Налоговый аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Налоговый аудит – одна из составных частей аудита предприятия. С принятием главы 25 Налогового кодекса организации обязаны вести два самостоятельных вида учёта – налоговый и бухгалтерский. Налоговый учёт представляет собой самостоятельный вид учёта со своими целями, задачами и принципами. Многие владельцы и руководители компаний в первую очередь ориентируют аудиторов на проверку именно начисления и уплаты налогов. При существующей в России системе налогообложения, многие предприятия ощущают существенную налоговую нагрузку. Часто меняющееся налоговое законодательство, противоречия некоторых положений нормативных актов, обуславливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам, в частности и налога на прибыль. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса, либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Текст.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Одним из средств регулирования экономических   процессов хозяйственной жизни  государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и  основным источником доходной части  государственного бюджета.

Налоговый аудит  – одна из составных частей аудита предприятия. С принятием главы 25 Налогового кодекса организации обязаны вести два самостоятельных вида учёта – налоговый и бухгалтерский. Налоговый учёт представляет собой самостоятельный вид учёта со своими целями, задачами и принципами. Многие владельцы и руководители компаний в первую очередь ориентируют аудиторов на проверку именно начисления и уплаты налогов. При существующей в России системе налогообложения, многие предприятия ощущают существенную налоговую нагрузку. Часто меняющееся налоговое законодательство, противоречия некоторых положений нормативных актов, обуславливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам, в частности и налога на прибыль. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса, либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности.

Поэтому, часто  целью налогового аудита бывает попытка  разобраться в том, оптимально ли построен налоговый учет и нет  ли отклонения у предприятия по уплате налогов. Результатом аудита налогов  часто является предложение по оптимизации  налогообложения на проверяемом предприятии, что позволяет заметно снижать налоговые выплаты. Закон предоставляет достаточно широкие возможности предприятиям, просто необходимо их использовать. Организация-налогоплательщик самостоятельно выбирает способ ведения налогового учёта, что даёт ему возможность выбрать такую модель, которая позволит наиболее оптимально использовать информацию бухгалтерского учёта для расчёта налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

С другой стороны, внимание налоговых органов к  бизнесу очень пристальное. Законодательством предусмотрена значительная мера ответственности по налоговым преступлениям. Поэтому предприятие должно заботиться об обеспечении высокого качества ведения отчетности налогового учета. К сожалению, большинство предпринимателей заказывают аудит по своей инициативе только непосредственно перед проведением налоговой проверки. В таком режиме возможно исправлять только самые «выдающиеся» ошибки. В то же время, если проводить аудит налогов периодически, то большинство проблем будет решено в штатном, конструктивном порядке.

Налоговый аудит  может быть как комплексным, так  и целенаправленным - аудит налогов. Аудит отдельного налога – это  проверка правильности формирования налоговой  базы по данному налогу, состояния  расчетов перед бюджетом, применения льгот, способов ведения учета и составления налоговой отчетности. Выбор налога для аудита зависит от степени его тяжести в совокупных затратах предприятия, которая определяется на основе информации, полученной в процессе комплексного налогового экспресс-аудита.

Наиболее востребованными  являются аудит налога на добавленную  стоимость, аудит налога на прибыль  и аудит налога на имущество организаций, аудит единого социального налога и налога на доходы физических лиц, аудит прочих налогов.

Главная цель данной работы – спланировать и провести аудиторскую проверку расчетов по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость, установить правильность и полноту применения налогового законодательства, достаточность отражения в отчетности, своевременность и полноту уплаты налога в бюджет.

Объектом налогового аудита являются бухгалтерская и  налоговая отчетность экономического субъекта, а также его первичные  документы, налоговые регистры, договоры и другие документы.

Для написания контрольной работы будут использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации, учебные и периодические издания.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы налогового аудита

Аудит позволяет существенно меньше терять за счет эффективной учетной политики, оптимальной организации работы бухгалтерии, разумной финансовой стратегии, минимизации налоговых выплат. Резерв здесь огромен. Крупные предприятия не случайно содержат специальный штат финансистов, аналитиков и внутренних аудиторов.

Как показывает практика, независимо от уровня квалификации бухгалтеров  не бывает абсолютно правильного  ведения бухгалтерского и налогового учета. Неточности возникают постоянно. И из-за неправильного распределения  обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, и из-за несовершенства бухгалтерских компьютерных программ, и из-за непонимания законодательства. Выявляя ошибки, аудитор дает рекомендации, как их исправить. Это позволяет усовершенствовать работу бухгалтерии и предотвратить возможные будущие претензии налоговиков.

В настоящее время  Федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», дает нам основные понятия аудиторской  деятельности ее целей. Федеральные  правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 696, раскрывают основные принципы аудита.

Аудиторская деятельность, аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Такое определение аудита дает нам 307-ФЗ.

Несмотря на определение  аудита, установленное законодательно, некоторые авторы и издания дают несколько иную трактовку аудита.

Так в экономическом  словаре сказано, что аудиторская  проверка – проверка, проводимая приглашенным аудитором (группой аудиторов) по документам финансовой отчетности. При этом аудитор работает не только с бухгалтерской отчетностью, но и проверяет ее соответствие юридическим, хозяйственным документам, как-то Устав, Учредительный договор, Проспект эмиссии, хозяйственные договоры, контракты и т.д.

У практикующих аудиторов, есть свой взгляд на определение понятий  аудита. «Аудит - это прежде всего  помощник Вам и вашей бухгалтерии  в решении финансовых проблем. Поскольку  данные бухгалтерской отчетности используются для принятия решения учредителями, партнерами, инвесторами, кредиторами, федеральной налоговой службой, коммерческими структурами, и т.д., то эти данные требуют специального подтверждения их достоверности - аудиторского заключения».

Федеральный закон  об аудиторской деятельности обозначает главной целью аудита - выражение  мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Несколько иную трактовку  целей аудиторской проверки дает экономический словарь. Основная цель аудита заключается в придании достоверности  бухгалтерской отчетности посредством выражения независимого мнения о ней. Применительно к хозяйственным операциям и бухгалтерским счетам можно выделить следующие цели, достижение которых ведет к успешному завершению аудиторской проверки: полнота; точность; наличие; разъединение; оценка; права и обязательства; представление и раскрытие.

К трактовке целей  аудита необходимо пристальное внимание, так как  именно цель аудита определяет его методику. Если цель аудитора –  многостраничный отчет с перечислением  мелких нарушений, подход к аудиту будет одним. Если же цель – подтверждение достоверности отчетности и выявление крупных нарушений, которые влияют на достоверность отчетности в целом, существенно искажая ее результаты, то подход будет совсем другим.

В применении к аудиту расчетов с бюджетом, в том числе налога на прибыль, мнения различных авторов несколько расходятся в понятии целей аудита.

Одни авторы называют целью расчетов с бюджетом - подтверждение  достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения .

Другая группа авторов  считает, что цель аудита расчетов с бюджетом - «Установить правильность и полноту применения налогового законодательства; достаточность отражения в отчетности сальдо по расчетам с бюджетом».

Исходя, из поставленных целей различные авторы формулируют  следующие локальные задачи при проведении обязательного аудита.

Подпольский, Савин, Сотникова в пособии «Основы  аудита»  выделяют следующие задачи:

1. Формулирование  принципов подготовки плана и  программы аудита.

2. Организация  подготовки и составления плана  и программы аудита.

3. Формулирование  принципов документирования аудита.

4. Формулирование  требований к форме и содержанию  рабочей  документации аудита.

5. Определение  порядка составления  и хранения  рабочей документации.

6. Определение  видов, источников и методов  получения аудиторских доказательств.

7. По результатам  проведенного аудита выразить  мнение о достоверности отчетности  субъекта в форме, безусловно, положительного, условно  положительного  или отрицательного аудиторского  заключения либо отказаться в  аудиторском заключении от выражения своего мнения.

8. Другие задачи.

Цели аудита могут  отличаться и в зависимости от вида аудита. Большинство авторов  классифицируют аудит, как обязательный и инициативный.

307-ФЗ называет  обязательным аудитом, ежегодную  обязанность аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Проведение обязательного  аудита согласно 307-ФЗ, осуществляется в следующих случаях:

1) организация  имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация  является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой  организацией, обществом взаимного  страхования, товарной или фондовой  биржей, инвестиционным фондом, государственным  внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки  от продажи продукции  (выполнения  работ, оказания услуг) организации  (за исключением сельскохозяйственных  кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях,  установленных федеральными законами.

Аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации. А в соответствии с  подп.4 п.1 ст.23 НК РФ организация обязана представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;. При непредставлении в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, организация может быть привлечена к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ (п.1 ст.126 НК РФ). Должностное лицо организации понесет ответственность на основании п.1 ст.15.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Сумма штрафа в  пятьсот пятьдесят рублей гораздо  ниже цен на аудиторские услуги, чем некоторые предприятия и  пользуются, оставаясь практически  безнаказанными.

Инициативный  аудит - проводится по решению собственников или высшего руководства предприятия, и в последнее время становится все более распространенным. Иногда и потенциальные инвесторы, организаторы тендеров требуют аудиторское заключение. Они хотят убедиться в достоверности данных о финансовом положении предприятия и получить мнения независимых экспертов об отчетности фирмы.

Помимо обязательного  и инициативного аудит бывает:

Внутренним - незаменим  для осуществления оперативного контроля и организован собственниками предприятия, для проверки соблюдения требований законодательства при осуществлении хозяйственных операций, работы внутренних структурных подразделений, пресечения ошибки до их совершения, проверки оптимизация налогообложения. Внутренний аудит может быть более эффективен, чем внешний, с точки зрения минимизации потерь на исправление и должен быть нацелен на эффективность деятельности. Он может быть более емким, чем внешний, и может быть более оперативным.

Информация о работе Налоговый аудит