Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 00:55, контрольная работа
Цель исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию управления корпоративной культурой.
Для достижения цели поставлены и реализованы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие корпоративной культуры, управление корпоративной культурой;
2) раскрыть роль корпоративной культуры в управлении предприятием, а также методы формирования корпоративной культуры;
3) изучить практику управления корпоративной культурой на российских и зарубежных предприятиях;
Введение
В последнее время становится все более очевидным то, что корпоративная культура играет существенную роль, хотя корпоративная культура носит достаточно абстрактный характер, однако, как воздух в комнате, она окружает и влияет на все, что происходит в корпорации.
Корпоративная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук.
Актуальность работы определена
важностью корпоративной
Степень научной изученности данной проблемы среди зарубежных авторов находится на высоком уровне, что нельзя сказать об отечественных специалистах. Так, в изданиях российских авторов данный вопрос раскрыт, как правило, в общих чертах. Есть разделы, посвященные данному вопросу в учебниках Э.А.Смирнова «Основы теории организации», О.С.Виханского «Менеджмент». В 2004 году вышли работы В.А.Спивака «Корпоративная культура» и В.В.Томилова «Культура предпринимательства». Можно найти статьи в периодических изданиях, например в журналах «Управление персоналом», «Проблемы теории и практики управления», «Управление компанией» и др.
Изучению корпоративной
культуры, проблемам ее формирования
и изменения посвящены работы
многих зарубежных авторов, таких как
Эдгар Шейн «Организационная культура
и лидерство», Коттер Т. и Хескетт
Дж. «Корпоративная культура», Ким Камерон
и Роберт Куинн «Диагностика и
изменение организационной
Объектом нашего исследования является управление корпоративной культурой организации.
Предметом данного исследования является процесс формирования корпоративной культуры.
Цель исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию управления корпоративной культурой.
Для достижения цели поставлены
и реализованы следующие
1) рассмотреть понятие корпоративной культуры, управление корпоративной культурой;
2) раскрыть роль корпоративной
культуры в управлении
3) изучить практику управления
корпоративной культурой на
3) проанализировать
4) привести рекомендации
по совершенствованию
Методы исследования составили социологические, экономические, юридические политические работы российских и зарубежных ученых и практиков в сфере управления, обосновавших положения об управлении корпоративной культурой и разработке технологий упралвения корпоративной культурой организации, анализ документов, интервью, официальныя статистическая информация по изучаемой проблеме.
Информационная база исследования: законодательные акты Российской Федерации, обеспечивающих нормативное регулирование управления корпоративной культурой организации, периодические издания, информационные ресурсы Интернет-порталов, нормативно-справочные материалы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В теоретической главе рассмотрены понятия и основные элементы корпоративной культуры, управления корпоративной культурой, управление развитием корпоративной культуры, практика управления корпоративной культурой в российских и зарубежных организациях
Во аналитической главе проводится анализ корпоративной культуры на примере ООО «Оренбургский молочный комбинат»
В практической главе разрабатываются рекомендации по совершенствованиюуправления корпоративной культуры, используя опыт российских и западных корпоративных культур, а также рекомендации по управлению нововведениями.
1.Теоретические основы управления копоративной культурой на предприятии.
1.1 Содержание понятий «копроративная культура» и «управлние копоративной культурой предприятия», основные элементы корпоративной культуры.
Корпоративная культура - это способ и средство создания самоподдерживающейся и саморазвивающейся организации.
Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры.
Корпоративная культура - усвоенные и применяемые членами организации ценности и нормы, которые одновременно решающим образом определяют их поведение.
Корпоративная культура - атмосфера или социальный климат в организации.
Корпоративная культура - доминирующая в организации система ценностей и стилей поведения.[3, с.205]
Исходя из этих определений под организационной (корпоративной) культурой понимаются в основном ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления (организационное поведение).
Корпоративная культура выполняет две основные функции:
• внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;
• внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.
Корпоративная культура развивается во времени подобно национальным или этническим культурам и таким же образом вырабатывает свои ценности и поведенческие нормы. Определенные модели поведения в одних организациях поддерживаются, в других отвергаются.
Некоторые организации, например, создают «открытую» культуру, в которой считается правильным все подвергать сомнению и выдвигать новые оригинальные идеи. В других новизна не поддерживается и общение сведено к минимуму. Кому-то приятнее работать в организации с «закрытой» культурой: человек приходит на работу, выполняет свое индивидуальное задание и возвращается домой к своей личной жизни, ничем не связанной с работой. Кому-то же необходима организация семейного типа, в которой личная жизнь и работа тесно взаимосвязаны. [5, с.153]
Корпоративную культуру можно рассмотреть на основе 10 критериев:
- личная инициатива, то
есть степень ответственности,
свободы и независимости,
- степень риска, то
есть готовность работника
- направленность действий,
то есть установление
- согласованность действий,
то есть положение, при
- управленческая поддержка,
то есть обеспечение
- контроль, то есть перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
- идентичность, то есть
степень отождествления
- система вознаграждений,
то есть степень учета
- конфликтность, то есть готовность сотрудника открыто выражать свое мнение и пойти на конфликт;
- модели взаимодействия,
то есть степень
Управление корпоративной культуры — это конструктивное влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение работников. Формируя в рамках корпоративной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес-среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации. Формирование организационной культуры обычно осуществляется в процессе профессиональной адаптации персонала. [6, с.25]
Основные элементы корпоративной культуры.
Современная корпоративная
культура обеспечивает формирование морально-этических
ценностей и установок
Назовем основные элементы корпоративной культуры.
Миссия организации –
это концепция ее жизнедеятельности,
обусловливаемая принципом
Командный дух, стиль руководства и лидерства. Чтобы действия руководства способствовали формированию и укреплению корпоративной культуры, менеджер должен быть последователен в своем поведении. Люди узнают больше о корпоративной культуре из наблюдаемых поведенческих реакций, чем из вывешенных на стене лозунгов или декларируемых принципов организационной политики. Существует старинное изречение: «Я не слышу, что вы говорите, потому что ваши поступки говорят громче, чем слова». Корпоративная культура передается через ответную реакцию менеджера на действие работника. Последовательность в реакциях руководства играет основную роль в поддержании определенных культурных норм.
Одной из форм делового взаимодействия
можно назвать процесс
От общения друг с другом
внутри фирмы (производственный климат)
будет в конечном итоге зависеть
то, насколько хорошо организация
будет ориентирована на клиента.
Организационная структура
Фирменный стиль – это
существенная часть корпоративной
культуры, формирующая у социального
окружения впечатление об организации;
это лицо, облик, способ существования
фирмы, отличающийся совокупностью
своеобразных приемов, манер поведения,
характеристик общения и