Общественные функции государства и виды государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

В научной литературе и практике нет однозначного понимания термина «государственное управление». Одни толкуют его расширительно, как практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу, как деятельность госаппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами.

Содержание

Введение
1. Общественные функции государства и виды государственного управления.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГОС.ВЛАСТЬ.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

     Оглавление

     Введение

     1. Общественные функции государства  и виды государственного управления.

     Заключение

     Список  использованных источников и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     В научной литературе и практике нет  однозначного понимания термина  «государственное управление». Одни толкуют его расширительно, как практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу, как деятельность госаппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами.

     Встречается и более узкое толкование государственного управления. Профессор Манохин В.М. сводит его к организующей, исполнительно-распорядительной деятельности органов государства осуществляемой на основе и во исполнение законов и состоящей в повседневном практическом выполнении функций. Отождествление сферы государственного управления со сферой функционирования исполнительной власти явно сужает объект понятия. Оно определяется не столько по объекту и содержанию управляющего воздействия. Сколько по действующему в его пределах субъекту. Государственное управление – это вся деятельность государства по организации государственных органов. Их связей и функционирования. Отсюда и широкий предмет политического и административного государственного воздействия.

     Государственное управлениеэто целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

     Государственное управление – разновидность социального  управления, но его природу и специфику  определяют присущие только данному  виду управления свойства.

  1. Субъекты целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий – государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами (принципами) развития государства. Государство как мозговой центр дает импульсы – приказы государственному управлению – своего рода «нервной системе» общественного организма.
  2. Государственное управление опирается на властные полномочия и предоставляет собой реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью – общеобязательны.
  3. Специфику государственного управления составляют  характер  и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) – решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества,  не отдельных граждан и социальных групп.
  4. Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная власть и управление в источнике имеют правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего и средствами принуждения.

     В широком смысле государственное управление как система означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудие. Субъектом государственного управления выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры.

     Все виды управления:

    • подлежат конституционному и иному правовому регулированию, которое устанавливает тесную взаимосвязь государственного управления с другими видами управления;
    • взаимосвязаны между собой, дополняют, заменяют, усиливает или ослабляет друг друга;
    • в каждый исторический момент обладают своим уровнем развития, в котором выражается их способность управлять соответствующими объектами управления.

 

      1. Общественные функции  государства  и  виды государственного  управления.

     Функции государства выражаются в осуществлении  государственного управления. Государственное  управление – это целенаправленная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений в различных сферах жизни общества.

     Государство выступает по отношению к обществу субъектом управления. Государственное  управление обладает рядом особенностей:

     1. В процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства.

     2. Функции управления осуществляются  специальными субъектами, формируемыми  государством. данные субъекты действуют  по поручению государства.

     3. Для осуществления своих функций  субъекты государственного управления наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера.

     4. Субъекты государственного управления  действуют в рамках, устанавливаемых  для них государством в соответствующих  нормах права.

     Понятие «государственное управление» надо рассматривать с двух позиций. С первой позиции под государственным управлением понимается управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти – законодательной, исполнительной и судебной.

     Вторая позиция – подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической, административно-политической и социально-культурной областями.

     Функции государства реализуют все государственные  органы, которые осуществляют единую государственную власть. В рамках единства государственной власти существует разделение труда, в основе которого лежат различия в формах и методах реализации функций государства. Соответственно выделяются самостоятельные виды государственной деятельности. Для каждого вида государственной деятельности характерно специфическое назначение. Например: особый субъект – государственный орган, особые методы деятельности.

     Так же надо отметить, что государственная  власть не может принадлежать одному лицу или одному государственному органу, так как это создаст угрозу тоталитарного, антидемократического режима. Следовательно, государственная  власть должна строиться на определенной специализации, не нарушающей ее принципиального единства. В связи в Республике Беларусь существуют три ветви государственной власти, отличающиеся определенной степенью самостоятельности. Каждой ветви власти соответствуют субъекты, ее выражающие.

     Исполнительная  власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь государственной  власти. Исполнительная власть тесно  взаимодействует с законодательной  и судебной ветвями власти.

     Исполнительная  власть – ветвь единой государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества на основе законодательства и реализующих государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера.

     Государственное управление представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть. Исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находится все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и воинские формирования, милиция, КГБ, исполнительно-трудовые учреждения.

     Исполнительная  власть как проявление единой государственной  власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

     Органы  исполнительной власти можно классифицировать по:

     - территории – центральные, местные,  территориальные, межтерриториальные органы власти;

     - порядку образования – на основании  Конституции Республики Беларусь (Президент), органами власти, министерствами, государственными комитетами;

     - характеру и объему компетенций  – общей, отраслевой и специальной  компетенции;

     - способу разрешения вопросов;

     - источнику финансирования – бюджетное  финансирование и хозяйственный  расчет.

     Субъектом государственного управления выступает  государство в лице государственного аппарата – ведомств, государственных  органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Объектами государственного управления выступают сферы общественной и частной жизни, на которые направлено управленческое воздействие. Это экономика, политика, семья, культура, правопорядок, оборона и безопасность государства, окружающая природная среда, социальная сфера, права и свободы граждан, международная деятельность.

     Управленческая  деятельность государства носит  универсальный характер, ухватывая  практически все сферы общественных отношений. Основными формами государственного управления являются нормотворчество, правосудие и исполнительно-распорядительная деятельность. Функции государства - это основные, наиболее важные направления управленческой деятельности, в которых проявляется социальное назначение государства на конкретном историческом этапе. При этом функции государства не отождествляются с функциями отдельных государственных органов и должностных лиц.

     Выделяют  такие признаки государственных  функций, как объективно-обусловленный  характер, конкретно-исторический характер, сочетание классовых и общесоциальных функций, базовый характер, специфические формы и методы осуществления. Из изложенного можно сделать вывод, что функциями являются не все, а лишь основные направления деятельности государства. Главной функцией современного демократического государства является обеспечение, реализация и защита основных прав и свобод человека.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  все ветви государственной власти закреплены конституционно, имеют свое специфическое место в общем  механизме государственного воздействия на общественные отношения.

     Для государственного управления характерно то, что исполнительная деятельность, являющаяся его основным назначением  и составляющая важную сторону его  содержания, тесно связана с осуществлением непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. При этом данное руководство сопровождается подчинением органам государственного управления соответствующих предприятий, учреждений и организаций.

     Государственное управление представляет собой не что  иное, как вид государственной  деятельности, в рамках которого практически  реализуется исполнительная власть. Государственное управление осуществляется в рамках системы государственной  власти, базирующейся на началах разделения властей.

     Государственное управление – воздействие государства  на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества. Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:

    • выполнение общезначимых функций;
    • нормативно-распорядительное регулирование;
    • подзаконный характер деятельности;
    • использование властных полномочий.

     Государственно-административное управление представляет собой вид деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном, субъектов Федерации, местном. Государственно-административное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, характеризуется теми же признаками, что государственное управление в целом, а также и дополнительными:

    • непрерывным и оперативным характером деятельности;
    • осуществлением специализированных функций, требующих единообразной технологии;
    • установлением юридическо-функциональных режимов;
    • применением мер административной ответственности;
    • иерархически построенным аппаратом управления;
    • профессиональным персоналом;
    • административным усмотрением.

     Государственное администрированиепрактическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в совокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе административной ответственности за выполнение решений.

Информация о работе Общественные функции государства и виды государственного управления