Современные взгляды на мир этики в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1.Современные взгляды на место этики в деловом
общении.. ……………………………………………………………………….…..4
2.Анализ проблем, опыт, результаты научных исследований
в области этики в деловом общении……………………………………..……25
Заключение……………………………………………………………………..…37
Список использованных источников………..………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Этика 2.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

           В основе классической схемы  ораторского искусства лежит  5 этапов:

           1) подбор необходимого материала,  содержания публичного выступления  (inventio - «изобретение»);

           2) составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio - «расположение»);

           3) »словесное выражение», литературная  обработка речи;

           4) заучивание, запоминание текста (memoria - «память»);

           5)Произнесение (pronuntiatio).

          Рассудочная и эмоциональная  сферы восприятия органически  взаимосвязаны. Настоящая публичная  речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное — неспособна воздействовать на чувства и через них на разум.

          Речь, состоящая из одних рассуждений,  не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть основа истинно ораторского искусства.

           Теория речевого воздействия  на аудиторию включает следующие  основные проблемы: понятие общения,  понятие речевого воздействия,  понятие эффективного речевого  воздействия, способы речевого  воздействия:

           Доказывание. Доказывать - это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание - это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека. Доказывание хорошо действует на человека с логическим мышлением, но логика действует эффективно не на всех (далеко не все мыслят логически) и не всегда (мы уже знаем, что в некоторых условиях эмоция полностью подавляет логику).

          Убеждение. Убеждать - это вселять уверенность, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно - эмоция, эмоциональное давление. Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения.

          Внушение. Внушать - это побуждать просто поверить вам, принять на веру то, что вы говорите – без обдумывания, без критического осмысления. Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении. Сильные, волевые, авторитетные личности, "харизматические типы" (вроде Сталина) могли внушить людям практически что угодно.

          Различают два основных аспекта  речевого воздействия - вербальный  и невербальный. 
          Вербальное (от латинского verbum, слово) речевое воздействие - это воздействие при помощи слов. При вербальном воздействии имеет значение в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в каких словах, в какой последовательности, как громко, с какой интонацией говорите.

          Невербальное воздействие - это  воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, поведение во время речи, внешность говорящего).

          Среди источников хранения вербальной  информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение,  телефонная связь. Таким образом,  устная речь сегодня существует  в совершенно новых разновидностях.

          Правильно построенное вербальное и невербальное воздействие обеспечивают эффективность общения. Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей.

          Мастерство оратора проявляется  в усилении воздействия жестом, мимикой. Утверждают, что лучший  и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, то есть который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:

2.Анализ проблем, опыт, результаты научных исследований

в области  этики в  деловом общении

Основа современной  деловой этики — социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом) [5, с.11].

На сегодняшний день существуют два наиболее распространённых принципа построения этической аргументации — принцип утилитаризма и принцип  нравственного императива.

Принцип утилитаризма.

Действие считается  морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию принести максимальную пользу максимальному числу лиц. Суммарная польза сопоставляется с объёмом причиняемого ущерба. И если он перевешивает, решение является неэтичным. Если же все альтернативные действия причиняют ту или иную степень ущерба, то выбирается «наименьшее зло».

Принцип нравственного  императива.

Моральные решения не должны зависеть от конкретного результата (любая взятка есть зло, обман одного клиента также аморален, как и  многих).

Деловое общение возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей. Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений — это, прежде всего, получение максимальной прибыли.

Наука доказывает, а жизнь  подтверждает, что успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит  не только от качества производимого  товара или услуги, но в не меньшей  степени и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу

Именно поэтому сегодня  опытный руководитель тратит большую  часть рабочего дня не на решение  финансовых, технические или организационных  проблем, а на решение психологические  задач, возникающих в процессе общения  с подчиненными, коллегами и начальством.

Этой двуединой задачей современного хозяйственного управления — необходимостью ориентации не только на результат, но и на людей, обеспечивающих этот результат, — и обусловлено включение в программы профессиональной подготовки современных экономистов, менеджеров наряду с дисциплинами „о технике и организации производства также и определенное минимума гуманитарных, психологических дисциплин.

Так, в Государственном  стандарте высшего профессионального  Образования по специальности "Экономика", утвержденном Правительством  указывается, что экономист должен понимать природу человеческой психики, знать основные психические функции, понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека, уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, интерпретации собственного психического состояния, владеть простейшими приемами саморегуляции, а также осуществлять социально-психическое регулирование в трудовых коллективах.

Далеко до сих пор  у нас сохраняется некоторое скептическое отношение к этому аспекту профессиональной деятельности. И в этом нет ничего удивительного: ведь значимость психологических факторов в хозяйственной деятельности обнаруживается далеко не просто [4, c.54].

Не сразу утвердилось понимание роли этих факторов и в научном мышлении.

Крупный сдвиг в этом направлении произошел только в 30-х гг. XX в., когда американский социолог Элтон Мейо (1880—1949) обосновал доктрину "человеческих отношений". Согласно этой теории, именно человеческий, психологический фактор играет решающую роль в производстве. С тех пор в поле зрения экономистов, управленцев попали такие казалось бы эфемерные понятия, как чувства, настроения работников, взаимоотношения, возникающие в процессе труда. Роль этих представлявшихся ранее несущественными моментов оказалась не столь призрачной. Э. Мейо экспериментально доказал, что господствовавшая долгое время в западных странах теория Фредерика Тейлора (1856—1915), ориентировавшая бизнесменов на материальную выгоду как на единственный двигатель производства, заводит в конце концов в тупик. Выяснилось, что на предприятиях, следовавших принципам тейлоризма, стали получать массовое распространение среди высокооплачиваемых работников явления так называемой "промышленной тоски", апатии, подавленности, повышенной раздражительности, потери всякого интереса к работе, участились конфликты между рабочими и администрацией.

Теория "человеческих отношений" как раз и явилась  ответом на возникновение в сфере  производства психологических проблем. Отметим ее основные положения.

1.Согласно этой теории  решающее воздействие на трудовую  активность людей оказывают не  столько материальные, сколько психологические  факторы, чувства, настроения  работников.

2.В формировании этих  факторов весьма велика роль как рациональных, сознательных, так и "нерациональных", подсознательных факторов, глубинных инстинктов, влечений.

3.Настроения, чувства  работников являются не только  результатом развития их индивидуальной  психики, но и продуктом воздействия  групповой, коллективной психологии, результатом так называемого морально-психологического климата коллектива.

Доктрина "человеческих отношений" быстро получила признание  среди предпринимателей и стала  широко применяться в практике управления производством.

На практике теория "человеческих отношений" использовалась в разных направлениях.

Одно из таких направлений  — внедрение чувства принадлежности к своему трудовому коллективу как  к единой семье, которое различными средствами массовой пропаганды стало  внедряться в сознание работников. Это чувство подкреплялось изданием заводских газет, проведением совместных праздников, спортивных соревнований, "семейных дней", когда на рабочее место, где трудится, например отец семейства, приглашались его близкие. Особых успехов на этом направлении добились японские предприниматели, интересный опыт которых освещен в книге "Сделано в Японии", написанной президентом фирмы "Сони" Акио Морита.

Другое направление  — разработка и осуществление  на производстве целой системы мероприятий  по повышению уровня взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Особое значение придавалось налаживанию человеческих отношений между рабочими и младшими администраторами, мастерами, бригадирами как ключевыми фигурами, обеспечивающими морально-психологический климат в фирме. Мастеров обязывают еженедельно беседовать с каждым рабочим, расспрашивая о домашних делах, занятиях вне предприятия. Об этом направлении, особенно активно применяемом на американских предприятиях, вы можете прочитать в книге известного американского предпринимателя, руководителя автомобильной компании "Крейслер" Ли Я кокки "Карьера менеджера" [2, с.88].

Еще одно направление  — в практике хозяйствования стало  уделяться много внимания даже таким "мелочам", как форма общения  между руководителями и подчиненными, вплоть до структуры общего языка, который не разъединял бы, а объединял рабочих и предпринимателей. Так, рекомендовались слова "буржуазия", "рабочий класс" заменять более нейтральными, "администрация", "наемные работники" и т.п.

Расширение практики использования психологических факторов в производстве повлекло за собой два важнейших последствия в развитии духовной сферы общественной жизни: быстрыми темпами стала развиваться система психологических наук, в том числе социальная психология и такие прикладные дисциплины, как психология труда, управления и др.; успехи развития психологической теории и практики привели к усилению внимания к этой проблематике и в системе образования. Психологические дисциплины стали активно изучаться в университетах и школах бизнеса западных стран, особенно в США. Постепенно во всех развитых странах серьезная общая и профессиональная психологическая подготовка стала неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

В результате развертывания  всех этих процессов в области  психологической науки, образования  и бизнеса западных стран сложился определенный стиль управления как  совокупность навыков, отличающих современного менеджера: современный руководитель избегает при общении с сотрудниками грубых окриков, высокомерия, всегда приветлив, постоянно улыбается, старается обращаться к работникам по именам, умеет внимательно выслушать каждого подчиненного и даже одевается подобно им, не носит дорогих вещей.

С переходом к рыночной экономике западный опыт психологической  подготовки руководителей производства стал все шире применяться.

Информация о работе Современные взгляды на мир этики в деловом общении