Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:26, реферат
Федерация – это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований. Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов.
Федеративная природа РФ отличается следующими признаками:
Федерация – это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований. Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов.
Федеративная природа РФ отличается следующими признаками:
1. Российская Федерация имеет конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального значения, автономная область — свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов РФ.
2. Российская Федерация обладает своей территорией, на которую распространяется ее суверенитет и в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Наряду с этим республики, входящие в состав РФ, также имеют свое гражданство.
4. Российская Федерация имеет общие для всей Федерации высшие органы государственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой республики и действуют на территории всех республик.
5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.
6. Не только Российская Федерация, но и ее субъекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, коммерческими структурами, международными организациями, реализуя при этом свои интересы.
7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их полномочий. Причем Конституция закрепляет исключительные полномочия РФ (ст. 71) и совместную компетенцию РФ и ее субъектов (ст. 72). Все иные полномочия принадлежат субъектам РФ. Конституция их не перечисляет, а только ограничивается указанием, что «вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73). Российская Федерация — суверенное государство. Суверенитет РФ — свойство государственной власти на основе воли многонационального народа РФ самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.
Принципы российского федерализма.
Россия является федеративным государством. В ее состав входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.
Принципы российского федерализма:
1) государственная целостность (право на выход не имеют);
2) единство системы
3) распределение компетенции между федеральной властью и властью субъектов федерации.
Выделяют способы распределения компетенции: а) исключительная сфера федеральной власти, все остальное субъектов федерации; б) исключительная сфера субъектов, все остальное федеральной власти; в) выделяются либо одна, либо другая сфера и сфера совместного ведения.
| |||
|
Согласно Конституции
РФ субъектами Российской
Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:
1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;
2) каждый субъект Российской
Федерации имеет свою
3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;
4) каждый субъект Российской Федерации праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).
В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:
1) республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности.
2) края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.
Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ является столицей Российской Федерации. Статус Москвы определяется Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы государственной власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуге;
3) автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.
Изменения правового статуса субъектов РФ возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
Республика в составе
Российской Федерации — это демократическое правовое
государство, созданное в рамках России.
Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 66) статус
республики определяется федеральной
Конституцией и конституцией республики.
Таким образом, именно Конституция РФ
устанавливает конституционно-правовой
характер взаимоотношений между Федерацией
и ее субъектами — республиками в ее составе.
Конституционно-правовой статус республики
в составе Российской Федерации характеризуется
прежде всего тем, что республика является
государством в составе Федерации, обладающим
всей полнотой государственной (законодательной,
исполнительной, судебной) власти на своей
территории, кроме тех полномочий, которые
в соответствии с Конституцией РФ находятся
в ведении федеральных органов государственной
власти. Государственная
власть республики исходит от ее народа,
реализовавшего свое право на самоопределение
в форме государства в составе Российской
Федерации.
Конституционно-правовой статус республики
в составе Российской Федерации далее
характеризуется тем, что каждая республика
имеет свою территорию. Пределы территории
республики определяются государственной
границей республики.
Республика имеет внутреннюю границу,
отделяющую ее от других субъектов Российской
Федерации. Республика может иметь и внешнюю границу,
отделяющую ее от иностранных государств.
Внешняя граница республики является
вместе с тем Государственной границей
Российской Федерации. Она определяется
международными договорами и соглашениями
России с иностранными государствами.
Территория республики не может быть изменена
без ее согласия. Границы между республикой
и другими субъектами Российской Федерации,
согласно Конституции РФ (ст. 67), могут
быть изменены с взаимного согласия соответствующих
субъектов.
Конституционно-правовой статус республики
в составе Российской Федерации характеризуется
и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую
систему, которая включает в себя конституцию
республики, республиканские
законы и другие нормативные правовые
акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения
республики с Российской Федерацией,
с другими субъектами РФ, а также с зарубежными
странами, акты о делегировании полномочий.
Являясь относительно самостоятельной,
республиканская конституционно-правовая
система входит в федеральную конституционно-
правовую систему в качестве ее составной
части. Поэтому конституции, законы и иные
нормативные правовые акты республик
не могут противоречить Конституции РФ
и федеральным законам, принятым в пределах
полномочий Российской Федерации. В случае
противоречия между федеральным законом
и актом, изданным в республике, действует
федеральный закон.
Вместе с тем в случае противоречия между
федеральным законом, изданным вне пределов
полномочий Российской Федерации, и нормативным
правовым актом республики действует
нормативный правовой акт республики.
Законодательные
(представительные) органы республик
пользуются правом законодательной инициативы
и могут вносить законопроекты
в Государственную Думу (ч. 1 ст. 104 Конституции
РФ). Республика вправе участвовать в разработке
федеральных нормативных правовых актов
по предметам совместного ведения Федерации
и республик.
В случае нарушения федеральными властями
прерогатив республики в области нормотворческой
деятельности она вправе обратиться за
защитой своих интересов в Конституционный
Суд РФ.
Республики в составе России самостоятельно определяют
систему своих органов государственной
власти в соответствии с основами
конституционного строя, общими принципами
организации представительных и исполнительных
органов государственной власти в Российской
Федерации и законодательством республики.
Каждая республика имеет свой законодательный
(представительный) орган; главу исполнительной
власти или главу республики; свое правительство;
верховный суд и высший арбитражный суд.
Многие республики имеют также свой конституционный
суд. Систему органов прокуратуры в республике
возглавляет прокурор республики, подчиненный
Генеральному прокурору Российской Федерации.
В пределах ведения Российской Федерации
и ее полномочий по предметам совместного
ведения России и республик федеральные
органы исполнительной власти и республиканские
органы исполнительной власти образуют
в этих республиках единую систему исполнительной
власти в Российской Федерации.
В Москве при Президенте РФ имеются постоянные
представительства республик, находящихся
в составе Российской Федерации, главной
задачей которых является координация
взаимодействия республиканских правительств
с администрацией Президента РФ.
Конституционно-правовой статус республик
в составе Российской Федерации характеризуется
наличием республиканской собственности.
Она включает в себя землю, ее недра, леса,
воды, растительный и животный мир, другие
природные богатства, находящиеся на их
территории, а также памятники истории
и культуры и иные ценности национального
достояния. Эти объекты используются для
обеспечения материальных и духовных
потребностей народов республик.
Вопросы владения, пользования и распоряжения
землей, недрами, водными и другими природными
ресурсами регулируются законодательством
Российской Федерации и законодательством
республик в ее составе. По взаимной договоренности
между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
республик в составе Российской Федерации
часть природных ресурсов может приобретать
статус федеральных.
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 68) республики
вправе устанавливать свои государственные
языки. В органах государственной
власти, органах местного самоуправления,
государственных учреждениях республик
они употребляются наряду с русским языком
— государственным языком Российской
Федерации. Так, Конституцией Республики
Коми (ст. 67) статус государственного предоставлен
коми и русскому языкам, Конституцией
Республики Бурятия (ст. 67) — бурятскому
и русскому языкам.
Республики признают и гарантируют равные
права всех национальных языков на их
сохранение и развитие. Например, в Конституции
Республики Бурятия (ст. 67) указывается:
«Республика Бурятия гарантирует всем
ее народам право на сохранение родного
языка, создание условий для его изучения
и развития».
В местностях компактного проживания
национальных групп, не имеющих своих
национально-государственных и национально-территориальных
образований, наряду с государственными
языками республик в составе Российской
Федерации в официальных сферах общения
может использоваться язык населения
данной местности.
Республики в
составе Российской Федерации обладают международной
правосубъектностью. Они вправе выступать
в качестве участников международных
отношений и внешнеэкономических связей,
подписывать договоры и соглашения с иностранными
государствами, открывать зарубежные
представительства, участвовать в деятельности
международных организаций. Так, Конституция
Республики Башкорюстан (ст. 74) устанавливает,
что Республика является самостоятельным
участником международных и внешнеэкономических
отношений и связей, вступает в отношения
с другими государствами, заключает международные
договоры и обменивается дипломатическими,
консульскими, торговыми и иными представительствами,
участвует в деятельности международных
организаций.
Однако международная правосубъектность
республик ограниченна. Она не может противоречить
Конституции и законам Российской Федерации,
Федеративному договору. Международная
деятельность республик координируется
федеральными органами государственной
власти совместно с республиками.
Наконец, одним из элементов конституционно-правового
статуса республик является их право на государственную
символику, включающую государственный
герб, государственный флаг, государственный
гимн, а также право иметь столицу.
Республики в составе Российской Федерации
не вправе в одностороннем порядке изменять
свой статус. Вместе с тем статус республики
не может быть изменен и без ее согласия.
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 5
ст. 66) статус субъекта Российской Федерации
может быть изменен по взаимному согласию
Российской Федерации и ее субъекта в
соответствии с федеральным конституционным
законом.