Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".

Содержание

Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75

Вложенные файлы: 1 файл

Психология художественного творчества.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Курс лекций

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Введение в психологию творчества.

.

                                                                    

План

                                                                                    

1. Понятие о творчестве.

2. Творчество как процесс.
3. Виды творчества.

 

 

 

 

 

 

1. Говоря о человеческом поведении можно выделить два его типа: адаптивное (связанное с имеющимися у человека природными ресурсами и присутствующее у всех высших животных) и креативное (направленное на преобразование различных элементов среды обитания). Адаптивное поведение основано на воспроизводящей или репродуктивной деятельности, сущность которой состоит в том, что человек  повторяет ранее выработанные приемы поведения или воспроизводит следы прежних впечатлений. Органической основой такой воспроизводящей деятельности, как считал Л.С. Выготский, «является пластичность нашего нервного вещества, заключающаяся в способности его изменяться и сохранять следы этого изменения». (13; 4.)

Креативное поведение в основе своей имеет комбинирующую или творческую деятельность. Отношение к креативному поведению в различные исторические эпохи было неодинаковым. В период Античности, подарившей нам многочисленные продукты творчества, представления о нем были далеки от современных. В книге, например, ценился, в первую очередь, материал и труд переписчика, а автор был, фактически, бесправен. В средние века, да и в значительно более позднее время творец приравнивался к ремесленнику, вынужден был следовать жестким рамкам канонов, а творческая самостоятельность не поощрялась

В XIX веке творчество стало приносить прибыль и превратилось в материал для тиражирования, процессы творчества и его законы мало кого интересовали. Нередко литератор или художник думали не о творческой ценности своего произведения, а о спросе на него. Подчинение творчества конъюнктуре рынка, с одной стороны, создало материальную основу для творческой деятельности, а с другой стороны, лишило творчество свободы.

Только в  XX веке проблема творчества стала привлекать внимание с точки зрения научной, а не с позиции возможной прибыли. В начале XX века Л.С. Выготский писал: «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Несмотря на весь существенный интерес к проблеме творчества в современной психологической науке, проблема эта еще остается сравнительно мало изученной.

 Творчество – это наивысший  уровень познания и освоения  мира. Сам процесс познания, будучи чисто человеческой формой деятельности, реализуется, в конечном счете, через творчество. Из всех живых существ только человек не адаптируется к окружающей среде, эволюционирует, а изменят среду своего обитания, творит что-то новое, внеприродный мир. Именно творческое начало наиболее полно отражает сущность человека, что было замечено еще в глубокой древности. Ведь недаром в Библии подчеркивается, что Бог-Творец создал человека по образу и подобию своему, наделив его способностью творить, созидать, преобразовывать.

Творчество не ограничивается предметной деятельностью. Мышление, по самой своей природе, - процесс творческий, так как основой любого мыслительного акта является постановка проблемы, задачи и поиск их решения. Творчество – основа человеческой эволюции. Если бы человек не обладал способностью к творчеству, не возможно бы было развитие цивилизации. Далекий наш предок, изменив форму природного камня и превратив его в примитивное орудие труда, уже проявил себя как гениальный творец.

В творчестве создаются социально-значимые культурные ценности, открываются неведомые доселе факты, свойства и закономерности, разрабатываются новые методы познания и преобразования действительности.

Огромную роль творчества в жизни не только отдельной личности, но и человечества в целом признают представители любой науки. В различных областях человеческого знания творчество фигурирует как один из важных объектов изучения. Однако чаще всего интерес исследователей привлекает скорее продукты творчества, чем сам процесс. Исключением являются философия, изучающая наиболее общие категориальные характеристики такого явления человеческого сознания как творчество, и психология, акцентирующая внимание на конкретных психических механизмах и законах творческого процесса, устанавливающая взаимосвязь творчества с другими сферами человеческой психики.

Существует большое количество определений творчества. Но большинство авторов  солидарны в оценке творчества как духовно практической деятельности, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых культурных ценностей, установление новых фактов, открытие новых свойств и закономерностей, а также методов исследования и преобразования мира. Будучи верным, данное определение, тем не менее, не раскрывает сущности и глубинных основ творческого процесса.

Что же такое творчество? Это дар человека или его проклятие? Почти все, что окружает нас с детства, что делает человека человеком – это продукты творчества, как продуктом творчества является «вторая природа» - та искусственная среда, которую создает человек. Но в своем творческом порыве человек нередко уничтожает естественную среду своего обитания, ставит под угрозу само существование человечества, творит зло, как неразумный малый ребенок. Ведь процесс созидания нового  - это всегда, в той или иной степени, уничтожение старого.

Несмотря на то, что творчество традиционно относится к познавательным процессам, в нем участвуют все компоненты сознания.

Когнитивный компонент. Процесс творчества, как созидание нового опирается на имеющиеся знания. Важнейшим условием этого процесса является развитость сенсорной сферы, обеспечивающей богатство чувственного опыта. Ощущения и восприятие – это первичные элементы процесса познания, каналы, через которые в мозг поступает информация об окружающем мире. Информация эта анализируется, обобщается, подвергается мыслительной обработке и, в конечном счете, играет важную роль не только в творческом процессе, но и в формировании потребности к творчеству. Таким образом, основой творчества является процесс получения и переработки информации.

Однако психика человека представляет собой единое образование, и рассматривать познавательный процесс как простую цепочку сменяющих друг друга операций было бы неправомерно. Уже на уровне простого чувственного восприятия человек проявляет себя как активный субъект, не только избирательно реагирующий на внешние раздражители, но и стремящийся к получению все более новой и яркой информации, к созданию таких образов предметов и явлений, которые, не являясь простым зеркальным отражением материального мира, выступают как продукты творчества.  

 Творчество не возможно без накопления знаний, что требует активной деятельности процессов восприятия, внимания и памяти. Чем больший объем знаний хранится в памяти человека, тем больше его потенциальные возможности творчества. Творчество непосредственно связано с мыслительной, аналитико-синтетической деятельностью, в процессе которой человек анализирует имеющуюся у него информацию, сопоставляет, сравнивает, делает выводы, находит новые решения.

Важнейшую роль в процессе творчества играет воображение. В психологии воображение определяется как психический процесс создания образов предметов и ситуаций путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Именно воображение позволяет человеку отойти от традиционных, общепринятых образцов и взглянуть на мир по-новому.

Аффективный (эмоциональный) компонент. Творчество связано не только с познавательной сферой, на него активно влияет эмоциональное состояние человека. Чтобы у человека возникла потребность к творчеству, нужны особые жизненные обстоятельства, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на психику человека. Некоторые философы, рассуждая о природе творчества, считают, что для него необходим конфликт, то есть такая ситуация, из которой человек стремится, но не может найти выход. Ситуация внутреннего, душевного конфликта не всегда сопутствует творческому процессу, но на него накладывает отпечаток присущее этому процессу противоречие. Ведь создание нового возможно только через отрицание старого, что нередко связано с непониманием и неприятием общества, трагедией творца, идущего против общепринятых традиций, устоев и т.д. Аффективный компонент поддерживает настроение субъекта, создает эмоциональный фон деятельности.

Волетивный (voluntas – воля) компонент определяет процесс формирования цели и направляет усилия субъекта на конструктивно-творческую деятельность.

Когнитивный и аффективный компоненты характеризуют сознание со стороны содержания. Причем, первый компонент более «молодой», второй – намного «старше». Они предопределяют творческий характер отражения. От них зависит способность конструирования познавательных моделей (образов).

Сложность изучения процесса творчества связана с тем, что он протекает не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. На уровне сознания человека хранятся и обрабатываются разнообразные знания, получаемые им из внешнего мира. Человек может не только отслеживать, но и сознательно регулировать процесс их обработки. На этом уровне преобладает целенаправленная осознанная мыслительная деятельность. На уровне подсознания также хранится информация, но в иной, невербальной форме, в виде образов, символов, архетипов (К.Юнг). Если на уровне сознания мы достаточно четко можем дифференцировать понятия, мысли, суждения и наши эмоции, то на уровне подсознания образы мира и наше эмоциональное отношения к ним слитны, нераздельны. Процессы подсознания неосознаваемы человеком, к информации, хранящейся на этом уровне, человек не имеет «свободного» доступа. С уровня подсознания на уровень сознания информация поступает стихийно в виде образов, неосознанных желаний, побуждений, особых эмоциональных состояний. Спонтанность, стихийность этих процессов затрудняет их изучение, а они-то, нередко являются основой творческого акта, переживаемого как внезапное озарение, неожиданной пришедшее решение. Метод познания, в котором важную роль играет подсознание, называется методом инсайта или интуицией. Художники такое состояние озарения называют вдохновением.

 

 

 

2. Творчество можно рассматривать не только как особое психическое состояние, характеризующееся повышенной интеллектуальной и эмоциональной активностью, но и как процесс, имеющий свои стадии. Несмотря на своеобразие проявлений творческого процесса в различных сферах деятельности человека (например, в науке и искусстве), все  изучающие этот процесс психологи и философы отмечают общие закономерности, характерные для любого вида творчества.

В течение длительного времени, вплоть до конца XIX века творческий процесс считался явлением спонтанным, а значит и лишенным каких-либо закономерностей и, соответственно, не поддающимся изучению с позиции психологии. Действительно, если творчество – это озарение, глас Божий, прозвучавший в душе художника, то наука не в состоянии изучить это явление. Так считают и до настоящего времени ряд западных психологов, например П. Гартман. Однако уже в конце XIX века появились попытки создания научной теории творчества. Русский инженер П.К. Эгнельмейер предложил план разработки специальной науки о творчестве – эврологии (от слова «эврика»). Но до настоящего времени ни у нас, ни в западной науке не создано общепризнанной теории творчества. Большинство психологов признают, что творческий процесс в различных видах деятельности имеет сходные закономерности, и можно выделить общие для любого вида творчества этапы.

Немецкий психолог К. Дункер выделил четыре фазы творческого процесса: 1) анализ задачи; 2) пробы и ошибки при решении задачи; 3) изменение структуры исходного материала, которое делает возможным решение задачи; 4) синтез материала.(См: 64; 23 )

Скульптор М.Г. Манизер так описывает процесс творчества художника: « Какой-то круг мыслей и чувств занимает и волнует каждого художника в любой момент его жизненного пути. Иногда они делаются неотступными, и художник начинает мучительно искать в окружающей его действительности выражение этих мыслей и чувств. Наконец он замечает сюжет, то есть кусочек действительности, в котором первые находят свою форму, свое выражение, свое содержание. Обычно почти одновременно с сюжетом появляются в сознании и изобразительный пластический мотив будущего произведения». (См: 64; 24)

Несмотря на различие видов деятельности человека в любом творческом процессе можно выделить следующие фазы (этапы):

    1. постановка проблемы в научном творчестве или зарождение замысла в художественном;
    2. накопление информации, когда происходит «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме;
    3. сознательная и подсознательная работа над материалом; рождение решения, озарение;
    4. проверка решения и доработка, доказательство и обоснование теории, композиционная разработка найденного сюжета.

Творчество – это не сплошной, непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои и спады. Кульминация творческого состояния - вдохновение. Вдохновение – это особое психическое состояние, в котором слиты познавательная и эмоциональная сферы, оно характеризуется высшим уровнем работоспособности и очень ярко переживается субъективно. Человек ощущает себя почти всемогущим, ему по плечу решение любой задачи, созидание, деятельность не требует усилий и кажется непроизвольной. Можно сказать, что главными психологическими характеристиками творческого вдохновения являются особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания напряжения. Человек в состоянии вдохновения испытывает острую потребность в реализации своего творческого потенциала, он забывает и об окружающих и о своих проблемах, ему легко и свободно. Как писал А.С. Пушкин:

«И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут».

Состояние вдохновения непродолжительно. У различных людей оно длится от нескольких часов до нескольких дней. Это не дар богов, а результат напряженной работы мысли, поиска решения, обдумывания замысла. В результате напряженной интеллектуальной работы происходит как бы прорыв знаний с уровня подсознания на уровень сознания, мозг получает дополнительную информацию, подключаются резервы психики, и приходит вдохновение. Так как в период вдохновения человек тратит большое количество психической энергии, хотя сам этого и не замечает, то затем наступает период спада психической и трудовой активности.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"