Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;

Содержание

Введение 5
Глава 1. Теоретические и организационно-экономические условия развития конкурентоспособности малых предприятий на современном этапе 9
1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике 9
1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.1 Объективная основа развития конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.2 Оценка конкурентоспособности малого торгового предприятия 39
Глава 3. Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия 57
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности малого предприятии и пути их решения 57
3.2 Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации 63
Заключение 70
Список использованной литературы 74

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Шкурдода вар 2.docx

— 169.11 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 5

Глава 1. Теоретические и организационно-экономические условия развития конкурентоспособности малых предприятий на современном этапе 9

1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике 9

1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия 15

Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29

2.1 Объективная основа развития конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29

2.2 Оценка конкурентоспособности малого торгового предприятия 39

Глава 3. Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия 57

3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности малого предприятии и пути их решения 57

3.2 Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации 63

Заключение 70

Список использованной литературы 74

Введение

 

 

Переход к рыночным отношениям и развитие экономики изменили условия функционирования розничных торговых предприятий. По мере улучшения и стабилизации ситуации на рынке увеличивается численность  и разновидность предприятий  розничной торговли. Их развитие зависит  от состояния потребительского рынка, сложившейся конкуренции на нем. Ни одно из предприятий не может  выжить в конкурентной среде, если оно  не имеет четких ориентиров, направлений  развития. Конкурентоспособность является тем инструментом, который способствует повышению эффективности хозяйственного субъекта на рынке.

Проблемы  достижения конкурентоспособности  хозяйствующих субъектов не могут  быть оптимально решены без учета  особенностей развития конкретной отрасли  народного хозяйства. В розничной  торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними  факторами развития торговли, так  и активностью проникновения  на российский рынок зарубежных компаний.

Основу  розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существуют. Если розничное предприятие торговли стремится к успеху, оно должно знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности. Но процветающая фирма обязана быть сильным конкурентом. Невозможно  добиться высоких показателей прибыли, просто удовлетворяя потребности людей. Необходимо пристально следить за конкурентами, которые пытаются переманить к себе как можно больше  покупателей. Наконец, торговые предприятия должны отслеживать возникновение новых потребностей, появление новых конкурентов и новых технологий.

Тремя «слонами», на которых покоится розничная  торговля, являются конкуренция, тенденции развития внешней среды, включающие в себя изменение демографических показателей, стилей жизни потребителей и технологические открытия, и потребности, желания и покупки потребителей. Немалую роль играют также этические и правовые аспекты.

В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.

Решение проблемы повышения конкурентоспособности  розничных торговых предприятий  предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ  на рынке потребительских товаров.

В последние годы как в теории, так  и на практике все больше внимания уделяется необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности торговых предприятий.

В этой связи особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов  в определении и оценке конкурентоспособности торгового предприятия. Более детальная проработка этих вопросов будет способствовать определению и верной расстановке приоритетов в нелегком деле повышения конкурентоспособности торгового предприятия в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений.

Цель  дипломной работы – изучение теоретических  и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение  основных направлений дальнейшего  развития предприятия.

В соответствии с поставленной целью  в работе решался комплекс следующих  взаимосвязанных задач:

  1. изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
  2. обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
  3. провести оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ИП Шкурдода А.Н.;
  4. определить основные проблемы и направления повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия; разработать конкурентную стратегию малого предприятия.

Предметом исследования является конкурентоспособность  розничного торгового предприятия  ИП Шкурдода А.Н.

Объектом  исследования определена деятельность ИП Шкурдода А.Н.

Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические положения работ отечественных и зарубежных ученых в области товарного обращения, конкуренции, экономики предприятия и торговли. Весомый вклад в теорию исследуемых проблем внесли Г.А. Азоев, А.И. Акимова, Л.А. Брагин, Р. Блэкуэлл, Дж. Грейсон, В. Я. Горфинкель, Б. Голд, Т.П. Данько, Р. Каплан, Т. Конно, Ф. Котлер, И.М. Лифиц, Т.И. Николаева, В. Паретто, М. Портер, К.А. Раицкий, А.Н. Романова, А.Дж. Стикленд, Д. Стоун, Р.А. Фатхутдинов, К. Хитчинг.

Информационная  база исследования сформирована на основе официальной информации, содержащейся в статистических изданиях Госкомстата  РФ, статистических материалах отдельных  муниципальных образований, законодательных  и нормативных актах России, данных экспертных оценок анализа, работ отечественных  и зарубежных ученых, а также материалов собственных исследований.

Основными методами исследования являются: системно – структурный, причинно – следственный, сравнительный, факторный, функциональный и статистический анализ, экспертные оценки и наблюдения, экономическая  интерпретация полученных результатов  и др.

Практическая  значимость исследования заключается в возможности использования выводов и рекомендаций работы в качестве теоретической основы эффективного управления розничной торговлей на уровне предприятия.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 9 приложений. Основной текст работы изложен на 78 страницах машинописного текста, включающего 15 таблиц, 6 рисунков. Список использованной литературы содержит 68 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  и организационно-экономические  условия развития конкурентоспособности  малых предприятий на современном этапе

 

1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике

 

Стержнем  современного рыночного механизма  можно назвать конкуренцию. Это  связано не только с тем, что масштабы ее проявления неизмеримо возросли за последние годы. Главное здесь  состоит в том, что конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент рыночного механизма, что  позволяет выделить в нем две  стороны: механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования; конкурентный механизм с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей.

Этим  порождается необходимость выявления  существенных особенностей понятия  «конкурентоспособность» и «конкурентная  стратегия». При этом особого внимания заслуживает теоретико-методологическая трактовка анализа конкуренции, основанная на понимании ее двойственного  характера и места конкурентной стратегии в рыночной экономике.

Большой зарубежный опыт изучения конкуренции  и предпринимательства пока еще  не позволяет адекватно отразить процессы их взаимодействия в системе  переходной экономики России. В связи  с этим возникает потребность  в разработке отечественной методологической базы исследования данных процессов  с учетом особенностей рыночной экономики  переходного периода и общемировых  тенденций.

Поскольку процесс взаимодействия конкуренции  и предпринимательства выражается в форме конкурентной борьбы, необходимо иметь адекватную для определенной степени зрелости рыночных отношений  конкурентную стратегию, которая обеспечивала бы наибольшие успехи. Кроме того, изменившиеся в последнее время усилия конкурентной борьбы, характеризующейся переходом  от статистической конкуренции к  динамической, требует формирования нового - конкурентоспособного механизма  управления предпринимательской деятельности.

Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного  регулирования рыночной экономики  и отбора наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных  успешно функционировать в условиях рынка, а с другой стороны, это  легализованная форма экономической  борьбы самостоятельных хозяйствующих  субъектов, выпускающих однородную продукцию, ее рынки сбыта с целью  получения более высоких доходов [64].

Различают понятия конкурентоспособность  предприятия и конкурентоспособность  товара.

Под «конкурентоспособностью предприятия» понимается текущее положение предприятия  на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении  с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции  его изменения. Понятно, что «рыночная  сила» предприятия зависит от ряда факторов эффективности ведения  бизнеса компании, которые являются преимуществами («сильными сторонами») по сравнению с конкурентами, как:

  • эффективность системы продаж (маркетинговой и сбытовой инфраструктуры);
  • уровень цен на реализуемую продукцию, зависящий от себестоимости производства и реализации продукции предприятия;
  • качественные характеристики продукции и ряд других.

За  счет своих рыночных преимуществ  предприятие получает возможность  потеснить конкурентов на рынке, повысить собственные объемы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счет манипулирования объемом продаж и, в конечном итоге, повысить свои конечные финансовые результаты (величину чистой прибыли).

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

  • качество продукции и услуг;
  • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • технологический уровень производства;
  • налоговая среда, в которой действует предприятие;
  • доступность источников финансирования [60].

Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим  наличие конкурентных преимуществ.

Пирамида  конкурентных преимуществ и конкурентоспособности представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Пирамида конкурентных преимуществ и конкурентоспособности

Выделяют  несколько параметров, определяющих конкурентоспособность предприятия:

  1. производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);
  2. финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);
  3. имидж предприятия – моральный капитал предприятия;
  4. товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);
  5. научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);
  6. инвестиционный потенциал;
  7. трудовые ресурсы;
  8. управленческий и информационно-аналитический потенциал;
  9. бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) – установление вероятности успеха в предпринимательской деятельности [31].

Различаются следующие виды конкурентных преимуществ:

    • Конкурентное преимущество высокого порядка – более надежно, требует значительных затрат на его обеспечение, его действие носит более продолжительный характер. Для того, чтобы достигнуть конкурентного преимущества высокого порядка, необходимо больше новизны и способности от руководства предприятия, требуются долговременные и интенсивные вложения капитала в производственные мощности, специальное обучение персонала.
    • Конкурентное преимущество низкого порядка – менее устойчиво, т.к. легко достижимо, оно действует не продолжительное время и его легко перенять (дешевая рабочая сила, низкие издержки производства, методы и приемы, позаимствованные у конкурентов) [5].

Информация о работе Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия