Бухгалтерский учет движения денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы: изучить и критически оценить организацию бухгалтерского учёта в обороте денежных средств, а также их обороте на предприятии.
Исходя из этого, перед нами стоят следующие задачи:
Изучить первичные документы, формирующие информацию о движении денежных средств;
Проанализировать отражение расчётов с бюджетом на счетах бухгалтерского учёта;
Рассмотреть формирование информации по расчётам с бюджетом денежным средствам в соответствующих реестрах.

Содержание

Введение 1
1. Сущность и значение денежных средств в бухгалтерском учёте. 4
1.1 Понятие и значение денежных средств. 4
1.2. Формы безналичных расчетов 6
2. Учет денежных средств организации 15
2.1. Учет кассовых операций 15
2.2 Учет денежных средств на расчетных счетах организации и операций по специальным счетам в банках 26
2.3. Целевое назначение и порядок составления отчёта о движении денежных средств. 37
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

kyrsovaja.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Коммерческое предприятие  создается для удовлетворения потребностей граждан страны в товарах, работах и услугах. Целью его деятельности является получение прибыли, необходимой для своего дальнейшего развития, повышения благосостояния своих работников и своих собственников-учредителей.

Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии – существенное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.[8]

Учет денежных средств  организации предусматривает раскрытие  действующего порядка документирования денежных средств и денежных документов в кассе, а также денежных средств  на расчетных и специальных счетах в банке; обобщение учетной информации о состоянии денежного оборота организации и отражении хозяйственных операций по движению денежных средств на счетах синтетического и аналитического учета. Таким образом, цель данной работы: изучить и критически оценить организацию бухгалтерского учёта в обороте денежных средств, а также их обороте на предприятии.

Исходя из этого, перед  нами стоят следующие задачи:

  • Изучить первичные документы, формирующие информацию о движении денежных средств;
  • Проанализировать отражение расчётов с бюджетом на счетах бухгалтерского учёта;
  • Рассмотреть формирование информации по расчётам с бюджетом денежным средствам в соответствующих реестрах.

 

Объектом исследования является ЗАО «ПОТИСС». Предприятие создано 22.03.2001 г. Компания специализируется:  строительство, монтаж и проектирование базовых станций подвижной сотовой связи стандарта GSM-1800/900. Только за год(2006) компания запустила в эфир 200 базовых станций в Белгородской, Курской, Липецкой, Воронежской, Кировской, Нижегородской, Ульяновской, Челябинской областях, республике Удмуртия и коми. Были возведены 15 антенных опор с земли. Ведется тесное сотрудничество с операторами «Мегафон», «TELE 2», «МТС» и «SkyLink». Генеральный директор ЗАО «ПОТИСС»- Глухов А.Ю., начальник проектного отдела- Аксёненко П.В., заместитель генерального директора- Сотников М.М., Айзятуллов И.К. Юридический адрес: 432030. г.Ульяновск, ул.Юности,5 оф. 516.

Структура бухгалтерии:


 

 

 

 

 


 

 

Основанием для формирования данных об учёте денежных средств являются:

  • Первичные учётные документы;
  • Аналитические регистры бухгалтерского учёта;
  • Разработочные таблицы, ведомости, необходимые для записи учётных регистров;
  • Аналитические документы бухгалтерского учёта;
  • Специальные расчёты бухгалтерского учёта.

        Практической основой для изучения  учёта денежных средств являются: первичные документы, регистры  бухгалтерского учёта, бухгалтерская  отчётность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и значение денежных средств в бухгалтерском учёте.

1.1 Понятие и значение денежных средств.

Деньги - особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира для  осуществления роли всеобщего эквивалента. Они являются самостоятельной формой меновой стоимости всех других товаров, обеспечивающей связь товаропроизводителей в условиях общественного разделения труда. [8]

В соответствии с экономической  теорией денежные средства выполняют  пять следующих функций:

  1. являются мерой стоимости товаров;
  2. используются для обмена товарной продукции;
  3. предназначены для накопления капитала;
  4. служат для образования сокровищ; 
          5) являются мировым эквивалентом.

Денежные средства предприятия  могут находиться в кассе (счет 50 «Касса»), на расчетных счетах в банках (счет 51 «Расчетные счета»), на валютных счетах в банках (счет 52 «Валютные счета»), на специальных счетах в банках (счет 55 «Специальные счета в банках»). Они могут быть зафиксированы в денежных документах (счет 50 «Касса»), находиться в пути (счет 57 «Переводы в пути») или быть в виде финансовых вложений (с 58 «Финансовые вложения»). Кроме того, они могут числиться в составе резервов под обесценение вложений в ценные бумаги (счет 59 «Резервы под обесценение ценных бумаг»).

Денежные средства - это  средства, которые быстро и легко  преобразуются в любые другие материальные ценности и потому служат показателем их ликвидности.[15] 

      Под  ликвидностью активов в бухгалтерском  учете понимают скорость их  превращения в денежные средства. Это понятие особенно важно  при ликвидации предприятия (иногда  в связи с банкротством). Если  рассматривать денежные средства с позиции ликвидности, то они являются абсолютно ликвидным активом. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств требует повышенного внимания: своевременного и надлежащего оформления операций по их движению, повседневному контролю их сохранности и целевого использования. [6]

Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» (в ред. от 30.06.2003 г.) документы, которыми оформляются хозяйственные  операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными лицами. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства предприятия считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В современных денежных системах различают три формы денежных средств:

1) металлические деньги;

2) казначейские и банковские  билеты;

3) безналичные деньги.

   Основными задачами  учета денежных средств и расчетов  являются: своевременное и правильное  документирование операций по движению денежных средств и расчетов; оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению; контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом; контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками; своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности. [10]

1.2. Формы безналичных расчетов

В настоящее время  в России для безналичных расчетов используются семь следующих основных способов:

  1. платежными поручениями;
  2. платежными требованиями; 
  3. инкассовыми поручениями;
  4. аккредитивами;
  5. чеками;
  6. при помощи векселей;
  7. с использованием банковских карт.

Общие требования к оформлению документов, предъявляемых в банк для осуществления безналичных  расчетов, приведены в Положении  о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 г. № 2-П (в ред. от 11.06.2004 г.), и заключаются в следующем. Расчетные документы действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки. Документы на бумажных носителях печатаются или на пишущей машинке, или на принтере персонального компьютера, исключение составляют чеки, бланки которых заполняются ручками с пастой или чернилами синего, фиолетового и черного цвета. Налог, подлежащий уплате, выделяется в документах отдельной строкой, иначе должна быть обязательная надпись о том, что налог по данной операции не уплачивается. Плательщики вправе отзывать свои платежные поручения, а взыскатели - платежные требования и инкассовые поручения, не оплаченные из-за недостатка средств на расчетном счете клиента банка. Очередность списания денежных средств с расчетных счетов предприятия определяется ст. 855 Гражданского кодекса РФ (с изменениями, внесенными Конституционным судом):

  • в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного  жизни и здоровью работников, и взыскание алиментов;
  • во вторую очередь по исполнительным документам, отражающим обязательства по выплатам выходных пособий и заработной платы по трудовым договорам, контрактам и авторским договорам;
  • в третью очередь платежи в бюджет и внебюджетные фонды, a также по текущей оплате труда персонала, работающего по трудовым договорам (контрактам), в порядке календарной очередности после выполнения обязательств по предыдущим пунктам;
  • в четвертую очередь удовлетворение других денежных требований в порядке календарной очередности;
  • в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; и шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Расчеты платежными поручениями

По оценкам специалистов, примерно 95% платежей в России осуществляется с помощью платежных поручений. Они используются: 

  • при перечислениях за поставленные товарно-материальные ценности,
  • выполненные работы и оказанные услуги;
  • для платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • при возврате или размещении кредитов (займов), депозитов и процентов по ним;
  • для платежей в других целях.

Если на расчетном  счете предприятия нет средств  для осуществления платежей, платежные  поручения помещаются в картотеку до момента поступления денег.

Схема расчетов платежными поручениями приведена на рис. 1.

После получения продукции (1) покупатель выписывает платежное поручение (2) своему обслуживающему банку. Тот перечисляет  деньги (3) расчетного счета (Р/с) покупателя на расчетный счет поставщика. Банк поставщика, зачислив деньги на расчетный счет своего клиента, делает ему выписку (4). Затем он извещает банк покупателя (5), который делает соответствующую выписку своему клиенту (6).

 

 

 


 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема расчетов платежными поручениями

Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями

Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями объединены общим понятием «расчеты по инкассо», смысл которого заключается в получении (востребовании) платежей (см. упомянутое выше Положение о безналичных расчетах в РФ № 2-П).

Отличие операций, осуществляемых согласно платежным требованиям и инкассовым поручениям, заключается в том, что первые могут проводиться плательщиком с акцептом (т.е. с учетом его согласия) или без него, а вторые - всегда в бесспорном порядке.

Платежные требования используются при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные  услуги, а также в некоторых  других случаях. Списание денежных средств с расчетного счета плательщика без его согласия проводится в случаях установленных законодательством, или если это определено условиями договора.

Срок для акцепта  не может быть менее 5 рабочих дней. Если в платежном поручении нет записи «без акцепта», платежное требование считается акцептным со сроком 5 дней. Покупатель имеет право частичного или полного отказа от акцепта. Отказ может быть обусловлен недостачей полученных товаров, а также несоответствием их качества и ассортимента. При отказе от акцепта продукция принимается на ответственное хранение (забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые и ответственное хранение») и затем отгружается в адрес поставщика после его распоряжения.

Инкассовые  поручения применяются при списании денежных средств с расчетного счета плательщика:

  1. если такой порядок установлен законодательными (в том числе контрольными) органами;
  2. при взысканиях по исполнительным документам;

в случаях, предусмотренных  договором между сторонами, и при условии предоставления банку-эмитенту (банку покупателя) такого права.

Банки не принимают к  исполнению инкассовые поручения, если исполнительные документы предъявлены  им по истечении срока, установленного законодательством.

Упрощенная схема расчетов приведена на рис.2. Она предполагает взаимодействие двух банков: банка, обслуживающего поставщика, и банка обслуживающего покупателя.

После отгрузки продукции (1) поставщик выставляет в свой обслуживающий  банк платежное требование с товаросопроводительными документами на инкассо (на востребование платежа) (2). Банк поставщика пересылает их в банк покупателя (3) для получения акцепта (согласия на оплату) покупателя и взыскания платежа. Банк покупателя передает документы своему клиенту (4). В случае акцепта (5) банк покупателя перечисляет деньги (6). На принятие решения об акцепте покупателю отводится не менее 5 дней. После перечисления денег делаются соответствующие выписки (7) и (8).

Информация о работе Бухгалтерский учет движения денежных средств