Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:00, дипломная работа
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальная задача современной науки - поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе 8
1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе 8
1.2. Этапы организации проектной деятельности в процессе обучения 11
1.3. Условия, необходимые для реализации проектной деятельности 17
1.4.Методические рекомендации по организации и проведению учебного проекта 20
Глава 2.Опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики 26
2.1 Постановка цели, задач, планирования опытно – практической работы 26
2.2 Разработка учебно - методических материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха 29
2.3 Результаты опытно – практической работы 51
Заключение 65
Департамент образования
Администрации Ярославской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Угличский педагогический колледж
Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнители
Выпускная квалификационная работа
Исполнитель:
Лапшина Нина Николаевна
Специальность: Информатика, 56 группа
Научный руководитель:
Воронина Татьяна Михайловна,
преподаватель математических дисциплин
Углич
2010
Содержание
Введение
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальная задача
современной науки - поиск новых
средств и методов
Одним из подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
Она способствует развитию таких качеств у учащихся, как заинтересованность, самостоятельность, результативность, креативность, любознательность и предприимчивость. Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнители актуально и целесообразно.
Тема выпускной квалификационной работы: Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнители
В научной литературе
вопросы использования
Сторонники метода проектов (В.Н. Шульгин, М. В. Крупенина) провозгласили его единственным средством преобразования школы учёбы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся.
Исследованы основные компоненты проектной деятельности (А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон); психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения (А.Г. Лидерс., И. М. Желдак). Разработаны педагогические технологии обучения и идея творческого подхода в условиях реализации проектной деятельности (С.В.Ананичева, Л.А. Левицкова). Рассмотрены новые информационные технологии в системе образования (Е.С. Полат, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Н.М.Таланчук) и культура рефлексии организации проектной деятельности (О.Л.Гусева, Е.В. Гусев, Н.Н.Миронова).
При использовании метода проектов у учащихся появляются широкие возможности для самореализации - создание собственного проекта в предметных областях, которые им интересны; учащийся получает личностно - значимый результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Стимулируется интерес учащихся к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановку перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
Процесс обучения становится менее трудоемким, более интересным и полезным (известно, что если человек что-то делает с удовольствием, то он меньше устает).
В процессе выполнения заданий проекта можно выделить несколько этапов: подготовительный, аналитико-практический, заключительный.
Проектная деятельность - совместная или самостоятельная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Проектная деятельность способствует развития творческого мышления школьников и помогает им адаптироваться к будущей взрослой жизни.
К педагогическим целям проектной деятельности относится овладение информационными технологиями на основе коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся, связанной с решением различных вопросов. В проектах разобраны примеры, в которых рассмотрены вопросы для критического мышления, приведены многочисленные задания. Каждое задание предполагает совместную работу учащихся индивидуально, в парах и в группе.
Проектная деятельность
позволяет развить
Проектная деятельность ориентирована на формирование творческого мышления, а также на выработку определенных навыков работы с информацией.
Обучение на основе проектов основывается на активном участии учеников в создании проектов, обеспечивающих их развитие и позволяющих им систематизировать и применить приобретенные знания, умения и навыки.
Исходя из вышесказанного вытекает проблема нашего исследования - каковы учебно - методические материалы, позволяющие организовать проектную деятельность в базовом курсе информатики в среде программ Microsoft Office и Исполнители.
Объект исследования - процесс изучения тем возможности текстового редактора MS Word и Исполнители алгоритмов уроках информатики.
Предмет исследования - реализация проектов при изучении тем: возможности текстового редактора MS Word и Исполнители алгоритмов.
Цель исследования – апробация разработанных учебных материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием учебного исполнителя Черепаха и программ MS Office.
Основные задачи исследования:
Используемые методы исследования: теоретические( анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической и теоретической литературы по изучаемой проблеме); эмпирические( наблюдение, абстрагирование, обработка полученных результатов).
Теоретико-методологическая база исследования:
В исследовании используется научная психолого-педагогическая литература авторов: И.П. Подласый, А.Г. Лидерс., И. М. Желдак; теории личностно-ориентированного и деятельностного подхода в системе обучения (Е.С. Полат, Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова, Н.М. Таланчук); психологические теории деятельности и учения как деятельности, методические пособия авторов: М.П. Лапчик, И.Г. Семакин.
Методическая база исследования: МОУ СОШ №7 г. Углич. Исследование проводилось в 8-х и 9-х классах.
Теоретическая значимость заключается в обосновании проблемы, определении и систематизации основных положений по использованию проектной деятельности, раскрытии психолого-педагогических основ её применения.
Практическая значимость заключается в том, что проведен анализ и интерпретация результатов выполнения проектов и выявлены наиболее распространенные типы ошибок при изучении тем: «Возможности текстового редактора MS Word», «Исполнители алгоритмов» и «Использование приложения MS Publisher». Проведена апробация разработанных учебных материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики, разработаны конспекты уроков для курса информатики основной школы в помощь учителю и студентам при подготовке к урокам и учащимся в освоении материала по темам: «Возможности текстового редактора MS Word» и «Исполнители алгоритмов».
Данная выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы (психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе и опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики), заключение, библиографический список, и приложение.
Во введении определена актуальность и проблема исследования. Выявлены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, выделены теоретические и эмпирические методы исследования, обозначены теоретическая и практическая значимость. Описана теоретико - методологическая база.
В первой главе изложены теоретические основы исследования, раскрывающие сущность использования проектной деятельности в курсе информатики основной школы. Раскрыты основные методические подходы к изучению вопроса.
Во второй главе представлен анализ современного состояния проблемы исследования, описан опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики по темам «Возможности текстового редактора Word», «Исполнители алгоритмов» и «Работа с приложением MS Publisher».
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
В приложении размещен электронный вариант ЭУМК, приводится ряд материалов опытно-экспериментальной и опытно-практической работ.
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе
1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества[1].
Обучение на основе проектов – это модель обучения, отличающаяся от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательного планирования междисциплинарного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу, и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни.
Преподаватели работают с детьми различных психологических типов, с разным уровнем знаний и способностей. Обучение на основе проектов предоставляет возможность самореализации и результативного обучения всеми учениками. Такое обучение основывается на положениях конструктивизма. Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации проектной деятельности[18].
Подростковый возраст (период от 11 до 15 лет) соответствует началу перехода от детства к юности и совпадает с обучением детей в основной школе.
Психологические особенности подросткового возраста можно рассматривать, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.
На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.
Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество рационально осуществлять с применением проектной деятельности[13].
По мнению А.Г. Лидерс, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание[8].
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение проектной деятельности[11].
В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.
Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности[10].