Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:42, реферат
"Иван Абрамович Морозов - (1871-22.06.1921) Мануфактур-советник. Потомственный почетный гражданин. Председатель Правления Товарищества Тверской мануфактуры, директор Правления Мугреево-Спировскоголесопромышленного товарищества. Член Московского Биржевого комитета. В 1898 Г. председатель Московского Купеческого собрания. Московский домовладелец (Пречистенка, 21). Член Попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского Коммерческого института, а также Общества вспомоществования нуждающимся студентам Московского Технического училища и пр. Меценат. Крупнейший коллекционер новой западной живописи. Казначей Московской консерватории. Оказывал большую материальную помощь Филармоническому и Русскому Музыкальному обществам. Умер в Германии." Н. Филаткина, М. Д роздов. Морозовы. Династия фабрикантов и меценатов. Опыт родословия. Ногинск, "Богородский печатник", 1995. С.24.
"В Россию Дега был
занесен в последнее
Знаточество, коллекционирование, меценатство... - В разные периоды развития культуры России эти три понятия были нередко присущи одновременно какой-либо одной личности. Это неудивительно - коллекционирование практически невозможно без знаточества, а меценатство нередко сопровождало деятельность коллекционеров, было неотъемлимой, органической частью их жизни, их общественной деятельности.
"Иван Абрамович Морозов
- (1871-22.06.1921) Мануфактур-советник. Потомственный
почетный гражданин. Председатель Правления
Товарищества Тверской мануфактуры, директор
Правления Мугреево-
Проблема культурной миссии купечества в истории отечественной культуры.
Выдвижение династии Морозовых на первые роли в российской экономике происходило в результате двух непосредственно не связанных друг с другом, более того, разделенных двумя десятилетиями событий, в равной мере, однако, повлиявших на судьбы российской промышленности и торговли, а в конечном итоге - и культуры. Первое произошло в России в 1822 г. Это введение покровительственных тарифов. Второе - в 1842 г. в Лондоне: был отмене закон, запрещавший вывоз из Англии прядильных и ткацких машин. 1830-1840-е гг. в России - время промышленного переворота. На эти годы приходится бурный рост текстильной промышленности и начало формирования новой территориально-экономической общности - Центрального или Московского промышленного района. Отмена крепостного права придала особенную динамичность этому процессу. Главное же, она окончательно изменила облик, экономическую и социальную структуру и характер культурного ландшафта России, превратив Москву в столицу российского купечества. Морозовы - активные творцы этого превращения. Энергией, умом, трудом и талантом Морозовых создавалась новая экономическая реальность и происходила трансформация культурной среды древней столицы. По их заказу и на их деньги изменялась среда обитания человека. Создавались новые типы зданий, трансформировался архитектурный облик Москвы. За ее пределами складывался новый тип поселений, названный современниками фабричным селом. Предпринимательская деятельность Морозовых, протекавшая в трех основных центрах - в сельце Зуеве и погосте Никольском (будущий город Орехово-Зуево) на границе Московской и Владимирской губерний, в Глухове близ уездного Богородска и в окрестностях Твери, - неотделимая от их благотворительной и культурной деятельности, складывается из трех основных компонентов. Внедрение машин и превращение мануфактуры в фабрику повлекло за собой появление специальных производственных корпусов - фабричных, сразу же ставших весьма активным градостроительным фактором. Близ фабрик стали создаваться поселения, нередко превосходящие по размерам и численности населения расположенные поблизост иуездные, а иногда и губернские города. (...) Труды первых морозовсский чтений
Осмысление национальной истории и культурного развития России побуждае тнас обращаться к изучению морозовского наследия. Эта династия оставила глубокий след в истории, экономике и культуре нашей страны. Морозовы были талантливыми организаторами промышленности, богатыми текстильными фабрикантами (выходцами из крестьян, гордившимися своим мужицким происхождением).
На Руси почитают не богатство, а личности. А в этом роду было много ярких, выдающихся личностей, для которых богатство служило источником для благотворительности, поражающей своими масштабами. Почитали Морозовых и за то, что жизнь большинства из них - это дорога к Храму, ибо они несли людям добро. Они возводили как храмы церковные, так и храмы науки, культуры, просвещения. Наряду с промышленными делами Морозовы живо интересовались искусством, были страстными коллекционерами, театралами, строили музеи, университеты, училища, больницы, богадельни, детские приюты, роддома, театры, библиотеки общего пользования. Делали они это как на благо людей, так и для души, и даже - для спасения души.
В.О. Ключевский писал: "Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо". Морозовы оставили в Москве множество памятников деяний на общее благо. В столице насчитывается более 70 морозовских зданий. Причем этот многочисленный род для себя использовал лишь треть из них, а остальные две трети (более 40 зданий) использовались в культурных, просветительских и благотворительных целях.
