Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 04:07, курсовая работа
Целью написания настоящей курсовой работы является рассмотрение выбранной мною темы: «Деловой этикет» и соблюдение принципов делового этикета на примере санатория «Заполярье». Для раскрытия данной темы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие делового этикета и его значение в профессиональной деятельности менеджеров;
2. Обосновать принципы делового этикета;
3. Изучить азбуку делового общения;
4. Дать характеристику имиджа делового человека;
5. Обозначить национальные особенности делового этикета в разных странах мира;
6. Провести всесторонний анализ санатория «Заполярье», предоставляемых им услуг, а также соблюдения принципов делового этикета персоналом санатория.
Введение
Этикет—явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни вещества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п. для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.
В настоящее время соблюдение этикета, т.е. умения должным образом вести себя, стало одним из главнейших способов вырваться вперед и сохранить лидерство в мире бизнеса.
Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. Знание делового этикета — основа предпринимательского успеха. В этой работе рассматривается основы делового этикета: нормы поведения, внешний вид, умение вести беседу. Раскрываются такие вопросы как: «Что говорить?», «Когда говорить?», «Кому говорить?». Дается некоторое сравнение делового этикета в разных странах мира.
У многих начинающих бизнесменов срывается много выгодных сделок, особенно с иностранными фирмами, из-за того, что они не знакомы с правилами делового этикета. У многих предпринимателей дурной вкус заметен в одежде и манерах поведения. В результате они, их консультанты и секретари становятся предметом молчаливой и нелицеприятной критики со стороны партнеров. Уважающие себя и честь своего предприятия предприниматели после первой же встречи могут прекратить переговоры по причине некорректного поведения партнеров. Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона, знание делового этикета является основой предпринимательского успеха. Этим поясняется актуальность выбранной мною темы «Деловой этикет».
Этикет определяет лишь формы, технические аспекты общения - как спорить, не задевая чувства собеседника, как вести себя за столом, какие дарить подарки и т. д. Поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно для того, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком.
Попытки раскрыть смысл, который вкладывается в понятие «хорошие манеры», предпринимались не единожды. Однако сделать это, несмотря на кажущуюся простоту, оказалось нелегко. Петр Первый в предисловии к книге «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» считал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость». В данной курсовой работе реализован концептуальный подход в рассмотрении делового этикета как формы социального взаимодействия, соответствующей содержанию общественных отношений формирующегося информационного общества. Обращение к теории этикета позволило обосновать востребованность этого сравнительно нового вида этикетных отношений, выявить его принципы и значение, причины формирования делового этикета, показать его отличительные особенности в разных странах мира, а также его взаимосвязь и взаимодействие с имиджем.
Деловой этикет - это свод определённых правил поведения, принятых в сфере производства, услуг, культуры, науки и т.д., то есть в сфере вашей профессиональной деятельности. Соблюдение служебно-делового этикета зависит от времени и обстоятельств. В отличие от норм морали (этики) правила этикета в большей степени являются условными и носят характер неписаных законов, которые все неукоснительно соблюдают.
В любых жизненных ситуациях надо стремиться к хорошим отношениям со всеми, даже если сталкиваешься с человеком на короткое время. Работница кафе, вахтёр, гардеробщица - всё это сотрудники, с которыми мы сталкиваемся и быстро расходимся на целый день. Можно пройти мимо, не обратив внимания, а можно поздороваться, улыбнуться и сказать несколько приятных слов.
Каждый из нас создаёт из себя определённый образ, как сейчас говорят - имидж. Он может быть различным: доброго и приятного в общении человека, недотёпы, грубияна, скандалиста... Сколько людей - столько и образов.
Во многом наш образ зависит от восприятия нас другим человеком. Создавая свой образ, каждый человек должен подумать, каким он хочет быть в глазах окружающих.
Предметом исследования темы «Деловой этикет» является рассмотрение отдельных вопросов, связанных с деловым этикетом в гостиничном бизнесе.
Целью написания настоящей курсовой работы является рассмотрение выбранной мною темы: «Деловой этикет» и соблюдение принципов делового этикета на примере санатория «Заполярье». Для раскрытия данной темы были поставлены и решены следующие задачи:
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Делового этикета» определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Делового этикета» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Теоретической и
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, список литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. В заключении сформулированы основные выводы.
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса. Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Делового этикета», круг вопросов и логическую схему ее построения.
Глава 1. Теоретические основы делового этикета в менеджменте
1.1.Понятие делового этикета и его значение в деятельности менеджера.
Сложившиеся
нормы нравственности являются
результатом длительного по
Этикет - совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе.
Этикет (фр. Etiquette) — кодекс
хороших манер и правил поведения людей
дома, на работе, в транспорте, принятых
в данном обществе.
Этикет — совокупность
правил поведения, регулирующих внешние
проявления человеческих взаимоотношений
(обхождение с окружающими, формы обращения
и приветствий, поведение в общественных
местах, манеры и одежда).
Этикет — часть культуры
человека. В этикет входят требования,
которые приобретают характер более или
менее строго регламентированного церемониала
и в соблюдении которых имеет особое значение
определенная форма поведения. Хотя этикет
выражает содержание тех или иных принципов
нравственности, в традиционном обществе
он становится ритуалом, имеет внешнюю,
оторванную от своего нравственного содержания
форму, строго канонизированный характер.
Он выражается в сложной системе разработанных
правил учтивости, четко классифицирует
правила обхождения с представителями
различных классов и сословий, с должностными
лицами в соответствии с их рангом (к кому
как следует обращаться, кого как должно
титуловать).1
«Хорошие манеры откроют перед вами двери, которые не сможет открыть и самая высокая образованность» — утверждают мудрые.
Нужно запомнить, что этикет помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам этикета то, что раньше мы никогда не делали.
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.
Требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства
К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.
Как и общение, так и этикет можно условно разделить на две категории - деловой и неофициальный. Деловой этикет регулирует поведение людей, связанное с выполнением их служебных обязанностей, с решением вопросов бизнеса. Неофициальный этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей при приеме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, помещении культурных мероприятий, таких как спектакли, концерты и так далее2.
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
- деловой этикет - это самый «молодой» вид этикета, получивший массовое распространение в связи с развитием рыночных отношений и глобализацией всех сторон общественной жизни. 3
Наиболее общее определение этикета таково: это установленный порядок поведения где-либо. В практике деловых отношений есть масса стандартных ситуаций, для которых вырабатываются формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения. Этикет-это в большей степени не внутренняя психологическая, а внешняя сторона делового общения. Деловой этикет обусловливает наиболее целесообразное поведение, способствующее успеху в деловых отношениях.
Деловой этикет - это порядок поведения, установленный в деловом общении.
Деловой этикет - это формы поведения, принятые в деловой среде.
Деловой этикет - это многофакторный феномен, отсюда необходимость междисциплинарного подхода, применение которого обнаруживает, что многие аспекты темы, так или иначе, получили свое освещение и развитие в отечественной и зарубежной философской литературе.
Деловой этикет рассмотрен как объективно необходимый в условиях информационного развития общества формы социального взаимодействия, как важная составляющая культуры делового общения и современной коммуникативной культуры в целом. Отличительной чертой делового этикета являются партнерские отношения, построенные на протокольных принципах равенства и взаимного уважения.