Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 16:38, контрольная работа
Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством»1.
Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.
Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч.5 ст.32 Конституции). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч.2 ст.30 Конституции). «Общественные объединения действуют в основном в сфере публичного права - само конституционное право на объединение относится к политическим правам»11.
Гражданин как член общественного объединения обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединения вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и быть избранными в его руководящие органы Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистрации уставов устанавливается законодательством.
Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. «Реализация права на объединение отражает способность гражданского общества к самоорганизации, к решению общественных проблем без вмешательства государственной власти»12.
Для создания общественного объединения не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц (кроме политических партий и профсоюзов). В качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредителями не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Особую
группу основных прав и свобод человека
и гражданина составляют социально-экономические
права и свободы. Они касаются
поддержания и нормативного закрепления
социально-экономических
В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются14:
Конституция
Российской Федерации 1993 года, по сравнению
с основными законами советского
типа, исходит из принципиально иной
идеологии при закреплении
Переход на направление рыночной экономики пока не обеспечивает осуществления тех социальных функций, которые присуши ее развитым формам. А существовавшие ранее гарантии социально-экономических прав и свобод уже значительно сузились. В связи с этим насущной задачей является реальный поворот к социально ориентированной экономической реформе, курс на которую обозначен как очередная задача государства.
Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность за создание системы таких гарантий.
К социально-экономическим
правам и свободам, закрепленным в
Конституции, относятся свобода
предпринимательской
Особенность
действующей Конституции
Инициируя
экономическую и социальную активность
каждого человека как естественную
основу утверждающихся в стране рыночных
отношений, Конституция закрепляет
право каждого на свободное использование
своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной
не запрещенной законом
Конституционное
закрепление свободы
Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).
Важнейшее
место в системе социально-
Конституция Российской Федерации 1993 года - признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии се охраны, в том числе судебными органами. В ч.3 ст.35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Конституция 1993 года в отличие от прежней без каких-либо оговорок и ограничении закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ч. 1 и 2 ст.36).
В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).
2. Международные правовые акты как основа профессиональной морали сотрудников ОВД.
Основными международными законами, регулирующими деятельность правоохранительных органов являются: Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.), Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979г.), Европейский кодекс полицейской этики (2003г.).
Большое значение имеет "Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950г. (г. Рим), участниками которой могут быть исключительно члены Совета. Данный документ по уровню требовательности к механизмам реализации правовых норм на порядок выше других международных пактов по правам человека. В соответствии с Конвенцией, все лица, находящиеся на территории государства-члена СЕ, наделяются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними обращались с учетом стандартов, определяемых рассматриваемым нормативным актом. В частности, в ст.6 закреплен принцип защиты прав и равенства сторон, в соответствии с которым подсудимый может находиться лицом к лицу со свидетелем и задавать ему вопросы. Использование данной нормы в судебной практике нередко приводит к значительным трудностям по сохранению в тайне личности защищаемого участника процесса.
Конвенция
не только закрепляет права и свободы
человека, но обязывает государства
защищать их. Поэтому ратификация
данного документа Россией
Применение
и толкование положений этой Конвенции
относятся к компетенции
Европейский Кодекс полицейской этики (далее – Кодекс) имеет целью создать свод принципов и руководящих начал всей деятельности полиции в демократическом обществе и правовом государстве. Кодекс нацелен на определение требований к полиции для выполнения поставленных перед ней задач предупреждения преступности, борьбе с ее проявлениями, обеспечения законности и поддержания общественного порядка. В Кодексе уделено внимание вопросам квалификации, набора в полицию и прохождения службы, а также подготовке полицейских кадров. По мнению Комитета министров государств-членов Совета Европы: "Кодекс особенно важен для курсантов, которым необходимо знать ценности, которые будут ими управлять в их будущей работе.
Согласно ст. 22 Кодекса на службу в полицию на всех уровнях должны приниматься лица, исходя из их личных качеств и опыта, которые должны соответствовать целям полицейской службы. Критерии отбора должны быть объективными и одинаковыми для всех кандидатов и учитывать их образование, наличие или отсутствие другой профессии, личные качества. В полицию следует принимать мужчин и женщин из разных социальных групп, включая этнические меньшинства для того, чтобы личный состав полицейской службы в полной мере отражал структуру общества, на службе которого он находиться15.
Глава IV.3 Кодекса полностью посвящена подготовке полицейских кадров. Статья 26 Кодекса закрепляет общие демократические начала подготовки кадров. «Подготовка полицейских кадров должна быть основана на фундаментальных ценностях демократии, верховенстве права и защите прав человека и должна развиваться в соответствии с целями полиции».
Эти положения не случайно занимают первое место в системе этических стандартов подготовки кадров. Полиция должна соответствовать принципам и ценностям демократического государства, а подготовка кадров является одним из наиболее важных способов их распространения среди полицейских. Создатели Кодекса в этой статье хотели также подчеркнуть необходимость и важность обучения полицейских правам человека, создание пособий и разработки новых методов преподавания и обучения в этой области.
17 декабря 1979 г. Генеральной Ассамблеи ООН был принят Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Положения Кодекса отражали результаты длительного периода реформ в сфере правоохранительной деятельности, начатых в 1960-х гг. американскими и английскими законодателями как результат переосмысления роли полиции в послевоенном обществе. К концу 1970-х гг. в общественном мнении большинства европейских законодателей укрепилось осознание того, что полное осуществление прав человека и его основных свобод, гарантированных национальными и международными документами, невозможно без построения цивилизованного общества, пользующегося преимуществами порядка и общественной безопасности. Жизненно важная роль при этом отводилась полиции, которая, зачастую действуя в условиях, связанных с риском для ее сотрудников, особенно нуждалась в четко определенных правилах поведения и профессиональной этики. Пытаясь создать унифицированные законодательные рамки, авторы резолюции одновременно указали, что нормы как таковые не могут иметь практического значения до тех пор, пока их содержание и значение не станут частью кредо каждого должностного лица по поддержанию правопорядка, что достигается соответствующим обучением и подготовкой персонала16.
ЗАДАНИЕ.
Выделите морально – этические ценности человека, заложенные во «Всеобщую декларацию прав человека», принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, дайте их краткую характеристику применительно к служебной деятельности сотрудника милиции.
Решение:
Всеобщая Декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций в 1948 году стала одним из первых основополагающих документов Международного Билля о правах человека. Также Билль включает в себя Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые были приняты Генеральной Ассамблеей в 1966 году и вступили в силу в 1976 году. Ко второму пакту был принят Факультативный протокол, предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц.
Информация о работе Человек: его права и свободы – высшая ценность демократического общества