Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:21, курсовая работа
Целями данной курсовой работы является:
- анализ понятия конкурентоспособности организации;
- анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
- анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 – 4
1. Теоретические основы конкурентоспособностифирмы. . . . . . . . . . . . . . . . 5 – 14
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . .5 – 6
1.2 Факторы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 – 10
1.3 Резервы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 – 13
2. Оценка конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 – 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 – 27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Наименование
требования |
Суть требования |
Пригодность | Должен измерять именно качество и конкурентоспособность изделий, а не что-то другое |
Достаточность | Измеренный параметр не должен нуждаться в других измерениях и расчетах |
Уникальность | Измеритель должен удовлетворять требованиям и быть единственным в своем роде |
Надежность | Ошибки измерения должны быть минимальны, сбои нежелательны |
Квантифицируемость | Количественные показатели должны иметь смысловую нагрузку и быть понятными |
Интегральность | Должен объединять разные параметры объекта в один |
Индивидуальность | Оценка должна осуществляться независимо от других объектов |
Гибкость | Метод должен позволять
производить оценку на всех этапах
жизненного цикла
различных изделий |
Нетрудоемкость | Метод не должен требовать больших затрат сил и средств на его исполнение |
Оперативность | Метод должен позволять получать оценку быстро |
Улучшаемость | Метод должен иметь возможность совершенствования |
Количественность | Метод должен позволять получить количественную оценку |
Одинаковость | Метод должен быть одинаков по отношению к разным объектам, ситуациям |
Глобальность | Метод должен «работать» на глобальный критерий – интересы развития всего общества |
Единственность | Критерий оценки должен быть единственным |
Сравнимость | Оценки одинаковых объектов должны быть одинаковы |
Воспроизводимость | Результаты, полученные
на одном объекте разными одинаковы |
Всесторонность | Метод должен учитывать все свойства изделия, имеющие значение для потребителя и других заинтересованных лиц |
Чувствительность | Оценка должна быть чувствительной к изменению принятых параметров |
Монотонность | С улучшением параметров оценка должна улучшаться |
Точность | Погрешность оценки
должна быть сопоставимой с точностью
проведения обычных
технических расчетов |
Динамичность | Оценка должна вестись с учетом динамики показателей качества изделий |
Направленность | Метод должен позволять управлять состоянием объекта в нужном направлении |
Управляемость | Метод должен обеспечивать
возможность моделирования объекта |
Экономическая
эффективность |
Экономический
результат от применения метода должен
превосходить затраты на
реализацию оценки |
В
настоящее время общепринятой методики
оценки конкурентоспособности
Первая группа включает подход к определению конкурентоспособности организаций, основанный на выявлении конкурентных преимуществ. Представителями этого подхода являются Портер М., Азоев Г.Л., Юданов Ю.А. Следует заметить, что данный подход возник с появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции. Он позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ организации, но не дает точного количественного выражения результатов оценки и способности организации, анализа выполнения плана повышения конкурентоспособности, динамики конкурентоспособности организации.
Вторая группа ученых предлагает оценку конкурентоспособности с использованием многоугольных профилей. Она базируется на построении векторов конкурентоспособности по факторам: концепция, качество, цена, финансы, торговля, послепродажный сервис, внешняя политика, предпродажная подготовка (методика французских маркетологов А.Оливье, А.Дайн, Р.Урсе, которую используют Голубков Е.П., Беляев С.Г.). Однако авторы не уточняют, как можно оценить такие факторы, как «концепция», «внешняя политика», «предпродажная подготовка» и др.
Другие ученые (третья группа) – Беляев С.Г., Кошкин В.И. - предлагают рейтинговую оценку конкурентоспособности организации на основе следующих факторов: товар, ассортимент, цена, имидж, сервис, упаковка, объемы продаж, сегмент рынка, поставка и сбытовая политика, реклама и стимулирование спроса. Недостаток этого подхода в том, что он оценивает только маркетинговую деятельность предприятия, но не учитывает других важных ресурсов потенциала предприятия (инновации, менеджмент, финансы и др.). Авторами получена простая сумма факторов, взаимная весомость которых не учитывается.
Четвертая группа ученых предлагает оценивать конкурентоспособность организации на основе произведения индекса по товарной массе и индекса эффективности объекта (Кожекин Г.Я., Зубик В.Б., Стариков В.Я., Кожекина С.Г., Круглов М.И., Моисеева Н.К.). Несовершенство этого подхода состоит в том, что это упрощенный подход к оценке, поскольку он не учитывает такие важные факторы, определяющие конкурентные преимущества организации, как уровень организации и осуществления маркетинга в организации, финансы, экспортный потенциал. Кроме того, большинство авторов не указывает, как определить коэффициент эффективности производителя.
