Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:41, реферат
Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции. 4
2. Виды конкуренции. 7
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование конкуренции в РБ. 18
3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь
Проблема формирования
конкурентной среды в РБ.
План.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции.
2. Виды конкуренции.
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема
формирования конкурентной
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование
конкуренции в РБ.
3. Меры по улучшению
конкурентной среды в РБ.
Заключение.
Введение.
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу
минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно
толкает производителя на сокращение издержек производства и цен,
стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение
При этом, конкуренция является обязательным условием существования
рынка. Если
она по сути, а не по форме
отсутствует, то отсутствует и
как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции -
естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты
побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема
создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для
переходной к рынку экономики Беларуси. При ее решении следует различать
условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной
среды.
Недостаточное
понимание сущности и
отрицательно сказалось на первых шагах белорусских предпринимателей,
получивших право самостоятельно вести внешнеторговые операции.Если
предприятие не ориентировано на деятельность в условиях конкуренции,
рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится.
Большинство
крупных белорусских
работу, а усилия производственного менеджмента зачастую концентрируются не
на финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач
(содержание социальной
сферы, культурно-массовые
Таким
образом, Беларусь за десять
лет существенно растратила
потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к
серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к
потере экспортных
рынков.
1 глава.
Понятие конкуренции.
3 Сущность конкуренции
и ее значение.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного
языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение»,
«состязание». В
экономике конкуренция
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных
направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные
группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим
благом».[14, c. 16]
Толкование
понятия конкуренции в
стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий
подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность
взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке.
Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей,
которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более
выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом
конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для
неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали
конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги
потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании,
означает, что количество благ недостаточно в сравнении с по Наряду с
поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию
стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая
впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А.
Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной
западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция»
чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется
конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько
велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма
одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем
изменения объема продаж.
Таким
образом, при структурном
фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые
господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания
оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того,
кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или
невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое
воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в
противном случае — об одной из разновидностей конкуренции
несовершенной».[7, c. 38]
Такое
понимание конкуренции, как
определения в классической теории, не проводившей различия между
конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду
лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов
настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы
независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают
сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком
конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером
на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был
расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий
«конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин
«соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов,
направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на
рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов,
предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка.
Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики
модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в
экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а
также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный
подход к определению
именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического
развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу
ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые
пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача
предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной,
не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он
может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех
предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают
не пользующуюся спросом продукцию.
Другой
австрийский экономист и
рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По
его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение
цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком
направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке
только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только
«процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве
необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать. [7, с. 39-40]
Неизбежные для такого “прорыва ” потери Хайек связывает не с разрушительным
характером конкуренции как таковой, а с принципиальной непредсказуемостью
поступков людей. Более того, он пологает, что конкуренция ценна лишь
постольку , поскольку ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех
, которые кто-либо мог запланировать.[9,c. 42]
Нетрудно заметить , что большие ученые, исповедуя функциональный
понимание конкуренции, на самом деле были мало озабочены тем, чтобы дать ей
“правильное ”. Скорее, формулируя свои хлесткие , запоминающиеся дефиниции,
они просто хотели заострить внимание на принципиальной важности
определенных последствий конкурентной борьбы.
[7, c. 40]
Cуществуют и другие определения конкуренции. Конкуренция – это
сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С
известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной
формой борьбы за существование, стремление обойти конкурента , не уступить,
не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы
выбытия из игры за экономическое существование и процветание действует
надежнее всех иных стимулов.[6, с. 238]
Конкуренция
— это соперничество между
участниками рыночного
за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.[13, с. 242]
Конкуренция – это экономическая борьба, соперничество между
обособленными производителями продукции, работ, услуг, за удовлетворение
Информация о работе Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь