Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:07, курсовая работа
В современном словаре иностранных слов она определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. Фискалы – в первоначальном смысле слова – сборщики податей, мытари. В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Фискальная политика как инструмент в рыночной экономике
1.1. Понятие и структура фискальной политики …………….……………5
1.2 Инструменты фискальной политики ……...……………….………… 13
1.3. Фискальная политика и ее эффективность………..……………..…… 16
Глава 2. Формирование фискальной политики в Российской Федерации
2.1 Налоговая система как элемент фискальной политики……………… 20
2.2. Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции………………………………………………………..………………26
2.3. Дефицит и профицит бюджета………………………………………… 29
2.4. Основные показатели бюджета Российской Федерации на 2010-2012 годы…………………………………………...……………… 32
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы
В рамках других направлений
социальной политики увеличены расходы
на закупку лекарственных средств, предназначенных
для лечения больных злокачественными
новообразованиями лимфоидной, кроветворной
и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом,
гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше,
рассеянным склерозом, а также после трансплантации
органов и (или) тканей.
Запланированы с увеличением расходы
на осуществление отдельных полномочий
в области лекарственного обеспечения,
а также на оздоровительные мероприятия
по оздоровительной кампании детей.
Предусматриваются субсидии Фонду поддержки
детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, который осуществляет софинансирование
программ субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований и некоммерческих
организаций, направленных на профилактику
семейного неблагополучия и социального
сиротства детей, социальную поддержку
семей с детьми-инвалидами, профилактику
безнадзорности и беспризорности детей,
преступности несовершеннолетних.
В рамках иных межбюджетных трансфертов
бюджетам субъектов Российской Федерации
предусматриваются бюджетные ассигнования
на проведение противоаварийных мероприятий
в зданиях государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждений.
Предусматриваются субсидии на реализацию
социально значимых проектов по выпуску
книг и периодических изданий для инвалидов
по зрению, субсидии на государственную
поддержку российских организаций инвалидов.
Таблица 5.12
Другие
приоритетные направления в сфере социальной
политики
млрд.руб.
|
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего |
58,0 |
62,2 |
67,0 |
72,3 |
Закупка лекарственных средств. Предназначенных для лечения больных злокачественными новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом и др. |
40,7 |
44,8 |
49,3 |
54,2 |
Отдельные полномочия в области лекарственного обеспечения |
12,6 |
13,3 |
13,6 |
14,0 |
Субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
1,7 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Софинансирование проведения противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Субсидии на государственную поддержку российских организаций инвалидов, субсидии на реализацию социально значимых проектов по выпуску книг и периодических изданий для инвалидов по зрению |
2,0 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
В целом параметры
государственного оборонного заказа на
2010 годы установлены на уровне 101,2% к уровню
2009 года с сохранением их на указанном
уровне в 2011 и 2012 годах.
Расходы, связанные с проведением научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, закупкой
и ремонтом вооружения и военной техники,
установлены на уровне 99,3% к 2009 году.
Объемы бюджетных ассигнований по тыловому
обеспечения, в том числе по обеспечению
продовольствием, вещевым имуществом,
специальному топливу и горюче-смазочными
материалами, установлены исходя из дифференцированного
подхода к задачам каждого государственного
заказчика. При этом учитывалась численность
военнослужащих, уровень обеспеченности
вещевым имуществом, а также необходимость
решения задач по обороне и безопасности
государства на достаточном уровне.
При этом общий объем финансового обеспечения
в части продовольствия увеличен на 25,6%
от уточненного гособоронзаказа 2009 года,
что связано с увеличением числа военнослужащих,
а также ростом цен на продовольственные
товары.
Объем финансового обеспечения вещевого
обеспечения увеличен на 8,8%, что позволяет
полностью исполнить установленные нормы
снабжения. Кроме того, объем бюджетных
ассигнований позволит обеспечить парадной
формой участников парада к 65-летию Победы
в Великой отечественной войне 1941-1945 годов.
Общий объем финансового обеспечения
по спецтопливу и горюче-смазочным материалам
предлагается увеличить на 22,3% к уровню
2009 года, что позволит обеспечить потребности
военной организации в необходимых объемах.
Расходы, по иным направлениям государственного
оборонного заказа, с учетом проведенной
оптимизации расходов федерального бюджета
установлены на уровне 76,2% от 2009 года.
В 2010-2012 годах будет продолжена реализация ряда федеральных целевых программ, направленных на поддержку высокотехнологичных отраслей, прежде всего, в рамках развития космического и ядерного комплексов (таблица 5.13):
Таблица 5.13
Бюджетные ассигнования на поддержку высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
Всего |
227,8 |
217,6 |
223,5 |
214,6 |
Космический комплекс | ||||
Мероприятия в области использования и исследования космического пространства |
1,3 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» |
2,6 |
6,4 |
6,4 |
6,4 |
Федеральная космическая программа России на 2006 – 2015 годы |
58,2 |
55,0 |
43,4 |
31,6 |
Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» |
31,5 |
27,9 |
19,3 |
0,0 |
Развитие ядерного комплекса | ||||
Имущественный взнос в уставный капитал Росатома |
73,3 |
53,3 |
69,3 |
68,2 |
Уплата взноса Российской Федерации в бюджет Объединенного института ядерных исследований. |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
ФЦП «Ядерные энерготехнологии (2010-2020 годы)» |
3,2 |
3,2 |
3,2 | |
Исследования и разработки в сфере использования атомной энергии в интересах развития национальной экономики |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Приборостроение, нанотехнологии и электронная компонентная база | ||||
ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» |
5,3 |
5,0 |
||
ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы |
5,8 |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
Восстановление средств государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», зачисленных в доход федерального бюджета в 2009 году |
10,0 |
25,0 |
50,0 | |
Авиастроение | ||||
ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» |
19,4 |
19,9 |
19,9 |
19,9 |
Судостроение | ||||
ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
Научные исследования и разработки | ||||
Российский фонд фундаментальных исследований |
6,8 |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
ФЦП «Мировой океан» |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007 – 2011 годы |
4,5 |
1,8 |
1,8 |
|
ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» |
12,3 |
7,4 |
7,4 |
7,4 |
Телекоммуникации и связь | ||||
ФЦП «Развитие телерадиовещания (2009-2012 годы) |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
Приоритетным направлением
бюджетной политики в указанной сфере
на период 2010-2012 годов является финансовое
обеспечение:
- мероприятий, предусмотренных в федеральных
целевых программах, направленных в том
числе на нивелирование и устранение диспропорций
в транспортном развитии субъектов Российской
Федерации;
- ремонта и содержания автомобильных
дорог федерального значения, направленных
на поддержание пропускной способности
и обеспечение безопасности автомобильных
дорог общего пользования Российской
Федерации;
- транспортной доступности пассажирских
перевозок для жителей отдаленных регионов
страны (Калининградская область, Дальний
Восток).
Таблица 5.14
Бюджетные
ассигнования на развитие транспортной
системы
млрд.руб.
|
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего |
308,1 |
282,9 |
297,5 |
244,9 |
в том числе: |
||||
ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» подпрограмма «Автомобильные дороги» |
176,8 |
186,1 |
206,3 |
182,1 |
в том числе строительство автодорог г. Сочи |
19,0 |
44,2 |
64,5 |
40,2 |
Расходы на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения |
66,9 |
56,9 |
56,9 |
56,9 |
Софинансирование строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в г. Санкт-Петербург» |
6,0 |
7,3 |
7,3 |
0,0 |
ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» |
5,4 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
Подпрограмма «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» |
28,3 |
26,7 |
21,1 |
1,4 |
ФЦП «Социально-экономическое развития Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
ФЦП «Юг России (2008-2012 гг.)» |
0,8 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
ФЦП развития Калининградской области на период до 2014 года |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов |
3,0 |
0 |
0 |
0 |
Строительство, модернизация, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования |
18,9 |
0 |
0 |
0 |
ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» |
1,8 |
1,4 |
1,4 |
|
Кроме того, кредиты субъектам Российской Федерации на строительство, реконструкцию, капитальные ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) |
25,0 |
25,0 |
Поддержка агропромышленного комплекса и развитие села
Основные направления
государственной политики в области сельского
хозяйства определены пятилетней Государственной
программой развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на
2008-2012 годы, охватывающей весь спектр направлений
развития агропромышленного комплекса
и продовольственного обеспечения страны.
Наибольший вес в общем объеме ассигнований
в 2010 году будут занимать субсидии на возмещение
части затрат на уплату процентов по инвестиционным
и краткосрочным кредитам, полученным
сельскохозяйственными товаропроизводителями,
организациями агропромышленного комплекса
и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами,
как одной из наиболее эффективных форм
государственной поддержки сельского
хозяйства, субсидии на проведение закупочных
и товарных интервенций сельскохозяйственной
продукции и залоговых операций (таблица
5.15):
Таблица 5.15
Бюджетные
ассигнования на поддержку агропромышленного
комплекса и развитие села
млрд. руб.
|
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего |
111,1 |
100,9 |
91,9 |
91,9 |
ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года" (кроме предоставления субсидий на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности) |
8,1 |
7,7 |
7,7 |
7,7 |
ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" |
15,9 |
5,7 |
5,7 |
5,7 |
Субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам, и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам |
62,0 |
80,0 |
71,8 |
71,8 |
Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ |
7,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций |
3,0 |
3,8 |
3,0 |
3,0 |
Мероприятия в области сельскохозяйственного производства |
3,2 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
Иные субсидии в сфере сельского хозяйства |
9,1 |
0 |
0 |
0 |
Кроме того, в 2010 году и в дальнейшем на цели поддержки сельского хозяйства будут использоваться средства ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг», в том числе – за счет взносов из федерального бюджета в 2009 году (в объеме, соответственно, 45 млрд. рублей и 25 млрд. рублей).
Решение жилищных
проблем будет оставаться одним из основных
социально значимых приоритетов.
В целях обеспечения социальных обязательств
перед ветеранами и инвалидами Великой
Отечественной войны в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации
от 7.05.2008 № 714 в федеральном бюджете на
2010 год предусмотрены необходимые бюджетные
ассигнования. Обеспечение жильем нуждающихся
в улучшении жилищных условий указанной
категории граждан должно быть завершено
до 1 мая 2010 г.
Обеспечение жильем остальных категорий
граждан в соответствии с Федеральными
законами «О ветеранах» и «О социальной
защите граждан в Российской Федерации»
будет осуществляться в объемах, которые
возможно учесть в федеральном бюджете
исходя из задач оптимизации.
Продолжится реализация ФЦП «Жилище»
на 2002-2012 годы, разрабатывается проект
соответствующей долгосрочной целевой
программы на период до 2015 года.
Предусматриваются бюджетные ассигнования
на обеспечение постоянным и служебным
жильем военнослужащих.
Планируется восстановление средств государственной
корпорации «Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства», зачисленных
в доход федерального бюджета в 2009 году.
Таблица 5.16
Бюджетные
ассигнования на жилищное строительство
млрд. руб
|
2009
год |
прогноз | ||
2010 год |
2011 год |
2012 год | ||
Всего |
218,8 |
250,5 |
104,0 |
96,8 |
в том числе: |
||||
ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы (второй этап) |
68,2 |
61,0 |
0,0 |
0,0 |
Обеспечение
жильем граждан в соответствии с Федеральными
законами |
60,2 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
Обеспечение жильем военнослужащих ФОИВ |
75,5 |
124,0 |
73,5 |
81,3 |
ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009-2013 годы» |
6,0 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
Восстановление средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», зачисленных в доход федерального бюджета в 2009 году |
0,0 |
50,0 |
15,0 |
0,0 |
Обеспечение
жильем граждан, проживающих на селе |
4,5 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
Обеспечение
жильем граждан |
2,2 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
Обеспечение жильем граждан, в рамках Президентской программы «Уничтожение запасов химического оружия» |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Обеспечение
жильем граждан |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Обеспечение
жильем граждан |
0,5 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |