Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:41, реферат
Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции. 4
2. Виды конкуренции. 7
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование конкуренции в РБ. 18
3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
конкуренции в сфере товарного (оптовая и розничная торговля) и денежного
обращения, на рынке банковских и страховых услуг, среди предприятий
общественного питания и сферы услуг вместо здоровой конкуренции возникла
"теневая" - между монопольными группами "дельцов", монопольными структурами
по проведению ростовщических и спекулятивных операций (например, в торговле
- между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу
дефицитных импортных товаров коммерческим организациям). Легкая
промышленность ощущает острую конкуренцию со стороны импортной продукции (в
республике ее 50 %), в экспорте - конкуренцию с дешевыми азиатскими
товарами.
В настоящее время в Беларуси возникает конкуренция между
государственным и негосударственным секторами белорусской экономики. По
оценкам специалистов, в 1996-1997 гг. на 80 обследованных негосударственных
предприятиях не было падения объемов производства; 60 —имели незначительную
кредиторскую и дебиторскую задолженность, были рентабельны и обеспечены
собственными оборотными средствами, что позволило некоторым из них провести
реинвестирование.
Кроме
того, имеет место конкуренция
между иностранными
белорусскими производителями на рынке производственной и бытовой
электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на
рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили
малой грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных
производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики,
что обусловило создание на Минском автозаводе ПО "Белавтомаз" дилерской
сети (здесь используются услуги посредников, системы гарантийного и
сервисного обслуживания, принимаются новые управленческие решения), а
также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной
продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами)
колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни
совершенной, ни эффективной.
Появление и развитие конкуренции на отдельных товарных рынках
(потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных
услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии
поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных
кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического
капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов-
финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту
неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к
банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию
крупных.[8, c. 244-246]
Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько
ценовая конкуренция,
сколько конкуренция новых
актуально и проблематично для предприятий текстильной промышленности
Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении
производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без
чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Износ
оборудования нашей текстильной промышленности составляет более 70%. Для
сравнения: в США — в среднем 15—20%. Действующий же механизм замены средств
производства на большинстве не предприятий республики не адекватен
изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для
решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества
выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и
возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска
предпочитают применять уже испытанные технологии для производства
продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую,
конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь —
необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям
важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим
производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать
спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров,
мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.
Однако даже в наше нелегкое для производителей товаров время можно
выделить и ряд экономически устойчивых предприятий, для которых новейшие
научные разработки в технологии производства продукции уже не теория, а
практика. Среди лидирующих предприятий легкой промышленности — ОАО «КИМ»,
гомельская промышленно-
комбинат», ВШПО «Витебчанка» и др. Управленцы этих предприятий
целенаправленно внедряют в производство инновации, изменяют ассортимент
товаров, находят новые рынки сбыта. Для данных предприятий характерен рост
прибыли, рентабельности: коэффициенты модернизации качества прогрессивного
обновления близки к 1. Пока же большая часть производимой предприятиями
текстильной промышленности продукции продается лишь на территории своей
республики.
[1, с. 31]
С развитием рыночных отношений все более ожесточенной становится
конкурентная борьба между фирмами. Кто победит — за тем более высокая
прибыль, долгосрочная выгодная сделка. Наряду с актуальностью проблемы
увеличивается и ее значимость. Но как выработать, а затем реализовать
стратегию конкуренции?
Создаваемые рыночные структуры с трудом и крайне медленно справляются
с новой для себя задачей. С одной стороны, количественные показатели
эффективности растут: в 1994 г. удельный вес негосударственного сектора в
производстве был равен 22,1 %, в 1999 г. — 43,3 %; ежегодно прирост объемов
составлял 6 — 7 %, рентабельность оказалась на 3 — 5 % выше рентабельности
госсектора.
С другой стороны, уровень затрат сохраняется значительным. На
государственных предприятиях затраты выросли в 1999 г. более чем в 4 раза,
на негосударственных ненамного меньше -- в 3,8 раза. Естественно, цены
остаются высокими, конкурентоспособность товаров практически не меняется.
Рентабельность, несмотря на рост, отстает от необходимой для расширенного
воспроизводства в 2 — 2,5 раза. Победа в хозяйственном соперничестве,
особенно на внешнем рынке становится маловероятной.[2, c. 22]
За десять лет конкурентоспособность отечественных предприятий
снизилась, финансовых возможностей для улучшения ситуации не имеется.
Предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества с транснациональными
корпорациями не были созданы.
Тем не менее, у Беларуси есть потенциал для благоприятного развития.
Занимая в мире 0,15% территории, располагая 0.18% численности населения,
республика производит 11% мирового производства калийных удобрений, 0,6 -
химических волокон и нитей, 0.15 - стали и цемента. 1,3 - холодильников,
0.4 - телевизоров, 1.8 -шерстяных тканей. 0.8 - обуви, 8,7 - льноволокна
0,4 - мяса в убойном весе. 1,1 % - молока.
Однако уже в ближайшие годы эти резервы будут сокращаться, а только
внутренние накопления не обеспечат требуемого наращивания производственного
потенциала, особенно
в части выпуска
продукции. Вхождение республики в мировую экономику неизбежно потребует ее
вовлечения в процесс глобализации, использования прямых иностранных
инвестиций и опыта транснациональных корпораций.
Кризисные явления в Беларуси не носят необратимого характера,
поскольку в определенной степени сохранены потенциальная управляемость
экономическими процессами, а также экономический, кадровый и
интеллектуальный потенциал.
Отсутствие подлинной приватизации, при которой появляется реальный
собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в
самоцель; административный,
распорядительно-
осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к
деградации крупной промышленности, разрушению технологических основ того,
что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию
новых монополистов. - производителей промежуточной продукции и
Мингосимущества.[3,
c. 109]
2.2
Регулирование конкуренции в
РБ.
В Беларуси сложилась уникальная сверхмононолизированная экономика, для
управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный
монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный,
т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице
соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь
одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно
выступал его
Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии
являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять
искусственные -включающие административные, или организационные, монополии
(в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные - включающие
производственные, или технологические (в форме чистой монополии н
олигополий ).
В белорусской экономике господствует монополия государственной
собственности -по содержанию, по форме же она является чистой монополией
или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной
продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает
Информация о работе Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь