Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:14, дипломная работа
Поэтому основной целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов системы формировании и регулировании муниципальных бюджетов на примере муниципального образования – ГО «Поронайский» Сахалинской области и разработка на этой основе предложений по совершенствованию системы формирования и регулировании муниципальных бюджетов.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом:
- выявление роли местных бюджетов в бюджетной системе РФ;
- изучение структуры местных бюджетов;
- определение места местных бюджетов в системе межбюджетных отношений;
- проведение анализа формирования доходов и расходов бюджета на примере муниципального образования ГО «Поронайский»;
- разработка предложений по совершенствованию системы формирования и регулировании муниципальных бюджетов.
Введение 7
1 Теоретические аспекты формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований 10
1.1 Экономическое содержание и назначение местных бюджетов 10
1.2 Система формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований 17
1.3 Становление и развитие системы местных бюджетов 30
2 Анализ формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований (на примере бюджета ГО «Поронайский») 44
2.1 Общая характеристика бюджета муниципального образования 44
2.2 Анализ исполнения доходной части бюджета 54
2.3 Анализ исполнения расходной части муниципального бюджета 62
3 Направления совершенствования системы формировании и регулирования бюджетов муниципальных образований 66
3.1 Совершенствование системы формирования бюджетов МО 66
3.2 Совершенствование межбюджетных отношений в современных
условиях 81
Заключение 87
Список использованных источников 91
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты
1.1 Экономическое содержание и
назначение местных бюджетов
1.2 Система формирования
и регулирования бюджетов
1.3 Становление и
развитие системы местных
2 Анализ формирования
и регулирования бюджетов муниципальных образований (на
примере бюджета ГО «Поронайский»)
2.1 Общая характеристика
бюджета муниципального
2.2 Анализ исполнения
доходной части бюджета
2.3 Анализ исполнения расходной части муниципального бюджета 62
3 Направления совершенствования
системы формировании и
3.1 Совершенствование системы формирования бюджетов МО 66
3.2 Совершенствование межбюджетных отношений в современных
условиях
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Государство, вмешиваясь в экономику, с целью перераспределения доходов, оказывает влияние на степень различий в уровне потребления и обеспечения благоприятных условий материальной жизни для всех людей общества.
Проводя финансовую политику, направленную на сдерживание государственных расходов и увеличение налогов и их сочетание, государство тем самым сдерживает падение экономики страны.
В тоже время на уровне бюджетной политики государством принимаются все усилия для сбалансированности бюджета по доходам и расходам. В большей степени усилия государства направлены на ежегодно сбалансированный бюджет.
Основной проблемой
является поиск баланса принципов
централизации и
Поскольку основой федеративного устройства Российского государства являются финансовые отношения центра и регионов, то именно в них наиболее точно отражается состояние дел в управлении социальными и экономическими процессами в России.
Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
Поэтому основной целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов системы формировании и регулировании муниципальных бюджетов на примере муниципального образования – ГО «Поронайский» Сахалинской области и разработка на этой основе предложений по совершенствованию системы формирования и регулировании муниципальных бюджетов.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом:
- выявление роли местных бюджетов в бюджетной системе РФ;
- изучение структуры местных бюджетов;
- определение места местных бюджетов в системе межбюджетных отношений;
- проведение анализа формирования доходов и расходов бюджета на примере муниципального образования ГО «Поронайский»;
- разработка предложений по совершенствованию системы формирования и регулировании муниципальных бюджетов.
Объектом анализа является бюджет муниципального образования ГО «Поронайский».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является деятельность органов местного самоуправления по управлению местным бюджетом, его формированию, исполнению.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2007 по 2009 оды, для выявления тенденции развития управления местным бюджетом и разработки мер по его совершенствованию.
Теоретико-методологическую базу работы составляют: Конституция РФ ст.132, Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 года (со всеми последними изменениями), ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года №131-ФЗ, ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25.09.1997 года № 126-ФЗ, документы текущего делопроизводства финансового отдела администрации муниципального образования ГО «Поронайский»», учебные пособия и журналы.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: экономический анализ, сравнение, группировка, расчетно – аналитический и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические
аспекты формирования и
1.1
Экономическое содержание и
Бюджет как экономическая
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается в:
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.
Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления [31,c.21].
Формирование и исполнение бюджета муниципального образования основывается на общих принципах бюджетной системы.
1. Единства бюджетной системы Российской Федерации;
2. Разграничения
доходов, расходов и
3. Самостоятельности бюджетов;
4. Равенства
бюджетных прав субъектов
5. Полноты
отражения доходов, расходов и
источников финансирования
6. Сбалансированности бюджета;
7. Результативности и эффективности использования бюджетных средств;
8. Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
9. Прозрачности (открытости);
10. Достоверности бюджета;
11. Адресности
и целевого характера
12. Подведомственности расходов бюджетов;
13. Единства кассы.
Таким образом, местный бюджет представляет собой элемент бюджетной системы РФ. В связи с принятием Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2004 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» каждое муниципальное образование формирует собственный бюджет. Согласно Бюджетному кодексу определения "местный бюджет" и "бюджет муниципального образования" - тождественные понятия. Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в определенном финансовом году, предназначенная для исполнения расходных обязательств муниципальных образований [32, с. 12].
Специфической чертой местных бюджетов является наличие в них различных составных частей, связанных с исполнением расходных обязательств самого муниципального образования и переданных ему для осуществления отдельных государственных полномочий. Поэтому в местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением ими полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
Следует иметь в виду, что использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств не допускается.
Полномочия органов государственной власти в отношении бюджетов муниципальных образований вытекают их ст. 7 и 8 БК РФ. В общем виде их можно представить следующим образом [2, с. 84].