Поддержка материнства и детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 05:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение финансового механизма реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.
Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:
- дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем;
- раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства;
- оценить показатели демографической ситуации в РФ, Новосибирской области и г. Новосибирске;
- рассмотреть финансовый механизм реализации государственной социальной политики по поддержке материнства и детства;
- провести анализ реализации целевых программ, посвященных поддержке детей;
- выявить общие направления демографической политики России, ее особенности и принципы реализации на региональном и муниципальном уровне.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства
1.1 Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства
1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства
1.3 Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапе
2. Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства
2.1 Порядок и условия выплаты социальных пособий
2.2 Анализ государственной финансовой поддержки граждан и семей, имеющих детей
2.3 Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ
3. Оценка эффективности деятельности органов власти по осуществлению мер поддержки детства через реализацию целевых программ
3.1 Анализ реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг.
3.2 Анализ реализации областной программы «Дети Новосибирской области на 2008-2012 годы»
3.3 Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 годы
Заключение
Приложение А. Государственная поддержка семей, имеющих детей

Вложенные файлы: 1 файл

фин.право .docx

— 244.91 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Теоретические основы  государственной политики по  поддержке материнства и детства

1.1    Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства

1.2 Организационно-правовые  основы реализации государственной  политики по поддержке материнства  и детства

1.3 Характеристика демографической  ситуации в России и Новосибирской  области на современном этапе

2. Финансовый механизм  реализации государственной политики  по поддержке материнства и  детства

2.1 Порядок и условия  выплаты социальных пособий

2.2 Анализ государственной  финансовой поддержки граждан  и семей, имеющих детей

2.3 Направления государственной  политики по улучшению демографической  ситуации в РФ

3. Оценка эффективности  деятельности органов власти  по осуществлению мер поддержки  детства через реализацию целевых  программ

3.1 Анализ реализации федеральной  целевой программы «Дети России»  на 2007-2010 гг.

3.2 Анализ реализации областной  программы «Дети Новосибирской  области на 2008-2012 годы»

3.3 Оценка эффективности  и результативности муниципальной  целевой программы города Новосибирска  «Дети и город» на 2009-2011 годы

Заключение

Приложение А. Государственная поддержка семей, имеющих детей

 

 

 

Введение

В настоящее время Россия находится на третьей фазе демографического перехода. Наблюдается депопуляция. Однако помимо общих причин, объясняемых концепцией демографического перехода, на динамику численности населения в России влияют и другие причины: демографические волны, экономический кризис.

Экономический кризис и распад СССР вызвали смену миграционных тенденций. Резко снизилась миграция в города, начался отток из северных районов нового освоения. Мигранты с севера расселяются в основном в центральных и южных районах России. Туда же устремляется поток мигрантов из ближнего Зарубежья (в районы границ с республиками Закавказья и Казахстаном).

Возрастная структура отражает все события демографической истории ныне живущих поколений. Соотношение детей, населения в трудоспособном возрасте и старших возрастов тесно связано с темпами естественного прироста и определяется стадией демографического перехода. В сельской местности на ранних стадиях возрастная структура смещена в сторону более молодых возрастов из-за повышенной, по сравнению с городами, рождаемости. В регионах, завершающих демографический переход, наблюдается старение сельского населения из-за массовой миграции молодежи в города. Материнство и детство являются необходимым условием существования общества, ибо без процесса воспроизводства жизнь общества невозможна вообще. Феномен материнства и детства являлся и является в настоящее время предметом изучения различных общественных наук. Особая роль в изучении материнства и детства принадлежит правовой науке, поскольку она играет важную роль в создании юридического механизма защиты прав матери и ребенка. Ряд федеральных законов, принятых в последнее время, направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, увеличение воспроизводства населения. Однако, эти и другие меры, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране. Она требует проведения целого ряда последовательных комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровнях. В ходе современных административных реформ государственная демографическая политика реализуется различными структурами власти, что ведет к несогласованности действий по вопросам рождаемости, здоровья нации, увеличения продолжительности жизни, вопросам семьи и брака, миграции.

Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью вышеперечисленных проблем и их влияния на демографическую политику и в целом на государственную социальную политику, а также необходимостью поддержки материнства и детства со стороны властных структур.

Объектом исследования является политика поддержки материнства и детства как составляющая социальной политики государства.

Предмет исследования – финансовая поддержка материнства и детства на всех уровнях власти и управления.

Целью дипломной работы является рассмотрение финансового механизма реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.

Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:

- дать характеристику  основополагающим компонентам государственной  социальной политики с учетом  демографических проблем;

- раскрыть правовые основы  реализации политики по поддержке  материнства и детства;

- оценить показатели демографической  ситуации в РФ, Новосибирской  области и г. Новосибирске;

- рассмотреть финансовый  механизм реализации государственной  социальной политики по поддержке  материнства и детства;

- провести анализ реализации  целевых программ, посвященных поддержке  детей;

- выявить общие направления  демографической политики России, ее особенности и принципы  реализации на региональном и  муниципальном уровне.

Теоретической, методической и информационной базой исследования явились учебные пособия по вопросам организации государственных и муниципальных финансов, Конституция РФ, иные законодательные акты РФ, Трудовой кодекс РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, законодательные и нормативные правовые акты Новосибирской области и г. Новосибирска, публикации периодических изданий, материалы Интернет – сайтов органов власти разных уровней и др.

