Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:24, дипломная работа
Целью данной работы является изучение банковского обслуживания населения: состояния и перспектив развития. Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:
Проанализировать сущность банковского обслуживания, его роль в деятельности коммерческих банков и социально- экономическое значение;
Изучить и проанализировать виды банковских услуг, которые предоставляются населению;
Проанализировать состояние банковского обслуживания физических лиц в современных условиях;
Произвести анализ банковского обслуживания физических лиц в ОАО «Уральский банк реконструкции и развития»;
Разработать кредитный и депозитный калькуляторы.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы банковского обслуживания физических лиц….5
1.1 Сущность банковского обслуживания населения, его роль в деятельности коммерческих банков и социально-экономическое значение…………………..5
1.2 Виды банковских услуг, предоставляемых населению……………………..8
1.3 Состояние банковского обслуживания физических лиц в современных условиях…………………………………………………………………………….17
Глава II. Анализ банковского обслуживания физических лиц в ОАО «УБРиР»……………………………………………………………………………23
2.1 Характеристика деятельности ОАО «УБРиР»……………………………….23
2.2 Организация обслуживания физических лиц в ОАО «УБРиР»…………….26
2.3 Анализ деятельности ОАО «УБРиР» в области обслуживания физический лиц………………………………………………………………………………….33
Глава III. Разработка кредитного и депозитного калькуляторов в Microsoft Office Excel…….…………………………………………………………………..39
3.1 Кредитный калькулятор……………………………………………………….39
3.2 Депозитный калькулятор………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы банковского обслуживания физических лиц….5
1.1 Сущность банковского обслуживания населения, его роль в деятельности коммерческих банков и социально-экономическое значение…………………..5
1.2 Виды банковских услуг, предоставляемых населению……………………..8
1.3 Состояние банковского
обслуживания физических лиц
в современных условиях……………………
Глава II. Анализ банковского
обслуживания физических лиц в ОАО «УБРиР»……………………………………………………………
2.1 Характеристика деятельности ОАО «УБРиР»……………………………….23
2.2 Организация обслуживания
физических лиц в ОАО «УБРиР»……
2.3 Анализ деятельности
ОАО «УБРиР» в области обслуживания
физический лиц………………………………………………………………………
Глава III. Разработка кредитного
и депозитного калькуляторов в Microsoft Office
Excel…….…………………………………………………………
3.1 Кредитный калькулятор………………………
3.2 Депозитный калькулятор……………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Российская банковская система демонстрирует в последние годы высокие темпы развития, количественные показатели её деятельности по итогам 2011 г. подтверждают сохранение эффективности работы российских банков. Вместе с тем, для того чтобы национальная банковская система отвечала задачам развития экономики страны и обеспечивала приемлемый уровень конкурентоспособности в мировой финансовой системе, необходим еще более значительный количественный и качественный ее рост, прежде всего, путем повышения уровня предлагаемых клиентам банковских продуктов и услуг. Коммерческие банки, образующие нижний ряд в двухзвенной банковской системе, являются основными финансово-кредитными единицами, многоцелевыми центрами, осуществляющими непосредственное обслуживание физических лиц. Эффективная система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и появления новых технологий и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение состава. Вместе с тем, российским банкам еще далеко до лучших мировых банковских стандартов. Необходимость дальнейшей оптимизации рынка банковских продуктов и услуг, основанной на всестороннем его изучении, обуславливает актуальность данной работы.
Целью данной работы является изучение банковского обслуживания населения: состояния и перспектив развития. Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:
Глава I. Теоретические основы банковского обслуживания физических лиц
1.1 Сущность банковского
обслуживания населения, его роль
в деятельности коммерческих
банков и социально-
Банки призваны выполнять множество специальных функций. К их числу относятся проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими, т.е. те услуги, без которых сегодня не обойтись среднестатистическому гражданину. Поэтому сложные банковские отношения являются постоянным объектом пристального внимания экономистов, юристов, предпринимателей и т.д., которым приходится постоянно сотрудничать с банками и пользоваться их услугами.
Одна из важнейших задач банковской системы - содействие созданию и функционированию рынка ссудного капитала. Это основное звено рыночной экономики, которое влияет на развитие товарного, потребительского рынка и рынка труда. Ни один из них не может существовать без функционирования денежного, кредитного и финансового рынков.
Деятельность коммерческого банка по обслуживанию клиентов в современном понимании традиционно разделяется на корпоративный и розничный секторы. Такое деление основывается на различных подходах к организации банковских операций и формированию банковских продуктов и услуг в указанных областях. Термин «розничный банковский бизнес», как правило, употребляют для обозначения деятельности коммерческих банков по обслуживанию частных (физических) лиц.
В современной литературе, исследующей проблемы банковской деятельности, обычно выделяют несколько основополагающих групп банковских услуг, предлагаемых клиентам – физическим лицам, и образующих основу розничного бизнеса коммерческого банка.
Так, по мнению А.К. Пухова, услуги коммерческого банка в розничном секторе можно разделить на следующие группы: сберегательные (депозитные); кредитные; валютно-обменные (конверсионные); расчетно-платежные; услуги по хранению и перевозке ценностей; смешанные услуги (сочетающие в себе кредитно-депозитные и расчетные операции – например, платежные карты с функцией отложенного платежа, с предоставляемым овердрафтом и т.п.) [1, 150]
Е.Н. Едронова и О.А. Крючков подразделяют банковские услуги в розничном секторе на следующие категории: кредитные; депозитные; расчетно-платежные; инвестиционные; консультационные услуги. [2, 164]
Другую классификацию предлагает А.В. Яцевич. По его мнению, банки являются поставщиками трех основных видов услуг для населения: портфельных, транзакционных и операционных.[3, 180]
К портфельным услугам относятся: предоставление кредитов и прием денежных средств во вклады (депозиты). Банки аккумулируют временно свободные ресурсы в виде вкладов и депозитов и распределяют их в форме кредитов. Оказывая эти услуги, банки перераспределяют ресурсы от лиц, совершающих сбережения, к лицам, нуждающимся в кредите.
Вторая категория услуг – транзакционных – включает в себя услуги по обслуживанию расчетно-платежных потребностей населения и разделяется на два типа: ведение системы расчетов, фиксирующей перемещение денежных средств, и проведение конверсионных операций. Транзакционные услуги непосредственно связаны с обслуживанием платежного и налично-денежного оборота населения.
К операционным услугам банков относятся инвестиционные, трастовые услуги, брокерские услуги и т.д.
Деление услуг на транзакционные, портфельные и операционные носит теоретический характер. Развитие банковского дела привело к синтезу разных видов услуг. Сегодня банки предлагают населению не отдельные услуги, а пакеты услуг, т.е. «банковские продукты», сочетающие в себе услуги всех трех видов (транзакционные, кредитно-депозитные и операционные). Например, платежные карты используются для расчетных операций, для покрытия овердрафтов по ним применяются различные депозитно-кредитные схемы, а за пользование платежной картой может взиматься комиссия как за операционную услугу. Обслуживание населения является едва ли не самой привлекательной для банков сферой деятельности практически в любой стране мира. Большинство банков, деятельность которых ориентирована на универсальность, активно занимаются оказанием услуг для физических лиц.
По утверждению В.А. Романенко, привлекательность рынка розничных услуг для банков определяется следующими основными факторами:
- возможность увеличения дохода от деятельности банка за счет привлечения новых клиентов и увеличения объемов оказываемых услуг;
- диверсификация банковских
рисков за счет появления
- увеличение известности
банка за счет распространения
в широких слоях населения
благоприятной информации о
- рынок корпоративных
клиентов выступает достаточно
консервативным, он не предполагает
постоянной смены банка-
- повышение стабильности
деятельности банка за счет
того, что он не является в
значительной мере зависимым
от какого-то одного крупного
клиента, как при обслуживании
крупных и крупнейших
Кроме того, не последнюю роль в развитии розничных операций российских коммерческих банков играет опыт, накопленный банковскими системами наиболее развитых стран мира. Так, по мнению М.Ю. Воронько, «розничные банки стран Западной Европы отличаются относительно высокой финансовой устойчивостью, в частности, устойчивым положением на рынке благодаря хорошо диверсифицированной клиентской базе, стабильной и высокой доходностью, низким уровнем кредитного риска, высокой ликвидностью». [5, 205]
Практика показывает, что развитие рынка розничных банковских услуг во многом стимулирует улучшение макроэкономических показателей и рост благосостояния населения. Так, увеличение объемов привлеченных коммерческими банками денежных средств населения характеризует рост макроэкономического показателя сбережений населения, что стимулирует инвестиционную активность в экономике в целом. Физические лица, в прошлом традиционно рассматривавшиеся лишь как источник ресурсов для банков, в последнее время становятся важной категорией заемщиков, особенно в сферах ипотечного и потребительского кредитования.
1.2 Виды банковских услуг, предоставляемых населению
Коммерческие банки выполняют различные операции по обслуживанию своих клиентов. Все операции коммерческих банков обычно делятся на три группы:
1) Пассивные операции – это операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. К ним относят: привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц; открытие срочных счетов граждан, предприятий и организаций; выпуск ценных бумаг; займы, полученные из других банков и т.д.
2) Активные операции- операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций; предоставление потребительских кредитов населению; приобретение ценных бумаг, лизинг, факторинг, инновационное финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий; займы, предоставляемые другим банкам;
3) Активно-пассивные операции банков – комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату- комиссию. Различают комиссионно-расчетные операции, с вязанные с осуществлением внутренних и международных расчётов, а также торгово-комиссионные - покупка или продажа банком по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и т.д.
В зависимости от срока помещения средств во вклады в банки депозиты делятся на вклады до востребования и срочные вклады, разновидностью которых являются сберегательные вклады.
В отличие от вкладов до востребования, срочные и сберегательные вклады помещаются в банки на определенный срок и приносят доход вкладчикам, обычно зависящий от длительности хранения средств на банковских счетах. Срочные вклады могут быть изъяты только в соответствии со сроком хранения, в противном случае клиент лишается повышенных процентов или уплачивает банку штраф. Такие вклады выгодны банку, поскольку используя депозиты вкладчиков в качестве ресурса, он может более свободно маневрировать ими, чем средствами во вкладах до востребования.
Надежность коммерческих банков является одним из решающих элементом их деятельности. Одной из важных мер по обеспечению надежности является страхование депозитов, которое применяется во всех странах с высокоразвитыми банковскими системами. Наиболее значимый государственный институт, предоставляющий подобного рода услуги — это Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), которая страхует каждого вкладчика коммерческого банка или ссудно-сберегательной ассоциации. Все коммерческие банки и сберегательные институты за редким исключением делают взносы в ФКСД. За счет этих средств и осуществляется выплаты вкладчикам обанкротившихся банков.
В настоящее время значение ФКСД заключается в том, что эта организация придает уверенность вкладчикам в стабильности банковской системы и устраняет возможность цепочки банковских банкротств, что в свою очередь, могло бы негативно сказаться на состоянии денежного обращения, в частности вызвав неконтролируемые колебания массы денег в обращении. Система ФКСД охватывает вклады 98 % банков, которым принадлежит 99,5 % всех активов, т. е. практически все банки работают с застрахованными депозитами. ФКСД не только страхует депозиты, но и осуществляет регулирование деятельности банков.
Информация о работе Разработка кредитного и депозитного калькуляторов в Microsoft Office Excel