Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:55, курсовая работа
Важнейшими направлениями формирования
рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства,
разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике,
потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее
приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования
рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать
процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности
российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт
приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Введение…………………………………………………………………………………………………………...3
1. Теория приватизации…………………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность приватизации……………………………………………………………………………..5
1.2. Формы и способы приватизации……………………………………………………………….7
1.3. Цели приватизации……………………………………………………………………………………10
2. Практические аспекты приватизации в России…………………………………………..12
2.1. Этапы приватизации………………………………………………………………………………….12
2.2. Итоги приватизации…………………………………………………………………………………..15
2.3. Перспективы приватизации………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………………….23
Введение. 3
Глава 1. Теория приватизации. 8
1.1. Сущность приватизации
1.2. Формы и способы приватизации
Глава 2. Модели и особенности приватизации в зарубежных странах. 20
Глава 3. Российский опыт приватизации. 32
3.1. Необходимость приватизации
3.2. Этапы приватизации
3.3. Предварительные итоги
3.4. Перспективы приватизации
Заключение. 68
Список литературы: 73
Приложения. 75
Актуальность темы исследования. Важнейшими направлениями формирования
рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства,
разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике,
потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее
приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования
рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать
процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности
российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая),
проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной
скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального
имущества являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро,
последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым
проявлением изменений в экономике.
Анализ
теории и практики
важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя
причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках
различных стран изменений при переходе от административно-командной к
рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских
исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих,
использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и
вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество
дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного
характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике
появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего
развертывания приватизационного процесса.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само
понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная
собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте
приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности
приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях
приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной
справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях
приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа
приватизации, определение ее темпов, приоритетов.
Анализ
организации
показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный
характер. Основными негативными чертами являются следующие:
1. Единообразие
способов приватизации для
объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых
коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку
согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами)
и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в
темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее
действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ
передачи собственности. Его организационная форма - введение системы
приватизационных чеков на предъявителя.
4. Административное
установление высоких «заданий»
приватизации.
Внеэкономическое
принуждение в процессе
проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них - порядок
использования и финансирования объектов социально-культурного значения,
условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и
недвижимости.
Многие
элементы приватизационного
и в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения
способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции
государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к
денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.
Выработка
общей стратегии
пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации
и методах оценки имущества.
Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего
общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная
пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как
специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ
приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации
превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную
справедливость («чековая приватизация»).
Рассмотрение
проблем, связанных с
сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже
акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок
проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах,
является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций.
Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны,
однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.
Завершение начального этапа приватизации в России (так называемой
«чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей.
Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в
прогнозе постприватизационного развития предприятий.
Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт
приватизации,
рассмотреть перспективы
Задачи исследования:
. определить
экономическое содержание
. провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления
приватизации;
. изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации;
. проанализировать
предварительные итоги
минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход
приватизационного процесса в России;
. рассмотреть
перспективы приватизации в
При написании
работы использовался
научной и научно-методической литературы, а также законодательные и
правительственные документы.
Глава 1. Теория приватизации.
1 Сущность приватизации.
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к
рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений,
возникающих в связи с изменением формы собственности на средства
производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение
методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть
экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению
формы собственности на средства производства с государственной на частную
(в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным
воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение
приватизации
формулируется как переход
сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления
заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением
собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат
государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет
единого определения приватизации. В западных странах можно встретить
множество определений, такие как:
. переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного
сектора)
или смена государственной
. полная
продажа государственных
. продажа части активов;
. передача
функций государственной
хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели
приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на
определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к
следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся
совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в
реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким
образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии
затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов.
Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными
чеками - ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность
подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа
на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие
акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники
указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме
того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.[7]
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её
проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или
быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в
государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за
2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным
причинам:
1. сбережения,
необходимые для
объектов промышленности, накапливаются медленно;
2. требуется
время, чтобы рынок стал
рыночную стоимость предприятий;
3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо
реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы
выставить на продажу;
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые
сроки создать
новый класс частных
реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого
фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из
моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к
ожидаемому эффекту.
Приватизация
с одной стороны, должна
стать элементом
реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.[9]
Основные
цели приватизации в
1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая
принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной
справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,
необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного
потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные
Информация о работе Приватизация в России и ее социально-экономические последствия