Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблем ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью следует выделить также и задачи, решаемые в данной работе:
- рассмотрение цены как основной категории рыночной экономики;
- изучение моделей образования цен в конкурентных и монопольных структурах;
- рассмотрение антимонопольного регулирования цен;
- проведение анализа динамики цен в Республике Беларусь;
- изучение специфики белорусского антимонопольного законодательства в отношении цен.
- дифференциация продукта в определенный момент времени;
- улучшение продукта с течением времени;
- незначительность монопольной власти отдельных фирм, а следовательно, и убытков от такой власти;
- возможность широкого выбора среди разнообразных конкурирующих товаров и их марок.
На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, объема производства и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия, где много возможностей изменения параметров товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.). [4, c. 192-193].
В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль и минимизировать убытки при производстве такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Вследствие высоких издержек или малого спроса фирма может нести убытки.
В условиях монополистической конкуренции получают развитие неценовые факторы соперничества, дифференциация продукта, качество продукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые марки. Это объясняется тем, что каждая фирма производит свой собственный продукт и проявляет особый интерес к его реализации. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по марке, типу, стилю товары. Улучшение качества и потребительских свойств продукта обеспечивает расширение рынка сбыта продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своих изделий.
Ситуация чистой монополии возникает в случае, если одна из фирм выступает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет близких заменителей. Экономический анализ чистой монополии важен потому, что в современных условиях в развитых странах около 5 - 6% валового национального продукта производится в условиях, близких к чистой монополии, и общество небезразлично к тому, как функционирует это производство. Важно и то, что изучение чистой монополии позволяет глубже понять сущность олигополии и монополистической конкуренции.
Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает влияния на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это потому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное количество продукции. В противовес этому чистая монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.
Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии, но и к «частичным монополиям» - довольно распространенному в экономике явлению.
Препятствием для проникновения фирм в отрасль, прежде всего, являются относительно низкие издержки производства. Уровень технической и технологической оснащенности современных производств настолько высок, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто только при очень крупных его размерах. Такое положение характерно, например, для автомобильной, сталелитейной, нефтехимической и некоторых других отраслей экономики. Каждая из них контролирует до одной трети рынка своих то варов. Естественно, что конкурентам чрезвычайно трудно войти в такие отрасли. Малым фирмам это не под силу, так как для достижения нормального для отрасли объема производства необходим длительный срок накопления. Однако и для крупных предприятий задача вхождения в отрасль практически неразрешима в связи с тем, что новому производству очень сложно получить крупный денежный капитал. В итоге производство контролируется рядом базовых отраслей, традиционно и исторически заполняющих их.
В общественном хозяйстве существуют отрасли, являющиеся естественными монополиями. Это, например, электрические и железнодорожные компании, водо- и газоснобжение и т.д. Им обычно предоставляются исключительные государственные привилегии. Конкуренция в подобных отраслях недопустима. Вода постоянно должна быть в квартире, а это достигается при жесткой монополии работ по водоснабжению городов и населенных пунктов.
Государство устанавливает легальные барьеры для проникновения в ту или иную сферу занятости, что достигается посредством выдачи патентов и лицензий.
Преградой на пути проникновения конкурентов в отрасль может служить институт частной собственности. Фирма или консорциум, владеющие месторождением полезных ископаемых (руд, бокситов, минеральных удобрений и т.д.), будут препятствовать появлению конкурентов в сфере своей деятельности. Подобная ситуация складывается во многих отраслях экономики [1, c. 248-249].
В условиях чистой конкуренции каждая фирма, «соглашаясь» с действующей на рынке ценой, может продать желаемое количество продукции. При этом, начиная с первой, каждая дополнительно проданная единица изделия будет добавлять к валовому доходу фирмы постоянную величину, равную цене этой единицы. Предельный доход в таком случае будет постоянным и равным цене продукции (рисунок 2.1).
Рисунок 2.2 – Цена и предельный доход: а – в условиях чистой конкуренции; б – в условиях чистой монополии
Примечание. Источник: [1, c. 250].
Как видно из рисунка 2.2 (а) в условиях чистой конкуренции каждый продавец может реализовывать продукцию по цене 10 долл. и получать каждый раз равновеликий доход (10 долл. за каждую дополнительно проданную единицу изделия). Следует отметить, что это происходит при равновесной цене, т.е. в пределах соответствия спроса и предложения. В данном конкретном примере подобное положение характерно для трех последовательно продаваемых единиц продукции по цене 10 долл. В случае, если надо продать не 3, а 4 единицы изделий, кривая спроса DD сдвинется в положение Dj Dj и продавцы будут продавать по той же цене дополнительную продукцию, получая предельный доход, равный цене продукции, а валовой доход будет зависеть от объема производства, который сопряжен с ценой.
На рисунке 2.2 (б) приведено соотношение цены и предельного дохода в условиях чистой монополии и для сопоставления дано положение дел для чистой конкуренции. Положение монополиста обязывает фирму увеличить свои продажи, однако это можно осуществить, только назначая цену низкую, чем в условиях чистой конкуренции. Следовательно, предельный доход на каждой единице продукции становится ниже цены продукции (среднего дохода) [1, c. 250-251].
