Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование понятия налоговой системы, эффективность её развития, выявление проблем налоговой системы и путей их совершенствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение понятия налоговой системы;
2) анализ налоговой системы;
3) выявление её сильных и слабых сторон;
Введение…….………………………………………………
1. Налоговая система: содержание, структура и роль в экономике…………………………………………………..
1.1. Понятие налоговой системы…………………….
1.2. Структура налоговой системы………………......
1.3. Роль налоговой системы в экономике РБ………
2. Анализ эффективности развития налоговой системы РБ……………………………………….……………..…….
2.1. Современное состояние налоговой системы РБ..
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых отчислений в консолидированный бюджет РБ ……
3.Перспективы совершенствования налоговой системы РБ…………………………………………………………….
Заключение……………………….………………………..
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…….……………………………………………… 1. Налоговая система: содержание, структура и роль в экономике………………………………………………….. 1.1. Понятие налоговой системы……………………. 1.2. Структура налоговой системы………………...... 1.3. Роль налоговой системы в экономике РБ……… 2. Анализ эффективности развития налоговой системы РБ……………………………………….……………..……. 2.1. Современное состояние налоговой системы РБ.. 2.2. Анализ структуры и динамики налоговых отчислений в консолидированный бюджет РБ …… 3.Перспективы совершенствования налоговой системы РБ……………………………………………………………. Заключение……………………….………………………. Список использованных источников…………………..… Приложения………………………………………………… |
4
6 6 12 12
13 13
15 17 20
23
|
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 33 страницы, 4 таблицы, 3 рисунка.
НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА, НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ.
Цель курсовой работы – исследование понятия налоговой системы, эффективность её развития, выявление проблем налоговой системы и путей их совершенствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
При выполнении работы использованы методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания, исторический метод, логический метод.
Приведенный в данной курсовой работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает исследуемый объект, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Подпись
DAS REFERAT
Die Kursarbeit: 33 Seiten, 4 Tabellen, 3 Zeichnungen.
DIE STEUERN, DAS STEUERSYSTEM, DIE STEUERBELASTUNG, DIE STEUEREINGÄNGE.
Das Ziel der Kursarbeit – die Forschung des Begriffes des Steuersystems, die Effektivität ihrer Entwicklung, die Aufspürung der Probleme des Steuersystems und der Wege ihrer Vervollkommnung.
Für die Errungenschaft des Ziels waren die folgenden Aufgaben gestellt:
1) das Studium des Begriffes des Steuersystems;
2) die Analyse des Steuersystems;
3) die Aufspürung ihrer starken und schwachen Seiten;
4) die Entwicklung der Hauptwege der Vervollkommnung in bezug auf konkret zur Republik Weißrussland unter Berücksichtigung bestimmter Besonderheiten.
Bei der Ausführung der Arbeit sind die Methoden der Analyse, der Synthese, der Verallgemeinerung, des Vergleiches, der Beschreibung, die historische Methode, die logische Methode verwendet.
Das rechen-analytische in der vorliegenden Kursarbeit gebrachte Material richtig ist es eben objektiv spiegelt das untersuchte Objekt wider, und alle entlehnt literarischen und anderen Quellen werden die theoretischen, methodologischen und methodischen Lagen und die Konzeptionen von den Verbannungen auf ihre Autoren begleitet.
Die Unterschrift
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Бюджетно-налоговая система является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Беларусь в последнее время, также не могли не затронуть сферу государственных финансов и, в первую очередь, бюджетно-налоговую систему. Сбалансированный государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, в условиях современного финансово-экономического кризиса дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку населения. Нынешние экономические реалии, во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной финансово-экономической политикой на различных уровнях власти.
Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель данной курсовой работы – исследование понятия налоговой системы, эффективность её развития, выявление путей совершенствования налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью курсовой работы выдвигаются следующие задачи:
- изучение понятия налоговой системы;
- изучение структуры и определение роли налоговой системы Республики Беларусь в экономике;
- анализ эффективности развития налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе;
- выявление проблем налоговой
системы РБ и путей их
Объектом исследования является налоговая система как основа организации взимания налогов и сборов, а также пути ее совершенствования.
Предмет исследования – эффективность функционирования налоговой системы Республики Беларусь, рассмотрение возможных направлений улучшения.
Курсовая работа основывается на законодательных актах Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет нашего исследования. В работе используется статистическая информация о бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.
Глава 1
Налоговая система: содержание, структура и роль в экономике
Налоги – историческое явление. Без них не существует ни одно общество. Налоги являются основной формой доходов государства, а также используются государственной властью в качестве важнейшего регулятора в экономике, политике и социальной сфере.
В литературе можно встретить множество определений понятия «налог».
Налоги - это обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства [1, с. 356].
Либо, налоги это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков [2, с. 186].
В Налоговом кодексе Республики Беларусь дано следующее определение налога.
Налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (п.1 ст.6 Налогового кодекса Республики Беларусь) [3, с. 8].
Определение налога состоит из составляющих:
Существенный аспект налогов реализуется в деятельности общества по распределению и перераспределению национального дохода и части денежных средств населения. Возникновение и функционирование налогов сопровождается установлением взаимоотношений между широким кругом субъектов, представленных различными подразделениями государственных и местных органов власти. Среди них налоговые органы (налоговое управление, инспекции и т.д.), экономические службы, организации социальной и экономической инфраструктуры, науки, органы статистики, средства массовой информации, предприятия и домохозяйства. [4, с.395].
Финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями. Подавляющая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику, а расходуется властью на управление, военные цели и другие непроизводственные мероприятия. Значительная доля поступлений налогов через систему расходов бюджета направляется на рост доходов определенных групп населения (пенсии, стипендии и др.).
Отсюда вытекает важный для государства вывод: установить такой уровень налогообложения, чтобы он был, с одной стороны, достаточным для выполнения государственных функций, а с другой - не оказывал отрицательного влияния на экономику и население.
Таким образом, с учетом специфических черт можно дать следующее определение налогов. Налоги это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей [5, с. 161].
Понятие «налоговая система»
является дальнейшим развитием и конкретизацией
понятия «налоги». Если налоги рассматриваются
как финансовые отношения налогоплательщиков
с бюджетом по поводу формирования централизованных
фондов финансовых ресурсов и их концентрация
в госбюджете и во внебюджетных фондах,
то налоговая система развивает и конкретизирует
этот процесс, определяя задачи, формы,
методы и принципы.
Под налоговой системой
понимается совокупность налогов, пошлин,
сборов, взимаемых на территории государства
в соответствии с налоговым законодательством,
а также совокупность норм и правил, форм
и методов, определяющих правомочие и
систему ответственности сторон, участвующих
в налоговых правоотношениях. [6, c. 110].
Экономическая и юридическая наука выделяют
следующие общие характеристики налоговой
системы:
- порядок установления и ввода в действие
налогов;
- виды налогов или система налогов, классификация
налогов в соответствии с национальной
бюджетной классификацией;
- порядок распределения налогов между
звеньями бюджетной системы;
- налоговые органы;
- права и обязанности налогоплательщиков;
- права и обязанности налоговых органов;
- ответственность участников налоговых
отношений;
- защита прав и интересов налогоплательщиков;
- налоговое законодательство. [7, с.127].
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, а также на тех, которые были разработаны налоговой политикой других стран. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.[8, с. 191]
Налоговая система большинства стран мира, в том числе и Республики Беларусь строится на сочетании прямых и косвенных налогов.
Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном – субъектом этих отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги)[6, с. 201].
Налоговое законодательство
Республики Беларусь представляет собой
систему принятых на основании и в соответствии
с Конституцией Республики Беларусь нормативных
правовых актов, которая включает:
· Налоговый Кодекс и принятые в соответствии
с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
· декреты, указы и распоряжения Президента
Республики Беларусь, содержащие вопросы
налогообложения;
· постановления Правительства Республики
Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения
и принимаемые на основании и во исполнение
Налогового Кодекса, принятых в соответствии
с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения,
и актов Президента Республики Беларусь;
· нормативные правовые акты республиканских
органов государственного управления,
органов местного управления и самоуправления,
регулирующие вопросы налогообложения
и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных
Налоговым Кодексом, а также принятыми
в соответствии с ним законами, регулирующими
вопросы налогообложения, актами Президента
Республики Беларусь и постановлениями
Правительства Республики Беларусь.
В Республики
Беларусь разработан Налоговый кодекс,
который является единым систематизированным
сводом законов государства, регулирующим
отношения в области налогообложения,
сборов и пошлин.
В Налоговом кодексе
Республики Беларусь развиты и расширены
действующие принципы. Введены, новые
требования к построению и функционированию
налоговой системы, исходя из сложившихся
социально-экономических отношений. [9,
с.139]
Таким образом, налоговая система есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование.