Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:47, реферат
Современное общество вступило в XXI век ... Прогресс, совершенный человечеством за этот период практически во всех сферах жизни – огромен. В то же время мир XX века выявил перечень глобальных проблем, в том числе и экологическую.
XX век особенно остро поставил проблему человека в его отношении к самому себе и к окружающей его действительности. Изучение человека как субъекта социокультурной целостности является одной из целей исторического познания [1,c.54]. Данное исследование осуществляется через анализ и реконструкцию картины мира исторической эпохи.
Дух эпохи включает такие структурные элементы как мировоззрение, мировосприятие и мироощущение данного времени. Все эти компоненты образуют социокультурный смысл эпохи [2,c.52].
Садово-парковое искусство как синтез различных искусств является ярким воплощением картины мира. Оно в наибольшей степени отражает взаимосвязь природа: человек: культура: история, а также включает в себя ценностное отношение человека к миру, информацию о способах познания действительности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I ИCТОРИОГРАФИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
Глава II НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ХVII – XVIII вв
Глава III САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVII – XVIII вв
Глава IV ПАМЯТНИКИ ЖИВОПИСИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Учреждение образования
"Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины"
Садово-парковое искусство
Курсовая работа
Исполнитель:_Садовский А.Г.
Научный руководитель:
профессор_Максимей И.В.
Гомель 2005
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава I ИCТОРИОГРАФИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
Глава II НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ХVII – XVIII вв
Глава III САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVII – XVIII вв
Глава IV ПАМЯТНИКИ ЖИВОПИСИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Современное общество вступило в XXI век ... Прогресс, совершенный человечеством за этот период практически во всех сферах жизни – огромен. В то же время мир XX века выявил перечень глобальных проблем, в том числе и экологическую.
XX век особенно остро поставил проблему человека в его отношении к самому себе и к окружающей его действительности. Изучение человека как субъекта социокультурной целостности является одной из целей исторического познания [1,c.54]. Данное исследование осуществляется через анализ и реконструкцию картины мира исторической эпохи.
Дух эпохи включает такие структурные элементы как мировоззрение, мировосприятие и мироощущение данного времени. Все эти компоненты образуют социокультурный смысл эпохи [2,c.52].
Садово-парковое искусство как
синтез различных искусств является
ярким воплощением картины
Развитие садово-паркового
Эстетические и художественные идеи, влияние моды, экономические и технические возможности, требования определенных исторических эпох находят отражение в дворцово-парковых композициях, ассортименте использованных растений, стиле оформления и содержании парковых элементов.
Значение садово-паркового
Сады и парки являются порождением своего времени и поэтому, говоря о садово-парковом искусстве разных эпох и народов, мы судим о их культуре. Отражение садово-паркового искусства в памятниках живописи также один из способов исторического познания. Характеризуя произведения искусства во взаимосвязи с эпохой, ее вкусами, потребностями общества, мы расширяем представления о самой эпохе, устанавливаем статистические связи искусства данной эпохи с искусством предыдущего и последующего времени. В то же время образ природы – это образ художника как представителя данного общества и эпохи с присущими признаками художественного мышления.
Разрушение старинных садов
и парков – процесс естественный,
так как на них воздействуют не
только исторические уровни существования,
но и общие законы биологического
развития. Поэтому сохранение как
части достояния всего
Важность решения данной проблемы определяется и тем, что парки – памятники развитой садово-парковой культуры, сочетающие в себе исторические, художественные, градостроительные и иные культурные ценности, – служат образцом для проектирования и создания современных парков. Они являются важнейшей составной частью архитектурных комплексов городов.
Старинные сады и парки играют огромную роль в формировании и повышении культурного развития общества. Расширение и углублений знаний о духовном богатстве прошлого способствует развитию исторического самопознания, эстетическому, экологическому и нравственному воспитанию предшествующих поколений.
Цель дипломной работы – проследить
особенности восприятия и познания
природы через изображение
Исходя из цели, основными задачами являются:
1. раскрыть особенности
2. очертить основные философские концепции мыслителей XVII – XVIII вв. о природе и человеке;
3. показать эволюцию взглядов
западноевропейского общества
4. показать садово-парковое
Глава I Историография проблемы и обзор источников
Изучением садово-паркового искусства в основном занимались историки архитектуры. Искусство паркостроения преимущественно рассматривалось как дворцово-парковая композиция, в которой доминирует архитектурный элемент, или как история развития того или иного художественного стиля. Эстетическое и мировоззренческое значение этого искусства долгое время не принималось во внимание.
В настоящее время интерес к
садово-парковому искусству
Историография по данной проблеме довольно разнообразна. Прежде всего, это работы общего характера, позволяющие представить основные черты общественно - политической жизни Западной Европы в XVII – XVIII вв. [3,4,5]. Развитию научных знаний и общественной мысли Нового времени посвящены работы В.С.Виргинского [6] и И.В.Круть, И.В.Забелина [7].
Работа В.С.Виргинского о развитии науки и техники в XVI – XIX вв., о важнейших открытиях эпохи Нового времени и их влиянии на изменение представлений западноевропейского общества о мире и природе. Автор прослеживает развитие метафизической картины мира вплоть до XIX века. Работа содержит сведения о развитии естественных наук в эпоху Просвещения, когда наряду с промышленным прогрессом и под влиянием идей разума со второй половины XVIII в. возникают элементы нового взгляда на природу.
«Очерки истории…» И.В.Круть и И.М.Забелина посвящены становлению и генезису экологического знания на разных его уровнях – от философского до геолого-географического. В этой работе проводится экскурс в историю экологической мысли. Так, в истории древнего мира, средневековья и Возрождения материал книги распространяется на все сферы знания о природе и человеке, а вплоть до XVIII в. – и на философию. Еще одной особенностью работы является то, что авторы работали главным образом с оригинальными текстами мыслителей прошлого и цитировали их.
Художественная культура Западной
Европы XVII – XVIII вв. освещается в нескольких
аспектах: проблема стилей в западноевропейском
искусстве рассматривалась Б.Р.
О эволюции идеи природы от античности к эпохе Нового времени, когда природа предстает как предмет художественного восприятия и научного познания, работа А.В.Ахутина [13]. Автор исследует истоки и пути формирования идеи природы и вводит новое понятие природы как художественной категории культуры Нового времени.
Французскому просветительству как движению общественной мысли посвящены работы В.П.Волгина [14] и Х.Н.Момджяна [15]. Несмотря на год издания, в первой работе содержится важный фактический материал, в особенности по философским теориям различных просветителей. Х.Н.Момджян попытался дать общий анализ исторического наследия французского Просвещения в виде плеяды великих французских философов. О истоках и основных направлениях философской мысли XVIII в. книга В.Г.Горбачева [16]. Это одно из новейших изданий по истории философии с древнейших времен по XX век включительно.
Литературу по садово-парковому
искусству условно можно
А.Д.Жирнов показал взаимосвязь искусства паркостроения со сменой стилей на примере двух основных видов садово-паркового искусства – регулярного и пейзажного, и охарактеризовал основные принципы построения этих типов парков.
Работа Л.С.Залесской и Е.М.Микулиной посвящена ландшафтному или пейзажному типу парка, истокам его возникновения и дальнейшему развитию.
В соответствии со стилевым развитием характеризует садово-парковое искусство Западной Европы с XVII до конца XIX в.и Б.И.Кохно. Особое внимание автор уделяет ландшафтному планированию, основным приемам формирования паркового пейзажа и эффектам зрительного восприятия природы.
Обобщающей работой по истории садово-паркового искусства в настоящее время является книга Д.С.Лихачева [20]. Автор попытался подойти к тому или иному стилю как к проявлению художественного сознания конкретной эпохи, страны. В работе дается характеристика садово-паркового искусства Западной Европы и России от средневековья до середины XIX века; устанавливаются связи между различными стилями, эпохами, что позволяет представит не только искусство той или иной страны данного периода, но и садово-парковое искусство в целом.
Ко второй группе относится литература,
посвященная непосредственно
Палентреер попытался дать общий очерк садово-паркового искусства Западной Европы XVIII – XIX вв. на примере самых известных шедевров искусства паркостроения. Автор также отмечает влияние садово-паркового искусства Востока, прежде всего Китая и Японии, с его философией на европейское искусство.
Издание «Парки мира» посвящено
в целом садово-парковому
Работа Н.Н.Гусева в основном о старинных садах, их значении в истории и для современного общества, а также о проблемах реставрации древних парков.
Процесс разрушения садов и парков под воздействием и исторических условий существования, и законов биологического развития необратим. Однако восстановление садово-паркового искусства не всегда возможно. Чаще всего новый парк возникал на месте старого, видоизменяя его структуру и планировку. К тому же часто отсутствуют источники, по которым проводится реставрация старинных парков.
История искусства – это важный раздел исторической науки, предметом которого являются ценности художественной культуры человечества, отраженные в памятнике искусства.
О особенностях живописи как вида искусства в отражении различных сторон жизни общества, особенно его представлений о мире, человеке и природе, а также о анализе исторической картины работы В.Н.Стасевича [24] и И.С.Немиловой [25]. За каждой картиной стоит образ художника как представителя своей эпохи с присущими ей чертами миросозерцания и мировоззрения.
Проблема достоверности
Несмотря на специфику сферы применения и анализа произведений искусства, в дипломной работе не ставится цель – проведение искусствоведческого исследования. Памятники живописи используются как исторический источник по изучаемой проблеме. Исследование садово-паркового искусства по памятникам живописи – это новое направление в историографии.