Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 15:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории экономических учений".
1. Выразители
экономической мысли древнего
мира — крупные мыслители
Доказательства идеологов древнего мира
основывались преимущественно
на категориях морали, этики, нравственности
и были направлены против крупных торгово-ростовщических
операций, то есть против свободного функционирования
денежного и торгового капитала.
2. Источники экономической мысли Древнего
Востока:
Вавилон — кодекс царя Хаммурапи
Китай — Конфуций
Индия
— трактат Артхашастра.
Свод законов царя Хаммурапи 1792 — 1750 гг.
до н.э. создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет
особое внимание укреплению власти рабовладельцев
над рабами, частной собственности вообще и охране
интересов царских служилых людей; дает
возможность сделать вывод о весьма значительном
развитии товарно-денежных отношений
в Вавилонии.
Конфуций Кун-цзы 551 — 479 гг. до н.э. заложил
основы конфуцианства — этико-политического
учения, оказывавшего огромное влияние
на развитие духовной культуры, политической
жизни и общественного строя Китая на
протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство
призывало государей управлять народом
не на основе законов и наказаний, а при
помощи добродетели, примером высоконравственного
поведения, на основе обычного права, не
обременять народ тяжелыми налогами и
повинностями.
Индийский трактат Артхашастра буквально
— наука о пользе, о практической жизни
— это собрание наставлений по вопросам
управления государством. В трактате описывается
идеальное государство с разветвленной
полицейской системой и сильной царской
властью, для укрепления которой допускаются
любые средства. Важнейший источник сведений
об общественных отношениях, экономике,
политических институтах Древней Индии.
Автором трактата считается Каутилья
IV в. до н.э. — древнеиндийский гос деятель.
В соответствии с этими источниками для
азиатского способа производства характерны:
-чрезмерное регулирование хозяйства
посредством регламентации сферы
ссудных операций и торговли
-ведущая роль в экономике отводится собственности государства
-неприкосновенность
частной собственности.
3.Экономическая мысль Древней Греции
связана с именами Ксенофонта, Платона
и Аристотеля.
Ксенофонт 430 — 354 гг. до н.э. в трактате О домашнем
хозяйстве дал характеристику образцового,
с его точки зрения, хозяйства и образцового
гражданина. Его труд О доходах — попытка
найти выход из экономических трудностей
Афин. Важнейшие идеи трактата О домашнем
хозяйстве сводятся к следующему:
естественным происхождением является
разделение труда на умственный и физический,
а людей — на свободных и рабов
любой
товар обладает полезными свойствами
потребительная стоимость и способен
обмениваться на другой товар меновая
стоимость.
Платон 428-347 гг. до н.э. создал теорию
идеального общественного устройства
и изложил ее в своем труде Государство.
Коренной идеей такого устройства является
идея справедливости; каждый занимается
тем к чему более приспособлен. Под справедливостью
философ подразумевал так называемую
цельную добродетель, объединяющую мудрость
мужество и просветленное аффектное состояние
и представляющую их равновесие. Платон
проповедовал уничтожение частной собственности,
общность жен и детей, государственную
регулируемость браков, общественное
воспитание детей, которые не должны знать
своих родителей.
Аристотель 384-322гг. до н.э. основывал свое
экономическое учение на предпосылке,
что рабство явление естественное и всегда
должно быть основой производства. Ключевые
положения его труда Политика:
обязательным является наличие частной
собственности
все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, т.к. оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются. Т.о. Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает
хрематистику:
деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать монета не может рождать монету. Аристотель считал, что деньги стали всеобщим средством обмена в результате соглашения;
человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, гос-во важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления гос строя, философ считал, что школы должны быть только гос и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к гос порядку.
2Экономические
идеи Западной Европы и России
в период средневековья.
Экономическая мысль средневековья тесно
связана с экономической политикой государств,
рассчитанной на поддержание феодального
порядка, его стабилизацию Защитники интересов
феодалов отрицательно относились к торговле
и ростовщичеству. Натуральнохозяйственная
ограниченность производства считалась
преимуществом и выдавалась за социальную
добродетель.
В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление.
Представление об экономических идеях раннего средневековья VI-X вв. дает старинная запись судебных обычаев франков Салическая правда, составленная в начале VI в. н. э.
Приводя перечень штрафов за всевозможные преступления, она характеризует экономические воззрения франков: общинного крестьянства с одной стороны, и служилых людей или дружинников — с другой. В ее предписаниях сельское хозяйство выступает как естественное занятие франка. Городам и промышленности не уделялось особого внимания. Проблемы торговли полностью отсутствуют.
Салическая
правда отстаивала позиции общины,
устойчивость общинного землевладения,
приоритет общинной собственности
над частной. Вместе с тем общинные
принципы экономической жизни
Салическая правда отразила разложение родового строя, начавшийся процесс феодализации дифференциации франкского общества и интересы служилой аристократии, группировавшейся вокруг короля.
Спустя три столетия экономические вопросы средневекового поместья получили отражение в Капитулярии о виллах закон о поместьях, изданном при Карле Великом. В нем закреплялась крепостная зависимость крестьян, задача экономической политики сводилась к утверждению крепостничества.
3.Вытеснение
натурального хозяйства
капитала».
Большинство современных
• меркантилизм обозначил переходный период в зарождении экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний в социально-экономической сфере (М. Блауг назвал меркантилизм «экономической теорией во младенчестве»);
• благодаря меркантилизму пришло понимание сдерживающих признаков НТП в доиндустриальной экономике.
Меркантилизм
как научное мировоззрение
Основные положения меркантилизма:
• только деньги (золотые и серебряные) и сокровища олицетворяют богатство нации, государства;
• приумножение
богатств требует протекционистских
мер по регулированию внешней
торговли - поощрение экспорта, сдерживание
импорта, всемерная поддержка
• из-за отсутствия соответствующих теоретических познаний в области народонаселения меркантилисты считали возможным поддержание низкой заработной платы в связи с ростом населения - предложения рабочей
силы;
• достижение активного торгового баланса непременно зависит от государственного вмешательства, а источник богатств - неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами.
4Слово
«физиократия» в переводе
Центральные идеи теории физиократии таковы:
1)экономические
законы носят естественный
2)источником
богатства является сфера
3) под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта;
4)физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу;
5)деньги
не причислялись ни к одному
из видов авансов. Для
Основоположник школы Франсуа Кенэ был придворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет.
Его основные труды: «Население», , «Налоги», «Экономическая таблица», который вошел в историю экономической мысли как первый опыт макроэкономического анализа.
5История
экономических учений
Методами
исследования экономической науки являются:
экспериментальный метод — изучение поведения
экономической системы в целом и ее составных
частей путем постановки экспериментов;
гипотетико-дедуктивный метод — основан на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений в микро- и макроэкономике
статистико-временной
анализ — изучение совокупности массовых
экономических явлений и
историко-модельный подход — представление экономических процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый процесс, в историческом контексте
математический метод — описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов
метод абстрагирования — исключение явлений, носящих случайный характер, при исследовании процессов экономики.
К современным
направлениям экономической мысли
относят:
неоклассицизм — направление, сформированное
в 90-х годах XIX века, основанное на идеях
экономического либерализма и принципах
системного анализа маржинальных предельных
величин в исследованиях микроэкономики;
в настоящее время в задачи этого направления
входят решение макроэкономических вопросов
и проблем государственного регулирования
экономики
Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"