Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке.
Объект исследования - потребительский спрос и предложение.
Предмет исследования - понятие и сущность потребительского спроса и предложения на потребительском рынке в современной России,

Содержание

Введение …………………………………………………………………………5
1. Теоретические основы потребительского спроса и предложения
1.1. Понятие и сущность спроса ……………………………5
1.2. Понятие и сущность предложения………………………………….7
1.3. Поведение потребителей ………………………………………………15
2. Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок)……………………………………………………………………………21
2.1. Влияние уровня доходов на поведение потребителей в российской экономике
2.2. Экономические показатели потребительского рынка России
2.3 Динамика доходов и их влияние на спрос на потребительские товары

Заключение …………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 151.46 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………5

1. Теоретические основы потребительского спроса и предложения

    1.1. Понятие и сущность спроса ……………………………5

    1.2. Понятие и сущность предложения………………………………….7

    1.3. Поведение потребителей ………………………………………………15

2. Потребительский  спрос и предложение в современной  России (внутренний рынок)……………………………………………………………………………21

   2.1. Влияние  уровня доходов на поведение  потребителей в российской экономике

   2.2. Экономические  показатели потребительского рынка  России

   2.3 Динамика доходов и их влияние на спрос на потребительские товары 

Заключение …………………………………………………………………..

Список использованных источников и литературы…………………………..

Приложения 1 
 
 
 
 
 

Введение 

        В данной работе рассматривается тема "Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке". Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.

Состояние индивидуального  рынка (рынка отдельного товара или  услуги) зависит от поведения покупателей  и продавцов. Рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении будет  максимизировать совокупную полезность, 1) распределяя свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были бы равны или 2) приобретая набор товаров, соответствующий точке касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия.

Основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и спросом  существует обратная зависимость. Кроме  цен на спрос влияют: предпочтения покупателей, их доходы, цены других товаров, ожидания покупателей. Степень изменения  спроса под влиянием изменения факторов спроса называется эластичностью, которая  измеряется коэффициентом эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность и эластичность по доходу. Ценовая эластичность спроса зависит от наличия заменителей, доли товара в бюджете, степени необходимости  товара и др.

Так же, как и  спрос, предложение зависит от цены. Между ценой и предложением существует прямая зависимость. Важнейший неценовой  фактор, влияющий на предложение - это  издержки производства. Степень изменения  предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения зависит, прежде всего, от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

В настоящее  время в нашей стране экономическое  и социальное развитие общества, проводимые реформы не могут идти в разрез с требованием достижения высокого уровня жизни всех слоев населения, повышения жизненного стандарта, одной  из сторон проявления которого является потребление.

Цель работы - проанализировать потребительский  спрос и предложение на внутреннем рынке.

Объект исследования - потребительский спрос и предложение.

Предмет исследования - понятие и сущность потребительского спроса и предложения на потребительском  рынке в современной России,

Современное состояние  экономической и социальной сфер Российской Федерации во многом напоминает ситуацию в развивающихся странах  в 70-80-е гг. XX в., к которой они пришли после оказанной Западом экономической помощи: усиливающаяся с каждым годом дифференциация населения, бедность, долговое бремя, разрушение экономики. Нищета, захлестнувшая Россию в последние годы, заставляет переосмыслить многие вопросы нашего бытия, в первую очередь о рыночном переустройстве общества, а потребительский рынок отражает достижения и неудачи проводимых преобразований.

За годы реформ благодаря свободе цен, торговли он подвергся существенным изменениям: появилось много новых торговых площадей и точек, переоснащены и модернизированы старые, рынок насыщен товарами в пестрых, привлекающих взгляд упаковках. Именно это разнообразие, отсутствие изнурительных очередей создает впечатление благополучия общества. В целом предложение товаров и услуг стало значительно шире. Вместе с тем исчезли многие привычные торговые площади или они расширились и перепрофилировались, резко сократился ассортимент отечественных товаров. Они растворились в общей кричащей массе товаров и часто сами приобрели вызывающий вид. Многие из них теперь приходится покупать целенаправленно, как это происходило с потребительским импортом раньше.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- дать общее  понятие спроса и предложения;

- проанализировать  особенности потребительского спроса  в современной России и факторы,  оказывающие на него влияние;

- оценить внутренний  потребительский рынок в России, охарактеризовать потребительское  поведение.

