Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:41, реферат

Краткое описание

Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.

Содержание

Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции. 4
2. Виды конкуренции. 7
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование конкуренции в РБ. 18
3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 85.42 Кб (Скачать файл)

конкуренции в сфере  товарного (оптовая и розничная торговля)  и денежного

обращения,  на  рынке  банковских  и  страховых  услуг,  среди   предприятий

общественного питания  и сферы услуг  вместо  здоровой  конкуренции  возникла

"теневая" - между  монопольными группами "дельцов", монопольными  структурами

по проведению ростовщических и спекулятивных операций (например, в  торговле

-  между  государственными  магазинами  за  наиболее  выгодную   перепродажу

дефицитных   импортных   товаров    коммерческим    организациям).    Легкая

промышленность ощущает  острую конкуренцию со стороны импортной  продукции  (в

республике ее  50  %),  в  экспорте  -  конкуренцию  с  дешевыми  азиатскими

товарами.

      В   настоящее   время   в   Беларуси   возникает   конкуренция   между

государственным и  негосударственным  секторами  белорусской  экономики.  По

оценкам специалистов, в 1996-1997 гг. на 80 обследованных  негосударственных

предприятиях не было падения объемов производства; 60 —имели  незначительную

кредиторскую и  дебиторскую  задолженность,  были  рентабельны  и  обеспечены

собственными оборотными средствами, что позволило некоторым  из них  провести

реинвестирование.

      Кроме  того, имеет место конкуренция  между иностранными экспортерами  и

белорусскими  производителями  на  рынке  производственной     и     бытовой

электронной   аппаратуры;    между    самими  иностранными  экспортерами  на

рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые  и  грузовые  автомобили

малой грузоподъемности, экскаваторы) в  связи  с  отсутствием  отечественных

производителей; между  ведущими автомобилестроительными  фирмами  республики,

что обусловило создание на  Минском автозаводе   ПО  "Белавтомаз"  дилерской

сети (здесь  используются  услуги  посредников,   системы   гарантийного   и

сервисного обслуживания,    принимаются  новые  управленческие  решения),  а

также между действующими предприятиями по  переработке  сельскохозяйственной

продукции  и   появляющимися  мелкими  и  средними  предприятиями   (цехами)

колхозов  и  совхозов.  Однако  данную   конкуренцию   нельзя   назвать   ни

совершенной, ни эффективной.

      Появление   и  развитие  конкуренции   на  отдельных   товарных   рынках

(потребительских  товаров,  торговых,  бытовых,  медицинских  и  строительных

услуг,  связи,  автомобильного  транспорта)  обусловливает  смену  стратегии

поведения отдельных  хозяйствующих субъектов.

      Возникающая  конкуренция между банками за  предоставление  краткосрочных

кредитов способствует накоплению  не  производительного,  а  ростовщического

капитала непроизводственного  происхождения, увеличению доходов  коммерсантов-

финансистов без  прироста  товарного  предложения  и,  как  следствие,  росту

неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов.  Это ведет к

банкротству  ряда  небольших  коммерческих  банков  и  укрепляет   монополию

крупных.[8, c. 244-246]

      Сегодня  на первый план в рыночной  борьбе  выступает  уже  не  столько

ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров  и услуг,  что  весьма

актуально  и  проблематично  для  предприятий   текстильной   промышленности

Беларуси.  На  большинстве  предприятий   есть   сложности   в   обеспечении

производств современным  оборудованием, использовании новых  технологий,  без

чего  изначально  невозможно  делать  конкурентоспособную  продукцию.  Износ

оборудования нашей  текстильной  промышленности  составляет  более  70%.  Для

сравнения: в США  — в среднем 15—20%. Действующий  же механизм замены  средств

производства  на  большинстве  не  предприятий   республики   не   адекватен

изменившемуся характеру  управления, не обладает необходимыми свойствами  для

решения  вопросов,  связанных  с  обеспечением  желаемого  уровня   качества

выпускаемой  продукции,  не   использует   все   экономические   резервы   и

возможности. Немало производственников  из-за  боязни  экономического  риска

предпочитают  применять   уже   испытанные   технологии   для   производства

продукции. Получается замкнутый круг: для  того,  чтобы  производить  новую,

конкурентоспособную  продукцию,  нужны  деньги,  а  чтобы   их   заиметь   —

необходимо продать  качественные  изделия.  В  данной  ситуации  предприятиям

важно   не   столько   ждать   помощи   от   государства,   сколько    самим

производственникам  проводить  активную  маркетинговую  стратегию:   изучать

спрос, емкость рынка, динамику  конкурентоспособности  аналогичных  товаров,

мгновенно реагировать  на изменения рынка и т.д.

      Однако  даже в наше нелегкое для   производителей  товаров  время   можно

выделить и ряд  экономически устойчивых  предприятий,  для  которых  новейшие

научные разработки в технологии производства  продукции  уже  не  теория,  а

практика. Среди лидирующих предприятий легкой промышленности  —  ОАО  «КИМ»,

гомельская промышленно-торговая фирма «8  Марта»,  ОАО  «Брестский  чулочный

комбинат»,   ВШПО   «Витебчанка»   и   др.   Управленцы   этих   предприятий

целенаправленно внедряют  в  производство  инновации,  изменяют  ассортимент

товаров, находят  новые рынки сбыта. Для данных предприятий  характерен  рост

прибыли, рентабельности: коэффициенты модернизации  качества  прогрессивного

обновления близки к 1. Пока  же  большая  часть  производимой  предприятиями

текстильной промышленности продукции  продается  лишь  на  территории  своей

республики.

[1, с. 31]

      С  развитием  рыночных  отношений   все  более  ожесточенной  становится

конкурентная борьба между фирмами.  Кто  победит  —  за  тем  более  высокая

прибыль, долгосрочная  выгодная  сделка.  Наряду  с  актуальностью  проблемы

увеличивается и  ее  значимость.  Но  как  выработать,  а  затем  реализовать

стратегию конкуренции?

      Создаваемые  рыночные структуры с трудом  и крайне медленно  справляются

с новой  для  себя  задачей.  С  одной  стороны,  количественные  показатели

эффективности растут: в 1994 г. удельный вес  негосударственного  сектора  в

производстве был равен 22,1 %, в 1999 г. — 43,3 %; ежегодно прирост объемов

составлял 6 — 7 %, рентабельность оказалась на 3 — 5 %  выше  рентабельности

госсектора.

      С   другой  стороны,  уровень  затрат  сохраняется   значительным.   На

государственных предприятиях затраты выросли в 1999 г. более чем в 4  раза,

на негосударственных ненамного меньше  --  в 3,8  раза.  Естественно,  цены

остаются высокими, конкурентоспособность товаров  практически  не  меняется.

Рентабельность, несмотря на рост, отстает от  необходимой  для расширенного

воспроизводства в 2  —  2,5  раза.  Победа  в  хозяйственном  соперничестве,

особенно на внешнем  рынке становится маловероятной.[2, c. 22]

      За  десять   лет   конкурентоспособность   отечественных   предприятий

снизилась,  финансовых  возможностей  для  улучшения  ситуации  не  имеется.

Предпосылки  для   взаимовыгодного   сотрудничества   с   транснациональными

корпорациями не были созданы.

      Тем  не менее, у Беларуси есть  потенциал для  благоприятного  развития.

Занимая в мире 0,15% территории,  располагая  0.18%  численности  населения,

республика производит 11% мирового производства калийных  удобрений,  0,6  -

химических волокон  и нитей, 0.15 - стали и  цемента.  1,3  -  холодильников,

0.4 - телевизоров, 1.8 -шерстяных  тканей. 0.8 -  обуви,  8,7  -  льноволокна

0,4 - мяса в убойном  весе. 1,1 % - молока.

      Однако  уже в ближайшие годы эти  резервы будут  сокращаться,  а  только

внутренние накопления не обеспечат требуемого наращивания  производственного

потенциала, особенно в части выпуска конкурентоспособной  на  мировом  рынке

продукции. Вхождение  республики в мировую экономику  неизбежно  потребует  ее

вовлечения  в  процесс  глобализации,   использования   прямых   иностранных

инвестиций и опыта  транснациональных корпораций.

      Кризисные   явления  в  Беларуси  не  носят   необратимого   характера,

поскольку  в  определенной  степени  сохранены  потенциальная  управляемость

экономическими   процессами,   а    также    экономический,    кадровый    и

интеллектуальный  потенциал.

      Отсутствие  подлинной приватизации,  при   которой  появляется  реальный

собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее  в

самоцель;  административный,  распорядительно-принудительный   характер   ее

осуществления  (наряду   с   необоснованным   разукрупнением)   приводят   к

деградации крупной  промышленности, разрушению  технологических  основ  того,

что составляло базу научно-технического потенциала  страны,  к  формированию

новых   монополистов.   -   производителей   промежуточной    продукции    и

Мингосимущества.[3, c. 109] 
 

      2.2 Регулирование конкуренции в  РБ. 

      В  Беларуси сложилась уникальная  сверхмононолизированная экономика, для

управления которой использовались  особые  формы и методы.  Искусственный

монополизм в таких  условиях проявлялся как организационный  и  ведомственный,

т.е. как  исключительное  право  государства  на  администрирование  в  лице

соответствующих функциональных ведомств и  отраслевых  министерств.  Являясь

одной из  форм  проявления  государственного  монополизма,  он  одновременно

выступал его воспроизводственной  основой.

      Вместе  с тем известно, что все   существующие  в  республике  монополии

являются государственными. Поэтому  представляется  целесообразным  выделять

искусственные -включающие административные, или  организационные,  монополии

(в форме министерств,  концернов, ассоциаций)  и  естественные  -  включающие

производственные,  или  технологические  (в   форме   чистой   монополии   н

олигополий ).

      В   белорусской  экономике   господствует   монополия   государственной

собственности -по содержанию, по форме же  она  является  чистой  монополией

или  олигополией  (наличие  ограниченного  числа  производителей  однотипной

продукции,  взаимозаменяемой,   но   не   идентичной),   что   обусловливает

Информация о работе Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь