Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:07, контрольная работа
Цель – обобщить практику обеспечения положительного имиджа госслужащего в общественном мнении.
Задача исследования:
- изучить социально-психологические основы имиджа государственного служащего;
- выявить место имиджа государственного служащего в государственной кадровой политике;
раскрыть существующие тенденции в формировании имиджа государственного служащего.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 10
2. МЕСТО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ……………………… 27
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ………………………………… 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …63
Известно, что
важнейшей характеристикой
Можно назвать ряд личностных черт, выступающих как универсальные качества для любого вида профессиональной деятельности. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, как компонент профессионального самосознания, эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Эти качества можно назвать основными для государственного служащего.
Государственная служба является особой разновидностью профессиональной деятельности, выступая как работа в сфере государственного управления. Поэтому государственную службу целесообразно рассматривать как особую управленческую деятельность.
Отличие в управлении
различными сферами общественной жизни
связано с содержательными
По мере усложнения общества и управления
им все более отчетливо
Особое значение имеет изучение человека как субъекта управления, хотя и он в определенной мере является и объектом управленческого воздействия, потому что объектом управления выступают люди, социальные организации16.
Очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она не только осваивает нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, реализует себя каждый раз в специфической форме в зависимости от своего творческого потенциала, во-вторых, испытывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, личность оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.
Одностороннее рассмотрение обусловленности человека объективными обстоятельствами по сей день нередко выглядит как «запрограммированность» человека бытием, почти не оставляющая места для свободного саморазвития, самореализации личностного потенциала.
Оперируя понятием личность, не всегда рассматривают такие характеристики, как темперамент, индивидуальность, характер, эмоциональные черты, природные задатки и врожденные свойства, на основе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, являющиеся тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, влияние которых постоянно возрастает.
Проблема заключается в том, чтобы научиться измерять разность творческих потенциалов личностей, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности людей с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее полной их реализации на благо общества, в том числе в сфере управления. В этом - залог успешного решения возникающих в XXI веке глобальных проблем.
Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу обществу, управлению его общественными силами. Для этого необходимы иные философия и культура человеческого сообщества: одаренность, талантливость не заменимы нигде - ни в науке, ни в искусстве, ни в управленческой деятельности. Они общенациональное достояние. А потому поддержка одаренных, творчески богатых людей - дело всего общества, его политики, проектов и программ поддержки.
Принцип существования
современного общества, желающего выжить и обеспечить
себе источники развития, - предоставление
всем личностям социально равных условий
на старте для самореализации, возможность
богатого жизненного выбора, профессионально-
Критерий отбора - степень одаренности, профессиональной пригодности человека к будущей государственной службе. Другого не дано, в противном случае будет наблюдаться стагнация развития, нарастание разрушающих тенденций17. Поэтому в центре социального управления находятся личность управленца, его профессиональные и лидерские качества, которые сегодня изучаются специальными отраслями научного знания в рамках общей теории управления.
Следует отметить как общую закономерность непрерывное усложнение объекта управления, связанное с тем, что общественные процессы становятся все более динамичными, сложными, нелинейными и потому все в меньшей мере поддаются адекватному узнаванию, что предъявляет все более высокие требования к отношениям управления внутри управляющей системы. Последние имеют сложную внутреннюю структуру:
- отношения управления внутри управляющей системы: между ступенями, уровнями управления (вертикальные связи); между звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи); между одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей подсистемы;
- отношения между руководителями и подчиненными: в каждом звене управления (отношения субординации), в разных звеньях управления (отношения координации).
Кроме того, отношения социального управления подразделяются на:
- отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;
- внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);
- межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллективные и индивидуальные;
- временные и постоянные, непосредственные и косвенные;
- линейные, функциональные и смешанные.
Система управления, в которой реализуются функции управления, включает: специалистов, объединенных в органы управления; организационную и вычислительную технику, связи между органами управления, используемый комплекс методов управления, связи объекта с внешней средой, потоки управленческой информации, материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей и т. п. В нее входят также и социальные организации, органы которых в процессе управленческой и организационной деятельности принимают управленческие решения, организуют контроль за их исполнением и постоянно совершенствуют этот процесс, осуществляя обратную связь.
Сама жизнь в условиях проводимых реформ в России, потребовала от социальных психологов более глубокого изучения проблем взаимодействия гражданского общества и государства, т.е. на уровне законов.
Категория «закон» получила достаточно широкое толкование в науке. Но и оно требует еще большего расширения или скорее уточнения, развития, некоторой трансформации, особенно в социальной психологии.
Дело в том, что сама жизнь развивается, усложняется, становится многомерной, ставящей перед социумом новые задачи (экономические, геополитические, экологические, духовные и т.п.).
Многие традиционные явления, устойчивые процессы и состояния подвергаются мощной трансформации во всем мире. Развивается и наука, изучающая такие изменения явлений. Усложняются познанные и непознанные наукой, разумом человека сущностные связи явлений. А, значит, и углубляется, расширяется содержание понятия «закон».
Социально-психологические законы - это законы развития и функционирования явлений массовой психики, процессов, движущей силой которых выступают потребности и интересы социальных субъектов.
Исследователи
«законов психики» вообще отмечают, что
они, с одной
стороны, выражают сущностное
специфическое, т.е. психическое в явлениях,
свойствах, отношениях, а с другой - всеобщую
взаимосвязь психических процессов со
всеми другими.
Социально-психологические
законы - это законы развития социально-
психологических отношений.
Специфика данных отношений состоит в
том, что в них на первый план выходит субъект.
Социально-психологические законы - это законы психической деятельности. Это законы проявления через деятельность субъекта его психической энергии.
Социально-психологические законы это сущностные связи во взаимодействии различных полей, в которых неизбежно пребывает человек, и являющийся социальным субъектом.
Социально-психологические законы - это законы изменения состояний сознания.
Необходимо отметить, что знание социально-психологических законов – есть социально-психологическая основа повышения имиджа государственной службы на основе профессионализма.
В период проводимых в России реформ пришло время исследовать проблему социально-психологических законов с выходом на соответствующие технологии, в особенности, технологии обеспечения оптимального взаимодействия государства и гражданского общества и отсюда - технологии формирования имиджа государственной службы.
Остаются практически не исследованными социально-психологические, законы власти вообще, в особенности - государственной власти на всех ее уровнях. И что еще более влажно - законы государственной власти в России, имеющей, как известно, большую специфику.
Отсюда вытекают особенности проявления социально-психологических законов взаимодействия государства и гражданского общества в России.
Социально-психологические отношения социальных субъектов выступают как некий очеловеченный «слой» экономических, политических и всех других общественных отношений. Место и роль, взаимосвязи социально-психологических отношений со всеми другими объективны, хотя и субъективизированы, но объективно обусловлены.
Они во многом
детерминированы
отношениями, однако, имеет
свою относительную самостоятельность.
Их
нельзя назвать только вторичными,
третичными, в определенный момент они
могут выступать как первичные.
Отсюда - значение проблемы познания и
сознательного использования социально-психологических
законов, хотя бы
на уровне здравого смысла, интуиции.
Нужен перелом в сознании всей армии госаппаратчиков в части места и роли человека, гражданского общества в России. Речь идет, говоря языком русских мыслителей, о расширении по существу «прав сознательно духовных сил», «об управлении духом материи», об одухотворении мира и человека. Для политического руководства требуется понимание политической жизни как социально-психологического феномена, открывающего глаза на происходящую ломку политической психологии населения и пути формирования новой психологии, необходимой для более эффективного функционирования государственной службы.
А такое понимание, может прийти от проникновения, осознания глубинных, сущностных явлений и тенденций их развития, проявления в повседневной жизни.
Управленческий труд государственных служащих прежде всего связан с познанием тенденций, закономерностей развития общественной жизни и с оценкой на этой основе сложившейся социально-экономической, политической и духовно-культурной ситуации. Последняя составляет расхождение между целью и реальным положением дел и определяет проблему, ради достижения которой и принимается решение.
В процессе познания и анализа субъект управления совершает ряд операций, действий. Их последовательность связана с тем, что всякий цикл управления включает в себя ряд этапов, стадий, которые последовательно следуют один за другим.
Последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла соответствуют операции, которые и характеризуются как функции управления. К их числу относятся функция принятия управленческого решения, информационная функция, организационная, регулирующая, корригирующая, контрольная. Реализация этих функций и есть труд по управлению. Каким-то составляющим этого труда можно научиться, но некоторые личностные характеристики должны быть объективно присущи личности и переведены ею на язык символов, т.е. в плоскость имиджа государственного служащего.
Государственное управление - это вид деятельности, требующий высокой квалификации госслужащих в ее понимании не только как объема знаний или опыта, но и возможности адекватно реагировать на изменяющиеся условия такой деятельности. Изменяется объект управления, объем полномочий государственного органа, повышаются требования к уровню профессионализма служащего.
Вместе с тем, подняться на этот уровень способен не каждый, для этого необходимо обладать не только знаниями, но и определенными способностями. Кроме того, надо уметь убедить окружающих в наличии этих способностей и других положительных качеств, дающих субъекту возможность и право руководить другими.