Иван Абрамович Морозов собрал прекрасную коллекцию новейшей французской живописи, включавшую полотна Ван Гога, Гогена, Ренуара, Сезанна, Матисса, Пикассо и др., которая хранилась в его особняке на Пречистенке, 21. После революции коллекцию национализировали и преобразовали во II Музей новой западной живописи. В настоящее время эти картины находятся в Музее изобразительных искусств им. Пушкина и Эрмитаже. Собирал Иван Абрамович Морозов и произведения русской живописи: полотна Коровина, Левитана, Головина, Врубеля, Ларионова, Сомова, Гончаровой, Грабаря, Виноградова и др. Многие из этих полотен стали достоянием Третьяковской галереи.
Морозовы выступают и сами заказчиками живописных полотен. Для них творил В. Серов, написавший великолепные портреты М.Ф. Морозовой, И.А. Морозова, М.А. Морозова, Е.С. Морозовой, Мики, Юры, Маруси Морозовых. Нужно сказать, что Серов отказывался писать портреты людей серых, банальных, он был придирчив к модели. Но портреты Морозовых писал охотно.
Наша страна располагает богатейшим культурным наследием, в состав которого входят разнообразные памятники материальной и духовной культуры. Формировалось оно на протяжении длительного времени. Большую роль в создании национального культурного фонда, пополнении национальных художественных коллекций, развитии нравственно-этических традиций русской культуры сыграли представители общественной мысли, литературы, искусства, науки. Особое место в этом ряду принадлежит отечественным коллекционерам и меценатам, усилиями которых в нашей стране сконцентрированы обширные и высокоценные собрания книг и произведений искусства, учреждены театры, музеи, библиотеки и другие центры духовной жизни. Династия Морозовых неразрывно связана с развитием культуры в нашей стране.
Обладая высоким эстетическим чувством и ощущая нравстенную потребность способствовать прогрессу просвещения и культуры, Морозовы стремились обогатить жизнь людей созданием художественных собраний, изданием книг; выступали инициаторами и организаторами крупных начинаний в области культуры; оказывали всемерную поддержку писателям, художникам, музыкантам. Надо отметить, что Морозвы принадлежали к числу видных отечественных предпринимателей, деятельность которых как профессиональная, так и культурническая, разворачивалась во второй половине XIX века. Именно в этот период собирание и популяризация искусства и достижений культуры достигли наибольшего размаха за всю историю России.
О русских коллекционерах и меценатах, их вкладе в создание национального культурного фонда, в обогащение и развитие культурных традиций написано много работ. Однако эта тема далеко не исчерпана. В настоящее время, когда в нашем обществе ощущается интерес к прошлому, когда возникла потребность нового осмысления различных сторон отечественной истории, нужны новые работы в этой области. И дело тут не только в том, чтобы еще раз перечислить заслуги отдельного лица в конкретной области и отдать ему должное, но и попытаться оценить его часто сложную и противоречивую деятельность в контексте исторического развития; обрисовать тот своеобразный "исторический фон", который придавал этой деятельности особую значимость. Они не только "собирали, поощряли и пропагандировали", но и постоянно боролись с противодействующими силами; ломали стену непонимания и вражды, состоявшую из традиций и сословных амбиций. Являясь в большинстве своем капиталистами и по рождению, и по роду занятий, они сумели подняться над узкоклассовыми интересами определенных социальных групп и сознательно действовали для достижения общенациональных целей.
У Ивана Абрамовича Морозова были сдержанные, довольно надменные манеры, безупречно элегантная одежда. Учился Иван в Цюрихском политехникуме и сразу же после его окончания, поселившись в Твери, вступил в управление мануфактурой. Рабочие считали его скуповатым, прижимистым. Ходил среди них такой анекдот: как-то на воскресной службе в монастыре близ фабрики "пошли с блюдом" - собирали пожертвования в пользу церкви. Арсений Морозов хватился - забыл кошелек. Шепчет Ивану: "Послушай, выручи, дай золотой". - "Хорошо, - отвечает Иван спокойно, - но дома отдашь мне пятнадцать рублей".
Может быть, благодаря расчетливости и предприимчивости молодого директора-распорядителя, ставшего вскоре "душой" всего дела. В 1900 году Иван Абрамович переехал в Москву. Теперь он бывал в Твери лишь наездами, но по-прежнему твердой рукой управлял фирмой и добился немалых успехов.
Иван Абрамович был одним из самых известных московских меценатов. В след за братом Михаилом он прикепел душой к коллекционированию живописи. Эта страсть украшала и заполняла всю его жизнь.
Почему становились меценатами российские купцы-коллекционеры? Из честолюбия (в награду за подаренную государству кколлекцию можно было получить дворянство), из снобизма или отдавая дань моде. Как пишет С.С. Дмитриев, эти не слишком высокие побуждения переплетались подчас "с истинной и даже самоотверженной любовью к искусству". Так было и в случае с Иваном Морозовым.
У него были некоторые способности к рисованию. Во всяком случае, под руководством К.А. Коровина Иван писал неплохие для дилетанта пейзажи. Учитель был всего на 10 лет старше своего подопечного, и они сдружились на долгие годы. Портрет Морозова, написанный Коровиным, находится в Третьяковской галерее. Картины Коровина, посвященные русской природе и его театральные эскизы стали первыми приобретениями будущего коллекционера. За ними последовали пейзажи Левитана.
Постепенно коллекция продолжала пополняться. Известный искусствовед А. Эфрос вспоминал, что И.А. Морозов "появлялся своей большой и рыхлотелой фигурой на выставках как-то по-своему, неожиданно,никогда не в дни вернисажей и сутолок, когда можно было видеть всю Москву. Он приходил в какой-нибудь будничный день и не спеша, один, начинал хождение по пустым комнатам...".
Морозов особенно любил Коровина и Головина (которых, по словам, И.Э. Грабаря, "собрал исчерпывающе"), покупал картины Врубеля, Сомова, Ларионова, Гончаровой, Сапунова, Малявина, Грабаря, Аладжалова, Виноградова и др. Он стал первым покровителем безвестного тогда художника из Витебска Марка Шагала.
В 1906 году Иван Абрамович оказал финансовую помощь С.П. Дягилеву в устройстве в Париже выставки русского искусства и после ее проведения был избран в почетные члены Осеннего салона, так же как С.С. Боткин и В.О. Гиршман.
Во второ половине 1900-х голов организуемые Дягилевым в Париже "Русские сезоны" стали не только триумфом национального искусства, которому аплодировали французы, но и внедрили в культурную жизнь Франции "моду на Россию". Зачастивший в Париж Морозов встречался там с Дягилевым, Бенуа, Бакстом, Серовым. Местом его свиданий с французскими художниками стал ресторан Ларю.
До смерти старшего брата Михаила, Иван приобретал главным образом картины отечественных мастеров. Когда брата не стало, Иван как бы принял из его рук эстафету страстной приверженности импрессионизму. Однако метод собирательства у них был разный. Михаил был импульсивен, горяч, он руководствовался интуицией. Иван дейстовал спокойно и обдуманно. По словам К.А. Коровина, он "любил и понимал живопись, он создал галерею - собрание прекрасных французских импрессионистов".
Отношение Морозова к двум частям его собрания было различным. Русская часть носила на себе отпечаток вкусов и пристрастий Ивана Абрамовича, а иногда выбор картин определялся дружескими связями с художниками. Подход к французской части коллекции был иным: искусство импрессионизма и постимпрессионизма отражено в ней полно, равномерно и всеохватывающе; выбраны лучшие, наиболее характерные работы больших мастеров, их творчество представлено в развитии.
Из каждой поездки во Францию Иван Абрамович возвращался в Москву с многочисленными трофеями. Сначала он приобретал картины с парижских выставок, постоянным посетителем которых был в течение многих лет. Потом стал делать закупки в салонах известнейших парижских торговцев картинами - Поля Дюран-Рюэля и Амбруаза Воллара. С ними обоими Морозов постепенно сдружился. Он нередко бывал в гостях у Дюран-Руэля в числе близких приятелей хозяина - украшением этого дома была коллекция картин, не предназначавшихся для продажи. Амбруаз Воллар был не похож на своего гостеприимного конкурента. Клиентов он принимал в замусоренной лавке на улице Лаффит, где на картинах лежал толстый слой пыли. Лишь с небольшой натяжкой можно было назвать это помещение салоном. Хозяин - угрюмый, неприветливый, нищенски одетый, всем своим видом показывал, что общение с клиентами никакого удовольствия ему не доставляет. Но если Воллар видел в покупателе подлинного ценителя искусства, то он преображался: глаза его зажигались, уродливое лицо становилось по-своему симпатичным. Таким клиентам был открыт доступ в заднюю комнату, где хранились настоящие сокровища живописи. Иван Абрамович был среди этих счастливчиков, многие шедевры своей коллекции он обрел в "тайнике" Воллара.
Иногда Морозов покупал и заказывал картины непосредственно в мастерских художников. Привезенные из Франции полотна он развешивал в своем доме на Пречистенке.
К 1917 году коллекция Морозова составляла более 100 работ русских художников и около 250 произведений новейшей французской живописи. Б. Кин рассказывает, что сперва в выборе коллекционера явно ощущалось влияние вкусов покойного брата. Иван приобрел большое число работ французских художников, имена которых украсили собрание Михаила.
И.А. Морозов стал главным патроном Пьера Боннара в России. В морозовской коллекции было тринадцать работ этого мастера, в том числе два прекрасных пейзажа: "Утро в Париже", исполненное движения, свежести и энергии пробуждающейся к жизни, и "Вечер в Париже" - вид усталого города в серо-голубоватых сумерках угасающего дня. Кисти Боннара принадлежали три декоративные панели н атему "Средиземное море", украшавшие лестницу дома на Пречистенке; на главной из них был изображен цветущий сад, освещенный полуденным солнцем, на фоне голубого сияния моря.