Общая характеристика средневекового искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 16:15, шпаргалка

Краткое описание

2. Раннехристианское искусство. Катакомбы. Символика
3. Искусство и архитектура варваров.
4. Отличия романской и готической скульптуры
5. Готические витражи.
6. Эволюция средневековой миниатюры.
7. Романский период. Особенности романской архитектуры.
8. Конструктивные особенности готической архитектуры. Схематично изобразить систему опор и подписать названия частей.
9. Базилика. Нарисовать схему и подписать названия частей.
10. Рассказать про Библию, из каких книг она состоит и как изображались евангелисты. Чем отличаются канонические тексты от апокрифических.
11. Характеристика французской и итальянской готики с примерами.
12. Характеристика немецкой и английской готики с примерами.
13. Собор Парижской Богоматери
14. Шартрский собор
15. Кельнский собор

Вложенные файлы: 1 файл

Общая характеристика средневекового искусства.docx

— 23.40 Кб (Скачать файл)
  1. Общая характеристика средневекового искусства. 
    2. Раннехристианское искусство. Катакомбы. Символика 
    3. Искусство и архитектура варваров. 
    4. Отличия романской и готической скульптуры 
    5. Готические витражи. 
    6. Эволюция средневековой миниатюры. 
    7. Романский период. Особенности романской архитектуры.  
    8. Конструктивные особенности готической архитектуры. Схематично изобразить систему опор и подписать названия частей. 
    9. Базилика. Нарисовать схему и подписать названия частей.  
    10. Рассказать про Библию, из каких книг она состоит и как изображались евангелисты. Чем отличаются канонические тексты от апокрифических. 
    11. Характеристика французской и итальянской готики с примерами. 
    12. Характеристика немецкой и английской готики с примерами. 
    13. Собор Парижской Богоматери 
    14. Шартрский собор 
    15. Кельнский собор

Раннехристианское искусство. 
Первые христиане переняли у иудеев обычай хоронить умерших в катакомбах (подземных ходах). Тела замуровывались в стены или находились в каменных саркофагах. В связи с тем, что христиане подвергались гонениям, богослужения тоже проводились в катакомбах, а не в храмах. Стены были расписаны. Все росписи имели скрытый смысл. В основном это сюжеты из Библии и просто знаки. Например, «Оранта» - изображение души погребенного человека, всегда с поднятыми руками . «Агнец» (ягненок) – невинная душа, праведник, жертва. Корабль – символ церкви, вода – символ крещения. Символы Иисуса Христа: виноград (вино – кровь Христа), голубь (святой дух), якорь (опора), рыба (анография имени Христа), бедный пастырь (пастух)  
Первые христианские храмы часто строились из дерева. Храм символизировал тело Христово. Было 3 основных типа: базилика (вытянутое, прямоугольное в плане здание с двускатной крышей), баптистерий (круглое в плане здание с куполом) и мавзолей (усыпальница). Базилики внутри по всей длине делились рядами колонн на три или пять проходов. Эти проходы назывались нефами. Центральный неф был шире и выше остальных. Единственный интерьер этого времени, который дошел до нас – интерьер церкви Санта Мария Маджоре, 5 век  
Сохранились многочисленные мозаики раннехристианских церквей. Например, мозаика из храма Санта Пуденциана: в центре – Христос, по сторонам апостолы (ученики), на заднем плане Голгофа с крестом (холм, где был распят Христос). Или знаменитые мозаики из церкви святого Виталия в Равенне, изображающие императора Юстиниана и императрицу Феодору со свитами

2.Искусство варваров. 
Варварским условно назван период оседания племен, переселившихся с востока. Он длился с 5 по 11 век. 
Остготский король Теодорих под влиянием Византии признал христианство, которое в то время имело в основном монашескую форму. Знаменитый мавзолей Теодориха в Ровенне увенчан куполом, целиком выдолбленным из пятнадцатиметровой каменной плиты . В декоративном искусстве используются формы всевозможных плетенок и необработанные драгоценные камни. 
Во времена Каролингской империи принята новая организация монастырей, которых было больше 260. Монастыри становятся неприступными крепостями и имеют все необходимое для жизни. Храмы ориентируются с запада на восток. Скульптура очень условна и декоративна, например, статуя Карла Великого или статуя святой Веры (девочки-мученицы . Не передается возраст и пол, много драгоценных камней. 
В 10 веке храмы строили без излишеств, в основном трехнефные. Они напоминали крепости. Например, церковь святого Кириака в Гернеробе, построенная в горах . В отличие от более поздней романской архитектуры, варварская была с деревянными перекрытиями. 
К концу этого периода относятся знаменитые Хильдесхеймские врата (Бронзовые двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхейме). На них изображено в низком рельефе 14 сцен из святого писания. Они были «библией для неумеющих читать» . Большеголовые, с непропорционально тонкими руками и ногами, человеческие фигурки хильдесхеймских дверей необычайно подвижны и деятельны

 

 

Немецкая готика 
Готический стиль появился в Германии позднее, чем во Франции. Часто строились однобашенные соборы, амбулатории замененялись трехлепестковой апсидой, водосливы порой имели неприличный вид, для строительства использовался кирпич (во Франции известняк). 
Кельнский собор строился с 1248 по 1880 годы, но в нем до сих пор что-то достраивают, т.к. есть легенда, что дьявол пообещал наступление конца света, когда работы будут закончены. Над ним трудилось около 80 архитекторов. С высотой в 157 метров, он был самым высоким зданием мира до появления Эйфелевой башни. Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции. Для того чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры. А для того чтобы стены выдерживали огромный вес высоких сводов, применили систему внешних пилястр и арок — т. н. арочно-контрфорсная система. При этом арки имели не полукруглую форму, а заостренную в середине, что позволяло равномерно перекрыть ими всю поверхность здания, и подчеркнуть устремленность всей конструкции ввысь к небу. Эта гигантская архитектурная конструкция должна была вызывать у людей благоговение перед Царствием небесным. В Кельнском соборе хранится ларь с останками библейских трех волхвов. Он считается самым драгоценным христианским изделием декоративно-прикладного искусства: облицован толстым слоем золота и украшен драгоценными камнями. 
 
Скульптура в Германии развивалась своим путем. Самой знаменитой по праву считается скульптура наумбургского собора. Она очень реалистична и раскрашена. Жесты фигур просты, но лица портретны и выражают разнообразные эмоции. На западном хоре – фигуры донаторов (заказчиков, спонсоров . Кроме библейских сюжетов в оформлении появляются такие как «Медведи, играющие в карты» на капителях колонн.  
 
На фасаде Реймского собора скульптуры повернуты друг к другу - пример священного собеседования. Наиболее интересны скульптурные группы Благовещения и Встречи Марии и Елизаветы. Скульптор придал статуям живые лица, изобразил завитые волосы и модную обувь..


Английская готика 
 
Готический стиль приходит в Англию позднее, чем в Германию. В Англии почти не используются полукруглые апсиды (алтарные выступы), обычно они квадратные. Храмы имеют сложные планы, а фасады вытянуты по горизонтали. 
 
Собор в Солбери посвящен Деве Марии. Будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается чистейшим образцом английской готики. Он был заложен в 1220 году, освящён в 1258 году и окончательно достроен в начале XIV века. Шпиль собора считался самым высоким в Англии. Башни на фасаде не выделяются, скульптура равномерно распределена по всему фасаду. 
 
Собор в Линкольне (строился с конца XII века по 1311 год. До обрушения в 1549 году центрального шпиля 160-метровый собор был самым высоким зданием на Земле. До его постройки рекорд высотности на протяжении тысячелетий принадлежал пирамиде Хеопса. Основной мотив интерьера – декор сводов.

Французская готика 
 
Готика – стиль, пришедший на смену романике и существовавший с XII по XV век. Термин «Готический» в переводе означает варварский (Goten — варвары). Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю (пламенеющую) готику. 
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны стрельчатые арки (с заострённым верхом), узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.  
Храм являлся настоящим синтезом (соединением) искусств: архитектуры, скульптуры, искусства витража, органной музыки и хорового пения, звучащих в католических соборах. Храмы строились на общественные пожертвования. 
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией. C появлением крестового свода, системы колонн и контрфорсов (вертикальных конструкций, представляющих собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной), соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь. Готический стиль зародился до Франции.                                                                                  

 

  Самый знаменитый  французский готический храм  – собор Парижской Богоматери. Он строился с 1163 по 1345 годы архитекторами  Жаном де Шелем, Пьером де Монтреем и др. Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи. Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.  
Шартрский собор был построен с 1194 по 1220 годы. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции (36 м). Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики. Шартрский собор имеет девять порталов, украшенных скульптурой. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня. Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет примерно 2000 м2 Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года.

Витражи. 
 
Особая форма мозаики из цветного стекла, вставленного в сетку свинцового переплета, полностью заполняющее окно. Многоцветные, большие по размеру, сюжетные витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». Средневековый витраж связан с символикой света: икона, которая сама светится священным светом истины. В немецких витражах картины с сюжетами из Библии вставлены в отдельные медальоны, читающиеся сверху-вниз, а вся остальная поверхность окна – орнамент. Во Франции – в центре окна основной сюжет, а по кругу его развитие. . Важную роль играли надписи (т.н. бандероли). 
Витражи Шартрского собора абсолютно уникальны: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, самыми известными являются витражное окно 1150 года «Богоматерь» и композиция «Древо Иесеево». Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

 

Эволюция средневековой миниатюры. 
 
Раньше были свитки, а с началом средневековья изобрели кодекс (книгу). Первое время делали копии со свитков, текст и изображения не отделялись друг от друга. В 6 веке впервые стали размещать текст сверху, а изображение снизу в собственной рамке. 
В 7 веке расцветает англо-ирландская миниатюра. Она вся состоит из традиционных кельтских языческих орнаментов, которые забивают текст. Заглавные буквы превращаются в орнамент, изображения людей напоминают коврики с ножками. Например, Евангелие из Дурроу

В 8 веке Король франков Карл Великий создает Каролингскую империю. В это время 2 основные школы живописи: 
1) Ахенская школа. Ее характеризует «Коронационное евангелие Карла Великого», созданное в античных традициях. Все страницы окрашены дорогим пурпуром, изображения в рамках, действующие лица на фоне природы, есть перспектива. 
2) Реймская школа. Художникам реймской школы принадлежат знаменитые Утрехтская псалтырь и Евангелие Эбо. Фигуры очерчены взвихренными линиями, словно под порывами ветра. Каждое изображенное животное означает либо грех, либо добродетель. 
В 9 веке была создана знаменитая Хлудовская псалтырь. Иллюстрации на полях органично слиты с текстом. Они свободно разбросаны по поверхности листа и образуют с текстом единую композиционную структуру. В лепке фигур видно знание анатомии человеческого тела 

В 10 веке императором становится Оттон I, который делает христианство государственной религией. При нем 4 значительные школы живописи: 
1) Лотарингфская. Копирует византийскую манеру (похожа на древнерусскую иконопись). Обратная перспектива. 
2) Школа Рейхенал. Воспроизводит античную живопись. Например, Евангелие Оттона . Нет гармонии цвета, фронтальные композиции. 
3)Регинсбургская школа. Впервые используют золотые фоны, когда лист золота накладывается на пергамент. Евангелие Аббатисы Уты.  
4)Кельнской школе характерна большая выразительность и свобода композиций. 
В романский период книга впервые становится текстом, раньше все буквы напоминали орнамент. Появляется больше графичности в иллюстрациях, используется сплошная заливка цветом.


Информация о работе Общая характеристика средневекового искусства