Сельский ранок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать рынок труда в России в общем, а также определить перспективы развития сельского рынка труда в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………….…………………………………..…………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА…………...…........5
Понятие рынка труда……………….........................................5
Типология и структура рынка труда………………………....10
Рынок труда и заработная плата….........................................15
Государственное регулирование рынка труда………………18
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА……………..….24
3. ПЕРСПЕКРИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО РЫНКА ТРУДА…..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………72

Вложенные файлы: 1 файл

glinkina.docx

— 643.03 Кб (Скачать файл)

или  услуг,  в  том  числе  продукции  сельского,  лесного  хозяйства,  охоты,

рыболовства,  и  ее  переработке,  если  производимая  (или  переработанная) продукция используется для продажи или обмена.  Не включаются в категорию занятого населения лица, выполнявшие в обследуемую неделю работы по производству в домашнем хозяйстве товаров или услуг только для собственного потребления. 

Безработные в соответствии с определениями МОТ – лица в возрасте,

установленном для измерения экономической активности населения, которые в  рассматриваемый  период    удовлетворяли  одновременно  следующим критериям: не имели работы (доходного занятия); занимались  поиском  работы  в  течение  четырех  недель, предшествующих обследуемой неделе, используя при этом любые способы; были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.  Учащиеся,  студенты,  пенсионеры  и  инвалиды  классифицируются  в качестве  безработных  на  общих  основаниях,  если  они  соответствовали указанным критериям.

Обычно, когда речь заходит о численности безработных в соответствии с  методологией  МОТ,  всегда  возникает  вопрос  о  причинах  расхождений  этого  показателя  с  численностью  безработных,  зарегистрированных  в службах занятости населения. В 2010 году общая численность безработных, классифицируемых    в  соответствии  с  определениями  МОТ,  по  итогам обследований  населения  по  проблемам  занятости  в  3  раза  превышала численность  безработных,  зарегистрированных  в  государственных учреждениях  службы  занятости  населения,  которые  формируются Федеральной  службой  по  труду  и  занятости  на  основе  административных данных. 

Одна из причин  таких отклонений –  это методологические различия  в части охвата категорий населения.  Как вытекает из положений законодательства о занятости населения в Российской  Федерации,  безработными  в  учреждениях  службы  занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие  очный  курс  обучения  в образовательных  учреждениях, пенсионеры  по  возрасту,  выслуге  лет  или  на  льготных  условиях.

  При проведении  обследования  населения по проблемам  занятости  эти  категории населения  могут  быть  классифицированы  как  безработные,  если  в обследуемый период не имели  работы,  занимались поиском  работы  и  были готовы  приступить  к  ней,  т.е.  отвечали  критериям  для  отнесения  их  к безработным по методологии МОТ.

В  среднем  за  2010г.  в  составе  общей  численности  безработных,

классифицируемых  в  соответствии  с  критериями  МОТ,  около  0,6  млн.

человек,  или  10,4%  составляли  граждане,  которые  не могут  быть  признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них около 45% составляли лица (включая моложе 16 лет), проходящие очный курс обучения

в  образовательных  учреждениях,  и  55%  -  пенсионеры  по  возрасту,  выслуге лет или на льготных условиях. Кроме  факторов  методологического  характера,  которые  влияют  на различие  размеров  безработицы  по  данным  обследований  населения  по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости

населения,  имеются  причины  скорее  субъективного  характера,  связанные  с предпочтениями  незанятого  населения  в  выборе  способов  поиска  работы. Как  показывают  материалы  обследований  населения  по  проблемам занятости,  около  57-60%  безработных  ищут  работу  самостоятельно  без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости  в  поисках  работы,  чем  женщины.  Наиболее  предпочтительным является  обращение  при  поиске  работы  к  помощи  друзей,  родственников  и знакомых - его используют более половины безработных.

Безработные, зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения - трудоспособные граждане,

не имеющие работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО РЫНКА ТРУДА

 

 

Для развития экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.

За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42процента сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 44 процента, канализацией - 32 процента, горячим водоснабжением - 20 процентов площади сельских жилых помещений.

Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41 процент), фельдшерско-акушерских пунктов - на 3408 единиц (7 процентов). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.

 

Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.

Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением.

Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10 - 15 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3 - 5 процентов взрослого населения и 8 - 10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов.

Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 процентов, тогда как в городе она составляет 66 процентов.

В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки детей к ним обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования.

В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.

 

В сельской местности газифицировано 75 процентов площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы природным газом.

Централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских поселений (31,8 процента), канализацией - 6,4 тыс. (4,5 процента). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27 процентов сельских семей, а среди горожан - 67 процентов. Не телефонизированными остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.

В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса.

Из-за бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских поселений остается без автобусного сообщения.

Ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения увеличилась с 30 тыс. человек в 1992 году до 793 тыс. человек на начало 2008 года. Коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 18 промилле, что на 18 процентов выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни на селе на начало 2009 года по сравнению с 1990 годом снизилась на 4,1 года и составляет 63,8 года против 65,8 года в городе.

В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число поселений, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40 процентов и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 процента.

Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.

Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. человек.

Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте "Развитие агропромышленного комплекса", диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (далее - Программа) обусловлена:

    1. социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением;
    2. необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
    3. межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
    4. необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

 

Программа разработана для достижения следующих основных целей:

Информация о работе Сельский ранок труда