Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"
1.Предмет экономической теории: история развития, трактовка различными научными школами и направлениями. Предмет экономической теории Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества. В любом обществе решается триединая проблема: что производить, как производить, для кого производить. Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом экономической теории являются в первую очередь экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Эк теория изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс. Возникновение экономической науки. На основе анализа многочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономической теории можно выделить 3 этапа ее развития: экономия, политическая экономия, экономикс. Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.
В Англии, Италии, Франции и других
странах первоначально возникла
теоретическая школа - МЕРКАНТИЛИЗМ.
Она считала, что богатство людей
- это золото, деньги, за которые все
можно купить. Такие представления
были не случайны. Они соответствовали
начальному виду капиталистической
деятельности - международной торговле,
приносящей большие доходы. Здесь
прирост богатства был
Другое направление
Марксизм. Учение английских классиков по-новому продолжил К.Маркс. В своем главном труде «Капитал» он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь). Во-вторых - при разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену. Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в области экономической теории явился В.И.Ленин. В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных.
В последней трети 19в. В Австрии,
США, Англии произошел подлинный
переворот в экономической
Современная экономическая теория развивается в основном в рамках трех основных течений: 1) неоклассическое; 2) теория регулируемого капитализма, 3)институционализм.
Становление и развитие теории РЕГУЛИРУЕМОГО
КАПИТАЛИЗМА началось в 30-х годах
20-го века. Ее главная идея состоит
в том, что государство должно
активно вмешиваться в
3. Рынок - стремится к поддержанию и обогащению
крупных предприятий (монополий). Основа
власти крупных предприятий - техника,
а не законы рынка. Против диктата предпринимателей
необходимы совместные действия профсоюзов
и гос-ва. Кроме того, гос-ву необходимо
взять под свою опеку такие жизненно важные
сферы как экология, образование и здравоохранение.
Основоположником институционализма
считается американский ученый Т.Веблен.
2.Основные этапы и направления развития экономической мысли Этапы в развитии эк т:I-Экономия, II-Политич экономия, III-Экономикс.
I-Эк т первоначально возникла в античном общ-ве как экономия-наука о доме,домоводстве,дом хоз-ве.Термин предложил Ксенофонт(430-354 гг до н.э.)
II.Наука о производственных отношениях-отношениях
м/у людьми в процессе произв-ва,распределения,
III-Наука о рац-ом использовании огранич-х ресурсов д/удовлетворения потребностей людей.
Особенности эк мысли древнего
мира: - субъекты(представители)-
3.Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Первые научные представления об экономике сформировались в эпоху традиционных обществ. Она имеет обширные хронологические границы - от древнейших времен до XVII века и включает общества восточных деспотий, греко-римскую цивилизацию, средневековье и эпоху торгового капитализма. В традиционных обществах преобладало сельскохозяйственное производство; большая часть общественного продукта производилась в аграрном секторе и значительная часть населения была занята в сельском хозяйстве. Они имели натурально-хозяйственную основу; преобладало не товарное, а натуральное хозяйство. Вместе с тем углубление общественного разделения труда, поступательное развитие промышленности и торговли вело к формированию рыночных отношений и институтов, которые постепенно вытесняли натуральное хозяйство, формируя предпосылки для товарного производства. Низкая производительность ручного труда ограничивала возможности экономического роста и увеличения национального богатства. Большая часть прибавочного продукта использовалась на потребление, а не на накопление и расширение производства. Рост богатства отдельных социальных групп и индивидов происходил не за счет увеличения национального богатства, а за счет его перераспределения. В традиционных обществах экономические исследования не имели самостоятельного значения; экономические воззрения формировались в рамках философских, правовых и религиозных систем. Общества восточных деспотий: Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Индия, Китай и др. - имели экономику административного типа с большим царско-храмовым хозяйством и слабо развитыми частнособственническими и товарно-денежными отношениями. В Древней Греции и Древнем Риме в отличие от древневосточных государств развитие ремесла, торговли и рыночных отношений, широкое использование рабского труда способствовали развитию частной собственности и частного хозяйства. Общепризнанным вкладом Платона и Аристотеля в формирование научных представлений об экономике явлисследование разделения труда. По Платону идеальное государство характеризуется постоянным числом жителей и постоянным количеством богатства, что обеспечивает его жесткую стационарность. Платон разделял общество на правителей (философы и стражи) и поданных (крестьяне, ремесленники и торговцы). Частной собственностью могут быть наделены только лица, не принимающие участия в управлении государством. Платон определил деньги как символические средства, используемые как средство обмена. Деньги будут эффективны в выполнении функции средства обращения только в том случае, если не будут использоваться для накопления. По Аристотелю, требуется более просвещенное и либеральное использование част собств, т.к. она дает дополнительные стимулы к труду и надежные основания для общественного спокойствия.Аристотель осуждал накопление богатства. По Аристотелю экономика делится на две части: экономика как наука об управлении домашним хозяйством и наука предложения, которая рассматривает вопросы приобретения и накопления и изучает искусство обогащения (хрематистика). Он выделил естественные и неестественные формы обмена. Аристотель считал, что необходимость в деньгах как средстве обмена появляется по мере его развития. Деньгами становится товар, имеющий собственную товарную ценность. Его идеи были близки металлистической концепции денег. Он разграничил два свойства товара: потребительная стоимость (ценность) и меновая стоимость (ценность). Аристотель выделил понятие естественной цены, которая устанавливается в процессе торга между продавцом и покупателем, и монопольной цены, которая устанавливается продавцом. Естественная цена является нормальной и справедливой, в то время как монопольная цена явл несправедливой и нарушает естественные законы. В древневосточных государствах, в Древней Греции и Риме основными направлениями экономической мысли являлись экономика домашнего хозяйства, экономика государства и экономическая политика. Научная экономическая мысль имела не систематический, а фрагментарный характер.
Вопрос 4.Политическая экономия. Основные школы и их представители.
Становление капитализма предопределило возникновение самостоятельной науки — политической экономии. В центре ее внимания первоначально находилась не сфера производства, а сфера обращения. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем его интересов стала первая школа, возникшая в политической экономии, — меркантилизм. Целью исследований меркантилистов (А. Серра, Т. Мен, С. Фортрей) были поиски источников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом пристального внимания — движение денег и товаров между отдельными странами. Меркантилисты не были пассивными наблюдателями, они пытались активно воздействовать на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства. Торговая буржуазия стремилась выдать свою точку зрения за национальный общегосударственный интерес. Протекционистская политика стала выражением временного союза дворянства и торговой буржуазии.
Физиокра́ты— фр школа экономистов 2й половины 18 в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» в хозяйственной жизни общества — идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии 18 в. Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения — желания, одинаково характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в обоих случаях имеется реакциея против меркантилизма, который односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность.Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности с/х как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) явл единственным фактором производства.
Классическая политическая экономия — философия «рыночного хозяйства». Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Ее первыми представителями были Уильям Петти в Англии и Пьер Буагильбер во Франции. Оба они предприняли попытку свести стоимость к труду и тем самым сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник капиталистического богатства в сфере производства. Во Франции ведущей отраслью оставалось земледелие. Поэтому представители французской классической политической экономии — физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.), источник прироста капитала искали в земледелии, а чистый доход рассматривали как дар природы. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ (1694—1774) заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель. Ее основу составляло движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: классом земельных собственников, производительным (к которому он относил земледельцев) и непроизводительным классом (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием).
Распространение мануфактурного и
становление машинного
Адам Смит выяснил условия производства и накопления богатства. В основе его концепции лежит идея неуравнительного равенства. Каждый человек уникален, он обладает данными от природы (или благоприобретенными) способностями. Эти различия индивидов становятся общественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности. Их односторонность и ограниченность превращаются в их достоинство, так как специализация повышает производительность труда. Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться глубокими специалистами в узкой области. Индивиды становятся полноправными членами общества, необходимыми друг другу благодаря своей специализации. Обмен, в результате, играет двоякую роль: подключает отдельных людей к цивилизации и развивает их потребности, способствуя всестороннему развитию личности.
В своем главном экономическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы. Мануфактурный труд, отмечал он, дробит единый процесс труда на мельчайшие операции, значительно упрощая их. В этом заключается общественный прогресс, соединяющий специфичное и всеобщее, труд отдельного работника и труд вообще. Именно труд вообще, существующий в рамках общественного разделения труда, А. Смит провозглашает источником материального богатства при капитализме. Стремясь не только проникнуть в сущность капиталистического производства, но и описать внешние формы его проявления, он дал 4е определения стоимости, что породило многочисленные противоречия, которые попытался преодолеть Давид Рикардо.