Социальная политика государства в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Социальная экономика – главный мост, соединяющий экономику с политикой, основной возбудитель политических сил и течений.
Как видим, социальная сфера экономики имеет большое значение в развитии государства, и поэтому очень важно проводить эффективную социальную политику, механизм, задачи и проблемы которой я хочу рассмотреть в своей курсовой работе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Социальная политика в рыночной экономике: теоретический аспект…...5
1.1 Социальная политика: сущность, функции и виды………………………….12
1.2 Институты и инструменты проведения социальной политики……………..20
2. Анализ социальной политики в современной российской экономике…..25
2.1. Современные формы реализации социальной политики…………………...31
2.2. Возможные пути совершенствования социальной политики………………36
Заключение…………………………………………………………………………42
Список использованной литературы……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

- Значительную социальную нагрузку несет наука, на достижения которой опираются все отрасли народного хозяйства.

- Как уже отмечалось, имеется еще отрасль социального  обеспечения населения.

Среди приоритетов социальной политики особое место занимает забота об охране и восстановлении окружающей среды. Жизнеспособность и качество жизни людей находится в непосредственной зависимости от состояния окружающей среды и сложившейся экологической ситуации. Ведь сколько загублено человеком морей, озер, рек, лесов и земли. В настоящее время происходит демографический кризис: у нас в стране умирает уже больше, чем рождается. Смертность более чем в два раза превышает рождаемость. При нынешнем уровне смертности население страны к 2005 г., т.е. через 10 лет, может сократиться с 148,2 млн. до 138 млн. человек.

Такие данные приводятся в исследованиях Института социально-экономических  проблем народонаселения РАН. [25, с. 210]

Социальная задача состоит  в соразмерности того, что мы берем  от природы и что мы ей даем, как  охраняем, защищаем и восстанавливаем ее во имя жизни настоящего и будущих поколений. Причем последствия пренебрежительного отношения предприятий и людей к природе, окружающей среде проявляются не сразу. Поэтому осознание значимости экологии должно проявляться в постоянном увеличении средств, выделяемых на охрану окружающей среды.

Переходим к рассмотрению проблемы распределения доходов  общества.

Как уже отмечалось ранее, справедливое распределение доходов  занимает особое место в государственном  регулировании экономики. Эту важнейшую  социально-экономическую проблему рассматривают обычно с таких сторон:

 Во-первых, распределение  полученного совокупного дохода  между участниками производства (имеется в виду личный фактор  производства). Это так называемое  функциональное распределение. Оно  свидетельствует о том, какая доля НД направляется соответствующему личному фактору производства. К примеру, функциональное распределение НД в США (1990 г.) выглядело следующим образом.

Такое распределение  среди субъектов — непосредственных участников создания НД — называется также еще первичных распределением. Не случайно эти доходы называются основными.

 Во-вторых, в процессе  реализации НД многократно перераспределяется  как между его создателями,  так и между лицами, занятыми  непроизводительным трудом. Доходы, являющиеся результатом перераспределения, называются производными. Основным инструментом перераспределения НД является госбюджет. НД перераспределяется также через сферу услуг.

 В-третьих, в статистике  особо выделяется распределение  дохода по его величине. Она характеризует распределение созданного в стране НД между семьями или отдельными лицами. Наша статистика, например, показывает структуру доходов и расходов семьи рабочего и служащего, семьи рабочего промышленности и семьи колхозника. Среднестатистическая семья при составлении потребительских бюджетов учитывается из четырех человек: муж и жена, работающие, а также двое детей: мальчик — 16 лет и девочка — 7 лет.

В последние годы даже в некоторых развитых странах  происходит углубление неравенства  в распределении дохода. О России и говорить не приходится.   

С проблемой неравенства  тесно связан вопрос о бедности. Можно ли определить бедность? Очевидно. Возможно обозначить те границы семейного  дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступать как минимум материальной обеспеченности, или прожиточный минимум (так называемый порог или черта бедности). Более 30 % россиян находятся ниже черты бедности. Все группы населения, живущие ниже этой черты, являются бедняками.

Черту бедности в США определяет Министерство торговли, исходя из необходимых объективных потребностей человека и стоимости жизни для определенного периода. Так, в 1990 г. черта бедности оценивалась для семьи из одного человека в 7740 долл. в год, из двух человек — 10426 долл., из трех —  13078 долл., из четырех — 15730 долл. [28, с.12-17]

Социально-демографическая  политика. Центральное место в  демографии, как известно, занимает воспроизводство населения, которое  происходит за счет естественной смены  поколений, т.е. через рождаемость и смертность. Правда, численность населения отдельных регионов изменяется вследствие его миграции. За пределами России в других бывших республиках, т.е. в странах СНГ, проживает свыше 25 млн. русских и около 4 млн. граждан других национальностей. К началу 1995 г. в России находилось около 670 тыс. беженцев. Поэтому приоритетными направлениями миграционной политики являются:

- защита прав и интересов  граждан РФ, проживающих в республике  и за ее пределами;

- регулирование въезда  и выезда мигрантов, оказание помощи беженцам и внутренним переселенцам;

- создание законных  и гуманных условий приема  и размещения семей беженцев;

- формирование у населения  понимания вынужденной миграции  в Россию.

Основным принципом  в работе с вынужденными мигрантами становится развитие инициативы и самостоятельности в собственном обустройстве на новом месте жительства, привлечение их средств, полученных в качестве компенсации за оставленное жилье и недвижимое имущество, предоставление им льготных кредитов, а также финансовых средств и материальных ресурсов в порядке оказания помощи.

 

1.1 Социальная политика: сущность, функции и виды

 

Социальная политика  служит предметом достаточно широких  научных дискуссий, причем объем  понятия и его содержание у  различных исследователей значительно отличаются.

 Это обусловлено  тем, что социальная политика  является наиболее значимой сферой  интересов современного общества  и важнейшей частью деятельности  современного государства. Социальная  политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Социальная рыночная экономика строится на конкуренции, частной инициативе, личном интересе и социальном прогрессе. Каждый член общества обладает фундаментальными правами: на благосостояние и свободное всестороннее развитие личности, на человеческое достоинство. [9, с. 100-102]

Экономическая хозяйственная  свобода включает в себя:

1. Свободу потребителей покупать по своему усмотрению товары и услуги, которые являются частью социального продукта (свобода потребления).

2. Свободу владельца  средств производства использовать  рабочую силу и деньги, ресурсы  и имущество, а также предпринимательские  способности по собственному усмотрению (свобода промысла, свобода выбора профессии и рабочего места, свобода пользования собственностью).

3. Свободу предпринимателей  производить и продавать товары  по личному желанию (свобода  производства и торговли).

4. Свободу каждого продавца и покупателя товаров или услуг добиваться своей цели (свобода конкуренции).

Мыслители Нового времени, среди них Т. Гоббс, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др., также рассматривали  вопрос об обязанностях государства  перед своими гражданами, считая справедливость неоспоримой социальной и нравственной ценностью. Так, В. фон Гумбольдт в работе «Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства» анализирует как юридические функции государства (мир и безопасность в обществе, защита прав и свобод индивида), так и социальные (забота о благе и счастье каждого). Концепция максимального участия государства в обеспечении социальных условий жизни граждан получила наиболее развернутое изложение в работе И. Фихте «Замкнутое торговое государство». [7, с. 340]

 Последовательная  деятельность по изучению и  истолкованию социальной политики  как специфической функции государства  и общества относится к тому  времени, когда закладываются  основы социального государства.1 В конце XIX в. группа немецких  ученых объединяется в «Кружок социальной политики», ставящий своей задачей изучение развития политики и экономики с позиций социологии. Не удивительно, что это произошло именно в Германии — стране, где ранее всего была начата осознанная и целенаправленная деятельность, ориентированная на построение именно такого типа государства. Закономерно также, что научный интерес к подобному социальному институту формируется на рубеже XIX и XX вв., отмеченном значительным ростом интереса к социальному знанию. «Что может с собственной ответственностью и в действительности выполняться человеком, не должны брать на себя вышестоящие инстанции», таким образом сформулирован этот принцип в программе одной из партий Австрии. Другими особенностями его является признание обязательств государства перед гражданами, признание необходимости стартового равенства, перераспределение доходов через налоги и социальные программы. Механизм же реализации целей социального государства различается в зависимости от господствующей идеологии и воплощается в социальной политике.

При этом «каждый цивилизационный  луч равноправен в историческом смысле уже по праву своего бытия». [19, с. 110-112]

Исследователи подчеркивают, что ни в коем случае не стоит  отвергать ни изучение опыта организации  социальной политики в современных «государствах всеобщего благосостояния», ни анализ взглядов западных социологов на сущность и содержание социальной политики.

 В зарубежной и  отечественной науке накопился  достаточно большой выбор определений  социальной политики. Все эти  подходы можно разбить на группы, в каждой из которых объединяются схожие концепции.

Первая, и наиболее обширная, группа исходит из отождествления социального  и общественного, в силу чего социальная политика рассматривается как «общественные  действия по решению проблем, затрагивающих все общество». Цель социальной политики — способствовать достижению целей общества.

 Вторая группа подходов  исходит в первую очередь из  социально-трудовых отношений и  ориентирована на их стабилизацию, регламентирование отношений труда и капитала, исключение возможных экстремистских или радикальных вариантов разрешения противоречий.

 В свое время  еще П.А. Сорокин в своей  работе «Социология революции»  указывал, что «непосредственной  предпосылкой-всякой революции всегда  было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения». Там же он писал о распространенности девиантного поведения как реакции на неудовлетворенность базовых потребностей.

 Четвертая группа  концепций рассматривает социальную политику прежде всего как инструмент, смягчающий негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему редистрибутивных (перераспределительных) мероприятий. Как правило, действия в рамках такого подхода имеют целью удержать дифференциацию доходов в безопасных рамках (например, цедильный коэффициент на уровне 1: 10), а средством выступает активная налоговая политика. [22, с. 193-194]

 Наконец, пятая  группа подходов исходит из  принципов социальной справедливости и социального партнерства как базовых ценностей современного гражданского общества и социального государства.

Широко распространенный как за рубежом, так и в последние  годы в нашей стране «Словарь социальной работы» Р. Баркера дает следующее  развернутое определение: «Социальная политика - деятельность и принцип общества, формирующие способ, при помощи которого оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учреждениями. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и ценностей общества и в большой степени определяют распределение ресурсов и уровень благосостояния его людей».

Среди отечественных  авторов выделим точку зрения П.Д. Павленка, по мнению которого, социальная политика государства — это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими .группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей. Это определение относится к числу тех, которые трактуют рассматриваемое явление достаточно широко, вбирая в себя, вероятно, также и содержание других видов политики.

 С точки зрения  политико-правовой трактовки рассматривает  это явление В.М. Капицин: «"Социальная  политика" в широком смысле  слова обозначает управляющее воздействие государства, основанное на системе правил (норм), нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая способствует вовлечению в политические процессы различных субъектов. Цель такого воздействия — способствовать формированию общности интересов широких слоев населения и консолидировать тем самым общество, добиваясь поддержки им деятельности государства»3. Важным является то, что автор подчеркивает управленческое содержание социальной политики государства. Вероятно, признание структурной сложности явления, рассмотрение его в широком и узком смысле также следует признать содержательным. [8, с. 31-35]

 В одном из первых  систематизированных учебных пособий  по теории и методике социальной  работы содержится трактовка социальной политики как «причинно обусловленной, ситуативной, динамичной по форме и ориентации деятельности по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе». Как видно, связь между социальной политикой и социальной безопасностью была достаточно рано осознана отечественной наукой. Она подчеркивается также в работе В. В. Колкова.

 В дальнейшем И.  Г. Зайнышев конкретизировал изложенную  в учебном пособии точку зрения  и сформулировал следующее определение: «Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения». [5, с. 380]

 Уточняя свое «широкое»  понимание, В.М. Капицын предлагает  новый подход: социальная политика  — это «совокупность разноуровневых  властных управленческих воздействий,  обеспечивающих солидарную поддержку  жизнедеятельности групп населения,  потенциально или реально подверженных рискам (физическим, природным, профессиональным), в целях консолидации общества и стабильности политической власти на основе государственного правового регулирования». В таком подходе все другие разновидности политики выглядят как составные части социальной. [4, с. 81]

Информация о работе Социальная политика государства в современной экономике России