Разновидностью четвертого подхода является метод, предложенный Фатхутдиновым Р.А., который предлагает оценивать конкурентоспособность организации как взвешенную сумму конкурентоспособностей основных товаров предприятия на различных рынках с учетом значимости рынков.
Пятая группа авторов предлагает подход, основанный на взвешенной оценке факторов конкурентоспособности организации. Представителями этого подхода являются Максимов И., Моисеева Н.К., Конышева М.В. Интегральный показатель конкурентоспособности организации определяется по правилам линейной свертки (оценка факторов конкурентоспособности отдельных сторон деятельности организации умножается на весомость отдельных факторов в общей сумме) [4].
Разные
авторы в зависимости от области
маркетинговых исследований, и исходя
из своих научных взглядов, обосновывают
различные группы факторов, которые
необходимо включить в интегральный
показатель. Кроме того, предлагаются
разные способы осуществления
Анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет отметить следующие общие недостатки представленных методов.
Подавляющее
большинство методик
Для оценки выявленных исследователями факторов конкурентоспособности, а также определения ряда других показателей используются приблизительные оценки, «экспертные методы», страдающие существенной субъективностью и условностью. Конечно, в ряде случаев избежать такого подхода невозможно, однако использование подобных оценок в качестве базового метода приводит к весьма слабой математической связи исходных факторов с оцениваемым показателем конкурентоспособности.
Ряд методик при оценке конкурентоспособности предприятий основывается на весьма сложных идеализированных построениях: вводятся новые для экономической науки определения и показатели, строятся различные матрицы, вводятся новые системы координат и так далее. И хотя логическая обоснованность используемых теоретических моделей не вызывает сомнения, в конкретных экономических условиях конкретного хозяйствующего субъекта эти модели предстают как весьма абстрактные. В результате этого в ряде случаев не только невозможно осуществить сколько-нибудь точную количественную оценку того или иного предлагаемого параметра, но и вовсе сложно дать ему четкое определение. Все это существенно снижает возможность математической обработки вводимых категорий и не позволяет адекватно оценить конкурентоспособность предприятия.
Определенные
нарекания вызывает сведение различных
по природе технико-экономических
показателей в единый показатель
конкурентоспособности
Большинство методик предполагает сопоставление практически идентичных предприятий. Вместе с тем, развитие товарно-денежных отношений приводит ко все более усугубляющимся различиям в экономических условиях деятельности предприятий. Все сложней становится определить четкие географические границы того или иного рынка, установить перечень конкурирующих товаров и предприятий, что влечет неприменимость подобных методик оценки конкурентоспособности предприятий.
Отмеченные недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них. Основной причиной такового является изначально недостаточно четко определяемое большинством экономистов понятие конкурентоспособности предприятия и критериев оценки этого показателя. Это, в свою очередь, обуславливается отсутствием общепринятого понятия конкурентоспособности предприятия.
Учитывая
сказанное, разработку методики оценки
конкурентоспособности
Как показывают исследования, конкурентоспособность предприятия есть уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами. При этом существуют два источника конкурентоспособности: операционная эффективность и стратегическое позиционирование.
Операционная
эффективность означает выполнение
схожих видов деятельности лучше, чем
это делают конкуренты. Она включает
оценку эффективности выполнения тех
или иных видов деятельности, а
также ряд других мероприятий, позволяющих
предприятию интенсифицировать
использование имеющихся
Напротив, стратегическое позиционирование предприятия означает осуществление отличных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями. Сущность стратегического позиционирования можно сформулировать как осуществление видов деятельности, которые обеспечивают уникальную природу создаваемой потребительной стоимости. Стратегическое позиционирование заключается в создании уникальной и выгодной позиции, основанной на осуществлении сочетания видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов.
Можно утверждать, что операционная эффективность обеспечивает получение прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости, а стратегическое позиционирование, создавая, поддерживая и расширяя рынки сбыта, – саму возможность этого процесса. Следовательно, каждый из рассмотренных источников конкурентоспособности в отдельности есть необходимое, но не достаточное условие обеспечения конкурентоспособности предприятия. Устойчивая конкурентоспособность хозяйствующего субъекта может быть достигнута тогда и только тогда, когда она базируется на обоих источниках конкурентоспособности, которые, сочетаясь и взаимодействуя, дополняя и усиливая друг друга, создают мощные конкурентные преимущества предприятия в ходе конкурентной борьбы.
Таким
образом, конкурентоспособность