Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ правового регулирования защиты прав потребителей при реализации товаров и оказании услуг в фармацевтических организациях.
Сформулируем задачи работы на основании поставленной цели:
Изучить и проанализировать законодательство, регулирующее отношения, связанные с защитой прав потребителей.
Узнать и проанализировать мнение потребителей по вопросу защиты их прав.
Сделать вывод о том, насколько полно в нашей стране реализуются права потребителей, прописанные в законодательстве.
Предложить меры, которые повысят качество защиты прав потребителей в нашей стране.

Вложенные файлы: 1 файл

товароведение (сама работа).docx

— 59.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в  нашу действительность. Работы по его правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

До недавнего времени  потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№39/248 от 9 апреля 1985г).

Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих  прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимально расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих их реальное осуществление на законодательном уровне.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина, но и в объективном повышении  ответственности производителей, продавцов, исполнителей, импортеров за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Актуальность данной темы основывается на том, что несмотря на достаточно большое количество нормативных  актов касающихся потребительского законодательства, споров и нарушений в этой области не становится меньше.

Целью данной курсовой работы является анализ правового регулирования  защиты прав потребителей при реализации товаров и оказании услуг в фармацевтических организациях.

Сформулируем задачи работы на основании поставленной цели:

  1. Изучить и проанализировать законодательство, регулирующее отношения, связанные с защитой прав потребителей.
  2. Узнать и проанализировать мнение потребителей по вопросу защиты их прав.
  3. Сделать вывод о том, насколько полно в нашей стране реализуются права потребителей, прописанные в законодательстве.
  4. Предложить меры, которые повысят качество защиты прав потребителей в нашей стране.

Предметом данного исследования является изучение правовой законодательной базы защиты прав потребителей.

Объектом  исследования являются потребители товаров в фармацевтических организациях в сфере соблюдения их прав. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Элементы защиты прав потребителей встречаются уже в Законах  Хаммурапи (18 век до н.э.). Однако в отдельную группу эти нормы стали выделяться относительно недавно. 15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:

  1. право на информацию
  2. право на безопасность
  3. право на выбор
  4. право быть услышанным
  5. право на возмещение ущерба
  6. право на потребительское образование

 

 

 

Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International – CI) дополнила список прав потребителей двумя пунктами:

  1. право на удовлетворение базовых потребностей
  2. право на здоровую окружающую среду

Постепенно соответствующие  законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран. В России «Защита прав потребителей» - исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принят Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действовавшее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями [4].

 

1.2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

В 80-х годах 20 века в бывшем СССР стали зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей. В 1987-1988 годы эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, президентом которой был Анатолий Собчак. К началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР – России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. Представители потребительских организаций от этих республик образуют Координационный совет, который собирается 1 раз в полгода. В начале 1992 года прошел первый конгресс Конфедерации; теперь он собирается через каждые три года. Базой КонфОПа являются многочисленные общественные потребительские организации, которые были созданы гражданскими инициативами. Одной из основных целей КонфОП является предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых на российском рынке; формирование потребительской культуры у всех слоев населения; непрерывное потребительское образование, охватывающее все уровни системы образования учащихся и др. Осенью 1992 года совместно с организацией по тестированию товаров ФРГ «Штифтунг Варентест» КонфОП организовал выпуск специализированного потребительского журнала «Спрос». С 1994 года КонфОП проводит сравнительные потребительские испытания, является членом международной организации «International Testing» («Международные организации»). Конфедерация ведет активную разъяснительную политику, она издает большое количество материалов (статьи, книги, брошюры, буклеты, методическая литература и т.д.). КонфОП выпускает «Вестник потребительского движения», в котором обобщается положительный опыт защиты прав потребителей. КонфОП является членом Международной организации союзов потребителей [5].

 

1.3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

В Законе «О защите прав потребителей»  от 7 февраля 1992 года за потребителем закрепляются следующие права:

  1. Право на качество
  2. Право на безопасность
  3. Право на информацию
  4. Право на свободный выбор товаров (работ, услуг)
  5. Право на возмещение ущерба

Теперь разберем каждый пункт  подробнее:

 

1.3.1. ПРАВО НА  КАЧЕСТВО

Означает, что продавец должен передать потребителю качественный товар, а исполнитель качественно  выполнить работу (оказать услугу) [8].

Качество товара, работ, услуг  – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество товара является совокупностью свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В данное определение качества включаются три элемента – объект, потребности, характеристики.

Объект – это то, к  чему предъявляются требования по качеству. Объектами в соответствии с законодательством  РФ является деятельность или процесс; продукция; услуги.

В свою очередь, продукция  – это результат деятельности или процессов. Услуга – это предпринимательская деятельность организации, направленная на удовлетворение потребностей потребителя.

Потребность – это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запасов.

Характеристики – это  описание, определение отличительных  свойств, качеств какого-либо товара, работы, услуги. Различают качественные и количественные характеристики. Качественные характеристики – это, например, цвет материала, форма изделия. Количественные характеристики (параметры) используются для установления области и условий использования товара (размер одежды, мощность двигателя и пр.) и для оценки качества. Кроме того, каждый товар, работа, услуга обладают определенными показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств товара, входящих в его качество. Показатель качества количественно характеризует способность работ, товаров, услуг восполнить и удовлетворить потребности потребителей при использовании данного товара, выполнении работ, оказании услуг. Показатели качества выражаются в разных единицах измерения, также могут быть безразмерными. При определении показателя качества того или иного товара следует различать наименование показателя и значение показателя [9].

Показатели могут служить  величинами, характеризующими количество и природу нарушения требований технических заданий на разработку продукции, требований конструкторской, технологической и другой нормативно-технической  документации на ее производство, а  также требований эксплуатационной документации, регламентирующей условия ремонта, хранения и транспортирования продукции.

Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших  и малых групп товаров, работ, услуг. Установление стандартов качества товаров, работ, услуг является основой для реализации права потребителей на качественную продукцию, работы, услуги [1].

Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если продавец, при заключении договора, был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу  и (или) по описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если стандартом предусмотрены  обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. Четкое определение понятия «качества» имеет важное значение для применения Закона, в особенности норм об ответственности за продукцию ненадлежащего качества (с недостатками).

Товар, работа или услуга признаются качественными в случаях:

  1. соответствия качества договору;
  2. пригодности для целей его непосредственного использования, если в договоре отсутствуют условия о качестве товара (работы, услуги);
  3. пригодности для использования в конкретных целях, оговоренных при заключении договора;
  4. соответствия образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию;
  5. соответствия требованиям стандарта, если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству [7].

 

 

 

1.3.2. ПРАВО НА  БЕЗОПАСНОСТЬ

Обеспечение возможности  использовать товар по назначению является обязанностью изготовителя (исполнителя), т.е. потребитель имеет право на безопасность товара.

Безопасность товара (работы, услуги) обеспечивается при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации.

Требования по безопасности товара устанавливаются на указанных  стадиях его жизни применительно  к обычным условиям. Поэтому, например, пользование товаром в необычных  условиях может рассматриваться  как нарушение потребителем установленных правил и повлечь для него отрицательные последствия.

Безопасные условия пользования, хранения, транспортировки и утилизации, как правило, указываются в нормативной  документации и в сопроводительной технической документации.

Под термином «безопасность  процесса выполнения работы (оказания услуги)» следует понимать безопасность технологии выполнения работы (оказания услуги) для потребителя, его имущества и окружающей среды.

Безопасность лица, непосредственно  выполняющего работу (оказывающего услугу потребителю), обеспечивается в соответствии с нормами трудового или иного специального законодательства [10].

 

1.3.3. ПРАВО НА  ИНФОРМАЦИЮ

 

Право потребителей на просвещение. Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав; для осуществления потребителем права на информацию о товаре, его изготовителе, продавце.

Одной из причин введения этой нормы является слабое знание потребителями своих прав. Закон не только провозглашает право потребителей на просвещение, но и обеспечивает реализацию этого права путем включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и программы. Согласно ст.7 Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании», (в редакции от 25 декабря 2008г.), государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ (за исключением случаев предусмотренных законом). Госстандартом РФ эти стандарты не утверждаются. Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом, а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями потребителей, издания соответствующих журналов и другой литературы и так далее [7].

 

1.3.4. ПРАВО НА  СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ТОВАРОВ (РАБОТ,  УСЛУГ)

Информация о работе Защита прав потребителей