В условиях монополистической конкуренции предприятие формирует цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства.
При монополистической конкуренции предприятия используют разные варианты ценообразования:
- установление цен по географическому принципу, когда предприятие реализует продукцию потребителям в разных регионах по разным ценам;
- установление цены ФОБ в месте происхождения товара означает, что товар передается транспортной организации на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке. Однако для удаленных покупателей продукция предприятия может оказаться слишком дорогой и не выдержать конкуренцию местных производителей;
- установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке является полной противоположностью метода установления цены ФОБ в месте происхождения товара. В этом случае предприятие назначает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов. Метод относительно прост в применении и дает возможность предприятию рекламировать единую цену в общенациональном масштабе;
- установление зональных цен представляет собой нечто среднее между методом цены ФОБ в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке. Предприятие выделяет две или более зон, в пределах которых устанавливаются единые зональные цены. Обычно зональные цены увеличиваются по мере удаленности зоны;
- установление цены применительно к базисному пункту позволяет продавцу выбрать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка. Для достижения большей гибкости предприятие может выбирать в качестве базисных несколько городов. В этом случае транспортные расходы исчисляются от ближайшего к заказчику базисного пункта;
- включение в цену расходов по доставке может быть выгодным для продавцов, заинтересованных в поддержании деловых отношений с конкретными покупателями или с определенными географическими районами. В этом случае обычно предполагается, что стабильность сбытовых отношений позволит расширить объемы деятельности и снизить средние издержки, обеспечивая покрытие дополнительных транспортных расходов [18].
В долгосрочном периоде любая фирма, производящая товар на рынке монополистической конкуренции, может расшириться. Кроме того, в отрасли могут появиться новые фирмы.
Ситуация получения экономической прибыли является кратковременной, так как экономическая прибыль будет привлекать в отрасль конкурентов, что приведет к увеличению ассортимента предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих компаний. По мере того как спрос на продукцию присутствующих на рынке фирм падает, начинается снижение уровня прибыли.
И наоборот, убытки, которые несут фирмы, подталкивают их к выходу с рынка. Так как фирмы покидают рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается, уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. Происходит сдвиг кривых спроса оставшихся компаний вправо. По мере роста спроса прибыль фирм возрастает.
Движение фирм в отрасли продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не станет нулевой. Долгосрочное равновесие представлено на рисунке 2.3и достигается в точке Е, где кривая долгосрочных средних общих издержек является касательной к кривой спроса.
Рисунок 2.3 – Долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции
Примечание. Источник: [5, c. 271].
Таким образом, в ситуации долгосрочного равновесия объем производства Q1 определяется в соответствии с правилом MR = МС, а цена Р1 обеспечивает доход, равный средним общим издержкам, что и означает получение нормальной прибыли.
Таким образом, долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя основными свойствами:
1. Подобно монопольному
рынку цена товара при
2. Как и на конкурентном
рынке, цена равняется средним
общим издержкам, так как свободный
вход и выход фирм с рынка
приводит к нулевой
Фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три важнейших фактора: цену, продукт и рекламно-пропагандистскую деятельность. Комбинации этих переменных должны обеспечивать равновеликую прибыль, в связи с чем фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товаров с целью максимизации прибыли.
Антимонопольное регулирование цен - это специфическая форма государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики. Его можно определить и как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение развития рыночной конкуренции, недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотребления монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.
Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными соглашениями (ЕС, ВТО).
Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство, впервые принятое в конце XIX в. в Канаде и США. Правительства в этих странах установили ряд правил, относящихся к организации капитала и содержанию заключаемых договоров.
В Европе антимонопольное законодательство получило широкое развитие после Второй мировой войны. В ряде стран были приняты законы, направленные против недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они были призваны предотвратить монополизацию рынка, антиконкурентное слияние компаний, сговоры о ценах и др.
Во всех развитых странах на общегосударственном уровне действуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США - это Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел министерства юстиции, возглавляемые помощником министра; в ФРГ - Федеральное управление по делам картелей; в Великобритании - Департамент охраны интересов потребителей и цен, Комиссия по вопросам слияний и монополизации, Судебная палата по вопросам свободной торговли и ограничительных мер; во Франции - Совет по делам конкуренции; в Швеции - Государственное бюро по вопросам цен и картелей и Антитрестовское управление; в Японии - Комиссия по вопросам свободной торговли [4, c. 189-190].
В настоящее время антимонопольное регулирование цен представляет собой гибкую систему постоянно действующих и мобильно перестраиваемых мер и санкций, носящих ограничительный, запретительный и поощрительный характер и основанных на принципах экономической целесообразности и эффективности. Так, объединение фирм (вертикальное, горизонтальное, конгломеративное) нельзя считать заведомо отрицательным явлением, так как оно может повысить эффективность производства за счет снижения издержек путем роста масштабов производства и приобретения дополнительных преимуществ, которыми обладала каждая фирма (наличие высокопрофессиональных менеджеров, оригинальных научных разработок и т.д.), способствовать решению финансовых проблем участников соглашения, дисциплинировать управляющих корпораций, совершенствовать организацию поставок и т. д.
Информация о работе Проблемы ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь