Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.

Вложенные файлы: 1 файл

teoria.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА   ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 

     
    1. Понятие и  классификация основных средств
 

     Основные  средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при  производстве продукции, выполнении работ  или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.[11, с 327]

     При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

     - использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

     - использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

     - организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

     - способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

     Сроком  полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

     Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.

     Для организации учета основных средств, отвечающего поставленным задачам, важное значение имеют следующие предпосылки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление единицы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учетных регистров.

     В организациях применяется единая типовая  классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, видам, принадлежности, использованию.

     Группировка основных средств по отраслевому  признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

     По  видам основные средства организаций  подразделяются на следующие группы: здания, сооружения и передаточные устройства; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр.

     К основным средствам относятся также  капитальные вложения на коренное улучшение  земель (осушительные, оросительные и  другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

     Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

     В составе основных средств учитываются  находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недрам другие природные ресурсы).

     Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

     - по степени использования основные  средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в ремонте;

     - стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и  частичной ликвидации; на консервации.

     В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются:

     - на принадлежащие организации  на праве собственности (в том  числе сданные в аренду);

     - находящиеся у организации в  оперативном управлении или хозяйственном ведении;

     - полученные организацией в аренду;

     - полученные организацией в безвозмездное пользование;

     - полученные организацией в доверительное  управление. Единицей учета основных  средств является отдельный инвентарный  объект, под которым понимают  законченное устройство, предмет  или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.

     Каждому инвентарному объекту присваивают  определенный инвентарный номер, который сохраняется заданным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.

     Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном объединяющем их объекте.

     Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться  другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.

     Арендуемые  основные средства могут учитываться  у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем. 

    1.2 Учет поступление и выбытия основных средств 

     Основные  средства поступают в организацию  и принимаются к бухгалтерскому учету в случаях их приобретения, сооружения (изготовления), внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, получения по договору дарения и прочих поступлений.

     Самым распространенным способом поступления  основных средств является их приобретение за плату по договору купли-продажи. Все расходы по покупке основных средств, не требующих монтажа (суммы, уплаченные поставщику; государственные пошлины по приобретению прав на основные средства и др.), собираются на счете 08. Основные средства учитываются на счете 01 (А), по ДТ отражается поступление основных средств, по КТ – убытие или списание. При учете приобретения основных средств, требующих монтажа, в бухгалтерском учете отражаются следующие записи: Д-т 07 Д-т 19 - на сумму выделенного налога на добавленную стоимость.

     При передаче оборудования в монтаж в  бухгалтерском учете делаются следующие записи: Д-т 08 К-т 07 - на стоимость выполненных монтажных работ.

     Документы, необходимые для передачи оборудования в монтаж: 
  - счет – фактура; 
  - договор с поставщиком; 
  - платежное поручение.

     При введении объектов основных средств  в эксплуатацию комиссия, назначаемая  руководителем организации, оформляет  акт приема-передачи. Для этих целей  могут использоваться следующие  виды унифицированных документов: Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); Акт о приемке-передаче здания (сооружения); Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений).

       В любом случае в акте приема-передачи указываются характеристика объекта (или группы объектов), его (их) местонахождение, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания, соответствие техническим условиям, номер амортизационной группы в соответствии с положениями НК РФ и др. К акту приема-передачи прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и пр.).

     Если  на склад поступило оборудование, требующее монтажа, то для его учета используется Акт о приеме (поступлении) оборудования. При передаче оборудования для выполнения монтажных работ заполняется: Акт о приемке-передаче оборудования в монтаж. Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер, который сохраняется на все время эксплуатации объекта.

     Обычно  объекты нумеруются по серийно порядковой системе, номера указываются во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета. Акт приемки-передачи вместе с приложенными техническими документами передается в бухгалтерию организации, где на его основании открывают инвентарную карточку, форма № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» (для одного объекта); форма № ОС-б «Инвентарная карточка группового учета основных средств» (для нескольких объектов); форма № ОС-66 «Инвентарная книга учета основных средств» (для использования на малых предприятиях).

     В инвентарных карточках отражается весь путь движения объекта (или группы): поступление, все перемещения внутри организации, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт, выбытие или списание, а также отражаются сведения о начисленной амортизации с начала эксплуатациии о переоценке основных средств.  На основании инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты в конце каждого месяца формируют ведомость движения основных средств.

     Объекты основных средств выбывают из хозяйствующих  субъектов по следующим причинам:

     - продажа (реализация) объекта; 
 - списание в случае морального и физического износа;

     - ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; 
 - передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций; 
 - передача по договорам мены, дарения;

     - по другим причинам.

     Перемещение объектов основных средств между  структурными подразделениями внутри организации выбытием не считается. 
Для решения вопросов оформления необходимой документации на их списание решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации.

     Принятое  комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС-4 оформляется списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС-46 - одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации.

     Оформленные акты на списание основных средств  передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные карточки по выбывшим основным средствам продолжают храниться в течение срока, установленного руководителем организации, но не менее пяти лет.

     Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 может быть открыт самостоятельный субсчет «Выбытие основных средств». Тогда выбытие отражается:

     - Д-т 01.1 К-т 02 - на сумму накопленных амортизационных отчислений по выбывающим объектам основных средств;

     - Д-т 01 К-т 01.1 - на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости выбывающего объекта.

     Таким образом, на субсчете «Выбытие основных средств» определяется остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 на счет 91. Кроме того, организация может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов.

     Это и начисленная заработная плата  работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта, ЕСН, стоимость израсходованных материалов, налоги и сборы, стоимость услуг сторонних организаций - все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23, либо сразу относиться на счет 91. В бухгалтерском учете эти операции отражаются: Д-т 91 субсчет «Прочие расходы» К-т 10 ,70 ,69 ,68.

Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств в организациях