Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:55, курсовая работа
Важнейшими направлениями формирования
рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства,
разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике,
потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее
приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования
рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать
процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности
российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт
приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Введение…………………………………………………………………………………………………………...3
1. Теория приватизации…………………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность приватизации……………………………………………………………………………..5
1.2. Формы и способы приватизации……………………………………………………………….7
1.3. Цели приватизации……………………………………………………………………………………10
2. Практические аспекты приватизации в России…………………………………………..12
2.1. Этапы приватизации………………………………………………………………………………….12
2.2. Итоги приватизации…………………………………………………………………………………..15
2.3. Перспективы приватизации………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………………….23
Подготовка предприятия к продаже.
. реализация
необходимых мероприятий по
. разукрупнение;
. осуществление кадровых перестановок.
Маркетинг.
. организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных
пробудить
интерес потенциальных
. проведение
национальных или
. рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению
тендера;
. проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными
сторонами.
Заключение договора.
. разработка текста стандартных договоров.
Глава 2. Модели и особенности приватизации в зарубежных странах.
В конце 70-х - начале
80-х годов приватизация
явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного
сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического
обновления
ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели
потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.[13]
В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются
политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации
должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к
реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с
различной скоростью протекают в разных странах, охватывают такие сферы, как
либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая
политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По
этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда
учитывать количественные и качественные различия между странами, где в
настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того,
в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на
различных этапах экономического и политического развития, что существенно
повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.
Немецкая модель приватизации и построения социально-ориентированной
экономики вызывает живой интерес. Нередко ее рассматривают как альтернативу
политике, проводимой Международным банком реконструкции и развития и
другими международными финансовыми организациями. Несправедливо, что опыт
приватизации 13 тыс. государственных предприятий бывшей ГДР, осуществленной
всего за 5 лет, исследован так слабо. Принято считать, что этот опыт мало
подходит для использования в других странах, поскольку все издержки;
связанные с приватизацией, взяла на себя ФРГ, богатая финансовыми и
кадровыми ресурсами.[13]
В 1990 г. в Германии особым законодательным решением был учрежден
Тройханд (Трастовая компания, ТК) для управления и приватизации
государственного («народно - социалистического») имущества ГДР. Это была
государственная организация, находящаяся под контролем Федерального
министерства финансов. Согласно закону о ТК, принятом в июне 1990 г., почти
вся общенародная собственность бывшей ГДР в сфере промышленности и торговли
(за небольшими исключениями) становилась государственной федеральной
собственностью и передавалась во владение ТК. Приватизация почти 13 тыс.
восточногерманских
человек была успешно проведена всего за пять лет.
Одной из важных особенностей ТК явилось то, что Министерство финансов
ФРГ, однажды приняв политическое решение - утвердить состав
Административного совета ТК, в дальнейшем не вмешивалось в оперативную
деятельность компании, сохранив за собой лишь контрольные функции. Кроме
того, политические контрольные функции в ТК имел Комитет региональных
органов, в котором были представлены все 6 новых земель, созданных на
территории бывшей ГДР.
Определенное политическое влияние на принятие решений в ТК могли
оказывать региональные советы, образованные при каждом из 15 региональных
директоратов (6 новых земель объединенной Германии еще со времен ГДР
делились на 15 административных единиц). Следует отметить, что при всей
своей важности политические аспекты никогда не играли доминирующей роли в
повседневной деятельности ТК. Безусловный приоритет отдавался
профессиональной стороне дела.
Большинство концептуальных
и оперативных задач
государственным имуществом
выполнялось непосредственно
высокие требования к ее организационной структуре. Руководящие органы ТК -
Административный совет и Совет директоров.
Обязанности Административного совета как контролирующего, совещательного
и консультативного органа была четко отделены от обязанностей Совета
директоров. Последнему предоставлялось право выносить вопросы на обсуждение
и решение Административного совета. Это означало, что без предложения со
стороны Совета директоров никаких решений Административный совет
самостоятельно принимать не мог.
Приоритетной задачей ТК была приватизация. Эта деятельность
осуществлялась очень интенсивно, так что к концу 1994 г. почти все
существующие предприятия были или приватизированы, или намечены для
закрытия. До приватизации руководство предприятиями, переданными ТК,
осуществлялось ею на правах
владельца государственных
ТК были предоставлены очень широкие полномочия в управлении
госсобственностью. Принципы управления государственными пакетами акций в
Германии, как правило, не регулируются статьями законов. Их нормативно-
правовую базу создают постановления или директивы министерств, а также
правила, разработанные в самой ТК. Благодаря этому можно было быстро
адаптироваться к требованиям практики, не изменяя законодательства.
Снижение степени вовлеченности государства. Число предприятий с
государственным участием, управляемых и контролируемых государством и
федеральными землями, имело (и имеет) тенденцию к уменьшению и до начала
приватизационной деятельности в Восточной Германии. Это тем более важно,
что инвестиционные затраты государства в среднем намного превышали приток
бюджетных доходов в форме дивидендов и отчислений от прибыли. Например,
чистые затраты Западной Германии по обслуживанию своих долевых участий
только с 1970 по 1982 г. составили 4,2 млрд. марок.
Официальная позиция в последние 20 лет состоит в том, что государственное
управление должно носить лишь временный характер. Управление
государственными предприятиями должно быть ориентировано на достижение
рентабельности и иметь целью повышение конкурентоспособности. Менеджмент
обязан действовать в духе предпринимательства и обладать максимально
возможной независимостью для осуществления практического руководства
предприятиями. Все предприятия, как частные, так и государственные, должны
действовать строго в соответствии с законодательством. Особенно это
относится к трудовому
и социальному
соблюдению экологических норм.
Защита интересов государства. Государство должно иметь достаточную
возможность реально влиять на деятельность предприятий. Для этого ему
необходимо обладать правом отдавать распоряжения менеджменту предприятия. В
Германии такое право существует по отношению к компаньону, владеющему
контрольной долей капитала в обществе с ограниченной ответственностью, в
соответствии с правовыми нормами, регулирующими деятельность этого общества
(это не распространяется на акционерные компании).
Контроль за работой государственных предприятий осуществляется
компетентными специалистами. Реализация государственных интересов не
должна, по возможности, вступать в противоречие с характером деятельности
предприятий.
Государственное управление предприятиями в ФРГ. В старых землях (без
восточной части) до сих пор сохраняется некоторое число предприятий с
государственным участием. Они являются частично федеральными, или
предприятиями с федеральным долевым участием, а частично земельными, или
предприятиями с земельным долевым участием. Управление государственными
пакетами акций находится в руках федерального правительства (а именно.
Министерства финансов) или конкретного земельного правительства.
Инструментом контроля за государственными предприятиями являлись
наблюдательные советы, которые, в частности, назначали и освобождали от
должности менеджеров предприятий. Управленческие решения принимались на
основании сведений, получаемых из базы данных о предприятиях, а также по
итогам реализации бизнес-планов.
Основой для передачи предприятий в собственность ТК и для управления ими
служил список предприятий ГДР, находящихся в социалистической
собственности. В этом списке на 1 июля 1990 г. (день вступления в силу
экономического и валютного союза между обоими немецкими государствами)
значились приблизительно 8.4 тыс. предприятий. Путем выделения и
обособления частей предприятий, способных к выживанию, особенно из крупных
комбинатов, были учтены примерно 13 тыс. предприятий, подлежащих управлению
и предназначенных к приватизации. Соответствующие юридические акты были
включены в файлы данных предприятий, передаваемых ТК.
Разработка предпринимательских концепций. Решающим инструментом
управления предприятиями ТК считала требование к правлениям компаний
изложить их предпринимательские намерения в виде концепции (бизнес-план).
Касательно характера и полноты представляемой предпринимательской концепции
была разработана инструкция, которая по мере накопления опыта многократно
дополнялась и адаптировалась.
В предпринимательскую
соображения о возможных
шагах к последующей
Комиссия из независимых
экспертов-аудиторов и
менеджмента тщательно проверяла предпринимательские концепции. Специально
созданный метод выявлял их возможности обеспечить выживание и стабильное
существование предприятия. Затем комиссия давала Совету директоров ТК свое
заключение, как следует поступить с предприятием с точки зрения управления
государственными пакетами акций. В случае необходимости она высказывала
рекомендации по изменению и дополнению предпринимательской концепции.
Пополнение оборотного капитала. У большинства предприятий Восточной
Германии после заключения валютного союза в июле 1990 г. не хватало
ликвидных средств для выполнения текущих платежных обязательств. Часто
вместо платежей использовались бартерные сделки. Заработная плата
сотрудникам нередко выплачивалась в виде потребительских товаров,
полученных в рамках бартерных сделок. Поэтому прежде всего было необходимо,
чтобы возобновился и поддерживался денежный платежный оборот в экономике.
Надо было также выплачивать заработную плату работникам, оплачивать
поставки и налоговые отчисления в надлежащие сроки.
Для восстановления денежного оборота ТК предоставила предприятиям с
государственным долевым участием возможность получать кредиты, обеспеченные
гарантиями государства, для немедленного выполнения всех платежных
обязательств. Банки, которые в первую очередь являлись кредиторами, должны
были иметь небольшие собственные долевые участия. Этим обеспечивался
достаточный контроль за целевым использованием предприятиями кредитных
средств.
Управление большим количеством предприятий и многочисленным персоналом
представляет собой сложно разрешимую проблему. ТК предложила два возможных
решения.
Первое - уменьшить число
находящихся в управлении
этому эффективнее руководить немногими оставшимися. Для этого приватизацию
следовало провести быстро.
Второе решение проблемы - передача пакета акций предприятий
приватизационным компаниям. При этом пакет мог включать акции до 20
предприятий. Задачей менеджмента этих компаний являлось как санирование и
Информация о работе Приватизация в России и ее социально-экономические последствия