Рассмотрим подробнее  потребительский спрос и предложение  на внутреннем рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  потребительского  спроса и предложения 

     1.1. Понятие и сущность  спроса

     Спрос и закон спроса. Неценовые факторы, определяющие объем  спроса.

     Рынок – взаимосвязь между производителями  и потребителями продукции в  форме купли-продажи товаров, сфера  реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Состояние рынка  определяется соотношением величины спроса и предложения.

     Спрос и предложение – это проявление действующего в конкурентной рыночной системе основного закона ценообразования  на любые блага или услуги. Содержание законов спроса и предложения  выражается в особом взаимодействии между изменяющимися на рынках ценами и количеством благ, покупаемых потребителями  и выпускаемых фирмами. Особенности  взаимной зависимости таких переменных, как цена и количество купли-продажи  благ по этой цене, позволяют рассматривать  спрос в качестве функции покупателя, а предложение – в качестве функции продавца.

     Спрос показывает количество товаров и  услуг, которые покупатели желают и  способны приобрести по определенной цене и в течении определенного периода времени, при прочих равных условиях.

     Между рыночной ценой товара и тем его  количеством, на которое предъявляется  спрос, существует определенное соотношение: как правило, чем выше цена, тем  меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т.е. меньше уровень  спроса (при данном уровне доходов); и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и  количество приобретаемого товара.

     Изобразим эту зависимость между ценой  и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате – движение цены Р, то получиться следующий результат, изображенный на рисунке 1. 

     Рисунок 1. Кривая спроса

      Р 

     P1 ……… 

     P2 ……….….

      D

     Q1 Q2 Q 

     Кривую  D в экономической литературе называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене Р1 величина спроса составляет Q1, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2 и т.д.

     Полученная  кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим  образом: если цена какого либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос  будет предъявляться на меньшее  количество этого товара. Та же зависимость  может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

     Для каждого товара существуют свои кривые спроса. Однако было бы неправильно  представить их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса могут смещаться. В  связи с этим важно различать  величину спроса и сам спрос. При  снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение  потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (как  высокой, так и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара.

     Закон спроса имеет силу в отношении  практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены  при помощи двух известных в экономической  теории эффектов: эффекта дохода и  эффекта замещения. Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. Например, в ситуации с покупкой нормальных товаров (т.е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки. В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.

     В экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению  спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена. Имеются и другие (помимо эффекта Гиффена) исключения из закона спроса. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены. Поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все» (так называемый эффект сноба). С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары, прежде всего из-за престижных соображений (так называемый эффект Веблена).

     Следует различать обычное изменение  количества покупок товаров под  воздействием движения цен от изменения  собственно спроса. Как отмечалось выше, количество покупок товаров  обратно пропорционально движению их цен и ни в коей мере не отражает изменение покупательского спроса на эти товары. Изменение спроса проявляется в изменении количества покупок товаров, но происходит это  при их неизменной цене, т.е. под воздействием неценовых факторов. Иными словами, функция покупательского спроса изменилась по причинам, не связанным с движением товарных цен. К числу неценовых причин изменения спроса относятся следующие:

     1. Потребительские  вкусы. Достаточно динамично изменяет объем спроса такой фактор, как вкусы и предпочтения потребителей. На потребительские предпочтения и их изменение в свою очередь оказывают влияние мода, технический прогресс, семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций. Благоприятные предпочтения во вкусах потребителей и их выборе вызовут увеличение спроса при любой цене. В результате произойдет смещение кривой спроса вправо. И наоборот, неблагоприятные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей относительно данной продукции приведут к снижению спроса на нее, а кривая спроса сместиться влево.

     2. Число покупателей.  Очевидно, что увеличение на конкретном рынке числа покупателей данного товара равнозначно росту спроса, а уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса на этот товар.

     3. Доход. Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

Информация о работе Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок)