратной зависимости от его величины: чем больше его величина, тем меньший порядковый номер ему присваивается. Порядковые номера остальных показателей тем больше, чем больше их величина. Для каждой территории определяется общий показатель путем деления суммы порядковых номеров всех показателей этой территории на число показателей.

Информация о работе Понятие занятости населения