При написании дипломной работы использовался ряд методов исследования, среди которых: сравнения, группировка, аналитический метод, методы финансового и статистического анализа, метод горизонтального, вертикального и трендового анализа.

 

1. Теоретические  основы государственной политики  по поддержке материнства и  детства

1.1 Теоретические  и финансовые аспекты государственной  социальной политики в области  поддержки материнства и детства

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей[1].

Социальная политика касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Различие подходов к определению содержания социальной политики отражается в разнообразии показателей социальной статистики: они дают ту совокупность индикаторов социального развития общества, которая является целью социальной политики, представляя собой социальный механизм экономической системы.

Главной задачей социальной политики РФ являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.

В границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества[2]. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности наиболее уязвимых членов общества - инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т. д., - до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Это не удивительно, так как изменения, являющиеся результатом общественного развития, находят выражение в этих разнообразных областях. Целью же общественного развития является, как уже было сказано, само общество, т.е. увеличение социальности в обществе, возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития.

Таким образом, основными целями социальной политики на современном этапе являются:

-     максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

-     формирование прочного пласта трудовой мотивации, отвечающего требованиям легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России, ибо без этого не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики, полноценного рынка;

-     создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности; без этого не будет предпосылок гражданского общества, личной свободы, реальной демократии.[3]

В Конституции РФ провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:

-     получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;

-     произвести искусственное прерывание беременности при различных сроках беременности в зависимости от показаний, добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35- летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий – по медицинским показаниям), искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;

-     воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью;

-     получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной политики в данной области в Основном Законе РФ соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Безусловным приоритетом в социальной политике является «наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка». Социальная политика и созданная в последние годы нормативно правовая база направлены на способствование повышению статуса семьи, охране здоровья матери, защите прав детей, некоторому улучшению брачно-семейных показателей.

Таким образом, целью социальной политики в отношении семьи, материнства и детства являются:

-     улучшение показателей брачности и снижение показателей разводимости семей;

-     снижение показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности;

-     создание системы семейного устройства детей-сирот, что позволит увеличить показатели передачи детей в семьи;

-     сокращение числа безнадзорных детей и семей с детьми, находящимися в социально-опасном положении.

Основными проблемами положения детей, которые должна решать социальная политика государства, являются:

- ухудшение показателей  здоровья детей (физического, психического, социального);

- отсутствие условий для  полноценного развития детей  в семье (бедность, кризисные отношения  в семьях, безнадзорность, социальное  сиротство, отсутствие социально  значимых ценностей в семьях, снижение уровня общей культуры  и неготовность молодежи к  семейной жизни);

- отсутствие равных возможностей  для выявления и развития детской  индивидуальности и одаренности;

- отсутствие системы экстренной  помощи детям, оказавшимся в социально-опасном  положении.

Проведение социальной политики в отношении семьи, материнства и детства требует расходования бюджетных средств. При этом расходование бюджетных средств осуществляется по следующим направлениям расходов бюджетной системы РФ:

1.    Фонд заработной платы женщин в бюджетных отраслях (образование, здравоохранение, культура, наука).

2.    Пособия по безработице и другие меры поддержки женщин.

3.    Ежемесячные пособия на детей.

4.    Пособия по беременности и родам.

5.    Пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

6.    Пособия при рождении, либо при передаче ребенка на воспитание в семью.

7.    Пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности.

8.    Средства на детский отдых, оздоровительные лагеря.

9.    Пенсии по старости, инвалидности, при потере кормильца (по доли женщин).

10.     Пенсии детям – инвалидам.

11.     Единовременные денежные выплаты семьям с детьми - инвалидами в связи с монетизацией льгот.

12.     Увеличение льгот (вычетов) по налогу на доходы физических лиц на детей.

13.     Федеральные, региональные, муниципальные целевые программы: «Дети России»; «Обеспечение молодых семей жильем» и ряд других.

Финансирование мероприятий и программ в рамках социальной политики поддержки детей осуществляется государством из разных источников. Виды и источники бюджетных расходов на детей в РФ представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Бюджетные расходы на детей и источники их покрытия в РФ

Виды расходов

Источники

УСЛУГИ и льготы

Образование (детские учреждения, школы, центры, дворцы,  

клубы)

Все уровни бюджетов

Здравоохранение и физкультура (лечение и охрана здоровья детей)

Все уровни бюджетов, Фонд обязательного медицинского страхования

Социальное обслуживание детей (интернаты, приюты, питание школьников, льготы на проезд, социальная помощь семьям с детьми и пр.)

Бюджеты территорий

Федеральная программа “Дети России” (беспризорность, одаренные дети, дети Севера и пр.)

Федеральный бюджет

Организация детского отдыха, оздоровление детей (загородные лагеря и пр.)

Федеральный бюджет, Фонд социального страхования

ПОСОБИЯ и пенсии на детей

Ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей

Федеральный бюджет

По уходу за больным ребенком

Фонд социального страхования

По беременности и родам

Фонд социального страхования

По уходу за ребенком до 1,5 лет, на рождение и другие родительские пособия

Фонд социального страхования

Пенсии семьям с детьми, потерявшим кормильца, детям - инвалидам

Пенсионный фонд

Материнский (семейный) капитал

Пенсионный фонд

Информация о работе Поддержка материнства и детства