Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики

Следует отметить, что в настоящее время в  одинаковом значении используются два  термина: государственное управление и государственное регулирование  экономики, так как они идентичны  по отношению к объекту управления.

Основой государственного управления в любой стране является государственная власть. Сильная, дееспособная власть - это первое условие успешного государственного управления.

Основанное  на силе власти и верховенстве права государственное управление представляет собой очень сложную систему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер, что требует выделения в его составе отдельных элементов: сторон, сфер, объектов, учета их сложных взаимосвязей и проявлений.

По природе и специфике субъектов управления выделяется государственное управление, общественное управление, менеджмент (в качестве субъекта выступает собственник, предприниматель), муниципальное управление (местное самоуправление). По характеру и объекту - управление национальной экономикой, ее отдельными сферами и отраслями, предприятиями и организациями, социально-экономическими процессами и явлениями.

При этом единство сущности государственного управления предполагает логическую согласованность, взаимодействие и взаимосвязь всех перечисленных элементов, обеспечивая государственному управлению сложную целостность.

На современном  этапе исторического развития практически  во всех странах мирового сообщества в системе государственного управления выделилось и приобретает все  большую значимость управление экономикой, иными словами, государственное регулирование экономики, где в качестве объекта регулирования выступает национальная экономика, представляющая собой сложную экономическую систему.

В качестве объекта  государственного регулирования может выступать национальная экономика, все ее подсистемы - регионы, отрасли, сферы, социально-экономические процессы и явления.

Предметом науки государственного регулирования экономики является изучение целостной системы государственного регулирования экономики, методологических и организационных основ ее построения и функционирования.

Содержанием государственного регулирования экономики является организация регулирующего воздействия государства на развитие национальной экономики и ее отдельных подсистем в заданном направлении.

Развитие  науки государственного регулирования экономики тесно связано и во многом предопределяется развитием других наук: науки управления, менеджмента; экономической теории (основанное на знании законов общественного развития и прежде всего экономических законов, государственное регулирование конкретизирует основные положения и выводы экономической теории применительно к национальной экономике); философии, социологии, финансовых, отраслевых, функциональных наук, статистики, анализа хозяйственной деятельности и др. Сложность и природа государственного регулирования экономики требуют применения самых разнообразных общих и частных приемов, принципов, подходов, методов исследования, что обусловливает связь с математическими, техническими и естественными науками.

 

  1. Гос-во как институт политической власти и макроэк-ого регулир-ия.

Важнейшую роль в жизни общества играет государство,  которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.

Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.

Сегодня государство рассматривается как основное орудие политической власти, признаками которого являются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции власти; системы правовых норм и актов; определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция.

Формируя и  выражая всеобщую волю, государство  изменялось по мере развития общества. Переход к индустриальному обществу обусловил появление сложной динамической системы, включающей в себя накопленные человечеством знания, технику и самого человека, и появление такой науки, как управление, а также государственное управление.

Основой государственного управления в любой стране является государственная власть. Сильная, дееспособная власть - это первое условие успешного государственного управления.

Основанное  на силе власти и верховенстве права государственное управление представляет собой очень сложную систему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер, что требует выделения в его составе отдельных элементов: сторон, сфер, объектов, учета их сложных взаимосвязей и проявлений.

В своем управленческом воздействии государство опирается на право, использует силу права, применяет ту или иную его форму. Так, в соответствии со статьями 6 и 7 Конституции Республики Беларусь, принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., в республике государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается принцип верховенства права.

Решая задачи развития национальной экономики (экономический  рост, занятость, уровень цен, распределение  доходов, экономическая свобода, экономическая  эффективность и т.д.), государственное регулирование экономики должно быть увязано с другими элементами целостной системы государственного управления: политикой, культурой, соблюдением законности, прав и свобод граждан и др.

 

  1. Кейнсианская и монетаристская теории гос-ого эк-ого регулирования.

 На различных  этапах становления и развития  рыночной экономики менялось  отношение к вмешательству государства в эти процессы, что сказалось на развитии экономической мысли и обусловило появление различных концепций регулирования рыночной экономики.

В период заката феодализма и перехода к капитализму  возник меркантилизм, который стал экономическим учением и экономической политикой периода раннего капитализма (XV-XVII вв.).

Меркантилизм  является первой школой политической экономии, обосновавшей государственную политику протекционизма.

В период быстрого развития капитализма (XVIII в.) на смену  господствовавшей экономической доктрине меркантилизма пришли идеи либерализма. Основателями этих идей были А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит рассматривал рыночную систему как систему, способную к саморегулированию. Д. Рикардо также придерживался принципа невмешательства государства в экономику, частнопредпринимательскую деятельность, торговлю. А. Смит, Д. Рикардо и их последователи обосновали классическую модель рыночной экономики, где безраздельным является господство частной собственности и свободной, совершенной конкуренции.

Подлинно революционный  переворот в экономической теории в 30-е годы XX в. вызвала теория Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства. Д. Кейнс рассматривал государство не только как политический институт (орган власти), но и как экономический институт, на который возлагаются определенные экономические функции.

Государство в  своем регулирующем воздействии должно было учитывать национальные интересы и на их основе определять цели развития экономики. Это существенно отличало государственное регулирование от рыночного механизма и ставило на первый план принцип целенаправленного регулирования экономики.

В качестве основополагающего  принципа Д. Кейнс выдвигал также  принцип эффективного спроса, т.е. платежеспособного спроса, ведущего к росту доходов и населения, и фирм, а главным инструментом развития спроса считал поощрение инвестиционной активности.

В своей теории Д. Кейнс использовал мультипликационный эффект, вызванный своеобразной цепной реакцией, когда первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства смежных отраслей.

Эти новые кейнсианские принципы были использованы правительствами ведущих западных стран в своей социально-экономической политике после второй мировой войны. Они дали неплохие результаты, особенно в социальной сфере. В итоге сложился новый вариант рыночной экономики – социально ориентированная экономика.

Основными отличительными чертами социально ориентированной экономики являются:

• плюрализм  форм собственности;

• необходимость  государственного сектора экономики;

• удовлетворение наиболее значимых и первоочередных потребностей всего населения путем перераспределения доходов;

• наличие среднего класса (70-80%), обеспечивающего социальную стабильность общества.

Однако и  этот вариант экономики имеет  уязвимые места. В противовес этому направлению появились новые антикейнсианские направления в теории регулирования, предложенные неоконсерваторами. В итоге были выделены три школы неоконсерваторов: монетаризм, экономическая теория предложения и теория рациональных ожиданий.

Согласно взглядам монетаристов, государственное регулирование должно было ограничиться контролем над денежным обращением: деньги - это главное, что определяет развитие производства. Экономическая теория предложения ориентирована на увеличение совокупного предложения как средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономического роста. Гипотеза, выдвигаемая теорией рациональных ожиданий, была основана на ожидании, что принимаемые фирмами и домохозяйствами меры, связанные с их собственной выгодой, сделают проводимую государством кредитно-денежную и бюджетную политику неэффективной.

Все три школы были основаны на необходимости  возрождения рыночного саморегулирования  и стимулирования частного предпринимательства. Теоретические рекомендации неоконсерваторов в середине 70-х годов были использованы в некоторых государствах (США, Великобритания, ФРГ и др.), где было существенно снижено вмешательство государства в экономику, что обеспечило определенный временный успех, проявившийся в ускорении экономического роста, снижении инфляции, уменьшении дефицита государственного бюджета.

В конце XX в. обозначился определенный консенсус экономистов в отношении роли и места государства в современной рыночной экономике. Однозначно принято положение о необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику для обеспечения определенных условий ее функционирования. Сегодня практически все страны мира используют ту или иную модель смешанной рыночной экономики.

 

4. Экономические функции гос-ва.

Ф-ии гос-ва –  это основные направления его  деят-сти, выражающие сущность и соц-ое назнач-ие гос-ва, цели и задачи гос-ва по управлению обществом, в присущих ему формах и присущими ему методами.

Признаки ф-ий гос-ва:

  1. Ф-ии гос-ва – главное направление его деят-сти, без которых гос-во на конкретном этапе своего сущ-ия не может обойтись. Это устойчивая предметная деят-сть гос-ва в той или иной сфере. Ф-ии носят систем-ий и постоянный хар-р.
  2. В ф-ях выр-ся соц-ое назнач-ие гос-ва.
  3. Выполняя свои ф-ии гос-во решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом. Посредством ф-ий деят-сть гос-ва приобретает практическую направленность.
  4. Ф-ии гос-ва – это управленческое понятие. Они конкретиз-ют цели ГУ.
  5. Ф-ии гос-ва реализ-ся преимущественно в правовых формах и характерными для гос-ва методами.
  6. ф-ии гос-ва носят объективный хар-р, т е они обусловлены закономерностями взаимодействия общ-ва и гос-ва.

Каждая ф-ия гос-ва имеет свой объект воздействия  и своё содерж-ие. Объект – это  опред-ая сфера общ-ых отнош, на которые  направлено гос воздействие. Объекты  служат критерием разграничения  ф-ий гос-ва. Содержание ф-ий гос-ва показывает какие управленческие действия гос-во совершает в опред-ой сфере и чем кокретно заним-ся соответствующие гос органы.

Эк-ая ф-ия –  объективно необходимая законодательно регламентированная деят-сть гос-ва, которая направлена на реш-ие эк-их задач и проявл-ся в обеспечении нормального функц-ия и развития эк-ки, опред-ии порядка эк-ой жизни в защите собств-сти, развитии внешнеэк-их связей.

Важнейшими  функциями государства являются:

• направляющая и координирующая функции, которые обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших макроэкономических пропорций;

• распределительная и перераспределительная функции речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между сферами и отраслями народного хозяйства, а также между отдельными группами населения. Для реализации этой функции главными являются налоговая политика и бюджетное регулирование;

• стимулирующая функция связана с активизацией сил, движущих развитие общества. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов и др.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении;

Информация о работе Государственное управление