Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.
Фасхиев И.Р. 1-ФЗП-2
В результате победы стран антигитлеровской
коалиции над державами нацистско-
На Дальнем Востоке Советскому Союзу был
возвращен Сахалин и переданы Курильские
острова, включая 4 острова юга Курильской
гряды.
После окончания Второй Мировой войны,
имевшиеся противоречия в политике держав
коалиции вспыхнули с новой силой. 1946 г.
стал поворотным от политики сотрудничества
к послевоенной конфронтации, получившей
название "холодной войны" и в течение
полувека определявшей геополитическую
ситуацию.
В Западной Европе, оккупированной союзниками,
стали формироваться основы социально-
экономической и политической структуры
по образцу "западных демократий".
В странах Восточной Европы складывалась
социально-политическая система, аналогичная
сталинской модели "государственного
социализма". Создание дружественных
политических режимов в Восточной Европе
стало основной целью внешней политики
советского руководства в первые послевоенные
годы. Во второй половине 40-х годов у власти
в восточноевропейских государствах укрепились
правительства, ориентированные на Советский
Союз, что позволило у западных границ
СССР создать "сферу безопасности",
закрепленную в ряде двусторонних договоров
с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией,
Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных
в 1945-48 гг.
Таким образом, послевоенная Европа была
разделена на две противостоящие группировки
государств с различной идеологией, на
базе которых были созданы:
Апрель 1949 г. - Североатлантический Союз
(НАТО) под эгидой США;
Май 1955 . - Организация Варшавского Договора
(ОВД) при доминирующей роли СССР.
Главной осью конфронтации на долгое время
стали отношения между сверхдержавами
- СССР и США. Но если СССР пытался проводить
свою политику политическими средствами,
то США делали ставку на экономическое
и политическое давление, и на военную
силу. В течение 40-х годов происходило
нарастание напряженности в отношениях
Восток-Запад, достигшее апогея в 1950 53
гг. во время войны в Корее.
В Европе самой жгучей проблемой было
решение германского вопроса. Разделенная
на 4 зоны оккупации (американскую, английскую,
французскую и советскую) и не имевшая
единого правительства, Германия оставалась
важным субъектом международных отношений.
В 1948 г. оккупационные зоны США, Англии
и Франции слились в "тризонию", где
формировалась система западного образца,
а зоне СССР началось построение сталинского
социализма. В июне 1948 г. разразился первый
Берлинский кризис, когда советские войска
полностью блокировали Западный Берлин
и почти в течение года население снабжалось
западными союзниками с помощью "воздушного
моста". Осенью 1949 г. в западной зоне
была провозглашена ФРГ, а в восточной
- ГДР.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе ареной
холодной войны стали Корея и Китай. В
разделенной по 38 параллели Корее на севере
укрепились силы, ориентированные на СССР,
а на юге - на США. Гражданская война в Китае
(45-49 гг.) являлась формой разраставшейся
конфронтации между США и СССР. Победа
коммунистов во главе с Мао резко повысила
влияние СССР в регионе и ухудшила положение
США, который потерял союзника в лице Китая.
Большинство стран Восточной и Юго-Восточной
и Южной Азии оказались на грани перехода
к построению социализма. В целях предотвращения
"коммунизации" США приступили к
созданию военно-политических блоков,
на которые можно опереться в борьбе с
освободительным движением:
1954 г. - блок СЕАТО (США, Англия, Франция,
Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины
и Пакистан);
1955 г. - блок СЕНТО (США, Англия, Турция,
Иран и Пакистан);
1951 г. - блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия,
США).
В отличие от западных стран, страны Восточной
Европы не образовывали союзов. Военно-политическое
взаимодействие строилось на другой основе
- принимаемые в Москве решения были обязательными
для всех стран народной демократии. Экономические
отношения развивались на внеэкономическом
базисе. Создание в 1949 г. Совета Экономической
взаимопомощи не изменило этого положения.
Обострение соперничества особенно ярко
выразилось в гонке вооружения.
Апогеем враждебности и недоверия в эпоху
"холодной войны" стала война в Корее
в1950-53гг. Северную Корею поддержали Китай
и СССР, Южную - США. Мир оказался на гране
глобальной войны, поскольку фактически
это была война СССР и США. Перемирие, подписанное
в июле 1953 г. и завершившее корейскую войну,
а также смерть Сталина частично сняли
напряженность в противостоянии социализма
и капитализма.
СССР в 60-8-е годы проводил активную внешнюю
политику, направленную на сохранение
геополитического равновесия между сверхдержавами.
2.Трудности восстановления и дальнейшего развития страны.
Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.
В условиях перехода от войны к
миру встали вопросы о путях дальнейшего
развития экономики страны, о ее
структуре и системе
Речь шла о том, нужно ли возвращаться к довоенной модели экономики с ее гипертрофированными военными отраслями, строжайшей централизацией, беспредельной плановостью в определении деятельности каждого предприятия, полным отсутствием каких-либо элементов рыночного обмена, жестким контролем за работой администрации.
Послевоенный период потребовал перестроить
тип работы государственных органов
для решения двух противоречивых
задач: конверсии огромного военно-
Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысив технический уровень гражданских отраслей (и тем самым позволив затем перейти к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат минометного вооружения в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат танковой промышленности в Наркомат транспортного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы стали именоваться министерствами).
В результате массовой эвакуации промышленности
на восток и разрушения во время
оккупации и боевых действий в
европейской части 32 тыс. промышленных
предприятий сильно изменилась экономическая
география страны. Сразу после
войны началась соответствующая
реорганизация системы
На этой волне среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, к смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий, и в частности, к ослаблению пут сверхцентрализации.
Анализируя сложившуюся
Объяснение подобных настроений можно
искать в той обстановке, которая
сложилась во время войны. Экономика
страны во время войны, быт населения,
организация работы местных органов
власти приобрели своеобразные черты.
С переводом работы основных отраслей
промышленности для обеспечения
нужд фронта, резко сократился выпуск
мирной продукции обеспечением жизни
населения, снабжением его самыми необходимыми
товарами и услугами стали заниматься
преимущественно местные
Надежды на преобразования в области
управления экономикой оказались несбыточными.
С конца 40-х годов был взят курс
на усиление прежних административно-
Для понимания причин такого решения надо иметь в виду двойное предназначение промышленности России. Ее высокие мобилизационные возможности в годы войны объяснялись во многом тем, что экономика с самого начала была ориентирована на работу в военных условиях. Все заводы, которые создавались в предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики должен был обязательно затрагивать и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно гражданской или как прежде, остается двуликим Янусом: мирной на словах и военной по существу.
Решающей стала позиция Сталина
- все попытки перемен в этой
области наталкивались на его
имперские амбиции. В результате
советская экономика
Были осуществлены меры, направленные
на возобновление нормального
1946 год явился наиболее трудным
в послевоенном развитии
Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привели и к росту численности рабочего класса.
После войны страна находилась в
разрухе, и остро встал вопрос
выбора пути хозяйственного развития.
Альтернативой могли бы стать
рыночные реформы, но существующая политическая
система не была готова к этому
шагу. Директивная экономика все
еще сохраняла тот
Развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы, большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.
Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Однако этого не происходило.
После денежной реформы 1947 г. при средней зарплате около 500 рублей в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 руб., килограмма мяса - 28-32 руб., сливочного масла - свыше 60 руб., десятка яиц - около 11 руб. Чтобы купить шерстяной костюм, нужно было отдать три средних месячных зарплаты. Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций принудительных госзаймов. Многие рабочие семьи по-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой под открытым небом или в неотапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании. Тем не менее некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы. Восстановление проходило в условиях резкого усиления миграционных процессов. Вызванных демобилизацией армии (ее численность сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), репатриацией советских граждан из Европы, возвращением беженцев и эвакуированных из восточных районов страны. Другой сложностью в развитии промышленности стала ее конверсия, завершившаяся в основном к 1947 г. Немалые средства уходили и на поддержку союзных восточноевропейских стран.
Информация о работе Геополитические последствия II мировой войны