Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "административное право"
1. Исполнительная
власть и государственное
исполнительная власть является самостоятельной
и независимой ветвью государственной
власти. Ее основное назначение - организация
практического исполнения Конституции
и законов Российской Федерации в процессе
управленческой деятельности, направленной
на удовлетворение публичных (общественных)
интересов, запросов и нужд населения.
Она осуществляется путем реализации
государственно-властных полномочий методами
и средствами публичного, преимущественно
административного права.
Содержание исполнительной
власти составляет исполнительно-распорядительная
деятельность по непосредственному управлению
всеми общественно значимыми сторонами
жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на
основе и во исполнение законов. Реализуя
веления законов, исполнительная власть
имеет возможность осуществлять определенные
действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований
законов, она может обязывать путем одностороннего
властного волеизъявления к совершению
определенных действий и применять административное
принуждение.
Признаки исполнительной власти:
1.Является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
2.Выступает подзаконной по отношению к законодательной власти;
3.Осуществляется органами
исполнительной власти, которые
являются органами
4.Обладает предметно-
5.Обладает единством;
6.Организуется и
7.Деятельность носит
исполнительно-
8.Осуществляется постоянно и непрерывно;
9.Имеет в своем распоряжении
определенные средстве
Государственное управление – это осуществление от имени, по поручению и по уполномочию государства управления, т.е. исполнительно-распорядительной деятельности в сферах и областях экономического и социального развития общества, охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления демократического и правового государства.
Соотношение с Исполнительной властью.
Государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.
государственное управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая, прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.
Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления
Государственно-управленческая деятельность — это есть функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.
Органы, государственного управления — субъекты исполнитель ной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность.
2. Административное право -понятие, предмет, метод.
Административное право – это отрасль российского права, система юр. норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, МСУ, при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в организациях, учреждениях.
Предмет АП - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.
В обобщенном виде предмет АП охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе:
-управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти.
-управленческие
отношения
-управленческие
отношения, возникающие с
-управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни организации управления предприятий.
Метод АП представляет собой совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.
Признаки метода АП:
1.Представляет
собой определенное
Предписание –
это метод правового
Запрет-это метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческих отношений обязанностей воздержаться от определенного варианта поведения по угрозой применения мер государственного принуждения.
Дозволение –
это метод правового
2.Наиболее присущие
правовые средств
3.Чаще всего
представляет одностороннее
4.Не исключает
использование диспозитивных
5.Отличается динамизмом,
что обусловлено природой
3. Функции и принципы административного права: понятие, виды.
Принципы АП – это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.
Значение принципов АП:
1.Определяют юридическую природу АП.
2.Закрепляются
в административно-правовых
3.Являются ориентиром для законодателя при создании новых норм АП.
4.Выстпают средством ликвидации пробелов в АП.
5.Обусловлены
уровнем развития общ-ва и гос-
Принципы:
1.Принцип демократии (в регулировании управленческих отношений принимает участие народ; непосредственно, т.е. самостоятельно (референдум), опосредовано – через своих выборных представителей).
2.Принцип законности.
3.Принцип взаимной
ответственности гос-ва и
4.Принцип федерализма.
5.Прицип гуманизма
(устанавливает правовые
6.Принцип справедливости
(должно быть соответствие
7.Принцип равенства
всех перед законом и
Способы закрепления принципов:
1.Тестуальные
(т.е. непосредственно
2.Смысловой (принцип
вычленяется из анализа
5.Система
административного права:
Административное право имеет свою систему, которая характеризует внутреннее строение данной отрасли.
Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой.
Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей.
Правовые нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему.
Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах.
Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом.
Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.
Институт права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.
Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.
Общая часть включает в себя институты:
- устанавливающие
- регулирующие основы
организации и деятельности
-обеспечивающие законность
деятельности исполнительной
- регламентирующие принуждение по административному праву.
Особенная часть включает институты, регулирующие:
-обеспечение безопасности
граждан, общества, государства,
а также административно-
- организационно-хозяйственную деятельность;
- социально-культурную деятельность;
-деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.
4. Наука административного права: предмет, метод, система, проблемы.
Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее задачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм, определение и исследование предмета административного права в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности.
Предметом административно-
Если говорить обобщенно,
то к предмету науки административного
права относится научно-
Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации, решений органов исполнительной власти.
Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, социологический, формально-юридический, логический и другие методы исследования.
Развитие административно-
Как уже отмечалось, система науки административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм и правовых институтов. Однако, как отмечают ученые, система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с административно-правовой наукой. Последняя не только исследует правовую сторону управления, но и другие многочисленные проблемы и отношения.
Чтобы успешно развивалась наука в целом, в том числе и административно-правовая наука, необходимы научные кадры, владеющие современными знаниями, способные объективно анализировать процессы, происходящие в стране, уметь использовать научно-обоснованные методы воздействия на процессы управления. Совершенствованию науки административного права способствует изучение истории отечественного и зарубежного опыта.
6. Понятие,
виды и особенности
Административное правоотношение – урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Особенности административного правоотношения:
1.Властные отношения
(т.к. они обусловлены