Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 12:13, реферат
Средние века - это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху - в Новое время
1. Классическое феодальное право.
Средние века - это эпоха, когда
в рамках складывающихся национальных
государств постепенно формируются
основы будущих национальных правовых
систем. Этот длительный процесс завершается
в большинстве стран уже в
следующую историческую эпоху - в
Новое время. Но именно в средние
века определяются контуры и будущих
крупных мировых правовых систем
(семей права) - континентальной и
англосаксонской, складываются их специфические
и несхожие правовые институты.
Исходный "строительный материал"
средневековое право черпало в правовых
обычаях, которые долгое время оставались
важнейшим источником права. За несколько
веков в странах Западной Европы происходит
сравнительно плавный и безболезненный
переход от варварских (племенных) правовых
обычаев к правовым обычаям феодальным,
имеющим уже не персональный, а территориальный
принцип действия. Расцвет феодализма
в Европе в XI- XII вв. означал и повсеместное
преобладание обычного права. К этому
времени в западноевропейском обществе
были утрачены многие элементы правовой
культуры и даже письменности, получившие
когда-то широкое развитие в античном
мире, а поэтому и сама устная форма, в
которой длительное время выражались
обычаи, была практически единственно
возможной.
Правовые обычаи достаточно органично
интегрировались в феодальные отношения,
закрепляли все их основные виды. Прежде
всего обычай (часто обычай-договор) регулировал
личностные и поземельные связи между
самими феодалами-сеньорами и вассалами
(ленное право). В равной мере правовые
обычаи охватывали отношения между феодалами
(собственниками земли) и крестьянами,
ее держателями. Эта часть правовых обычаев
(манориальное право) в наибольшей степени
отражала зависимое положение крестьян,
привязанных к земле и вынужденных работать
на собственника (манора).
Со временем правовые обычаи записывались
и включались в хартии и в другие жалованные
грамоты, в которых сеньоры определяли
привилегии и обязанности вассалов, горожан
и крестьян. В силу сходства самых простейших
форм регуляции феодальных отношений
правовые обычаи даже при сохранении местных
различий отличались тождественностью
многих своих институтов и подходов. И
это позволяло уже средневековым юристам
находить в них определенную систему.
Так, в XI веке появляются первые сборники
(обычно в городах) с изложением основных
принципов феодального права. Примером
могут служить "Обычаи Барселоны"
(1068 год), а также работа миланского ученого
Умберто де Орто под названием "Обычаи
феодов", в которой автор по существу
впервые сделал попытку систематического
изложения обычного феодального права.
В более поздний период появляются другие
частные записи правовых обычаев с попыткой
их теоретического осмысления ("Саксонское
зерцало" в Германии, "Кутюмы Бовези"
во Франции и т.д.).
Реально действовавшие вплоть до буржуазных
революций правовые обычаи, получившие
основательную доктринальную обработку,
стали одним из элементов национальной
правовой культуры в общеевропейском
масштабе.
Особую роль в становлении общеевропейской
правовой культуры сыграло городское
право. В основном это было писаное право.
Его положения фиксировались городскими
статутами, королевскими или иными сеньориальными
хартиями, пожалованными городу.
Городское право, несмотря на закрепление
в нем некоторых чисто феодальных институтов,
по своему основному содержанию не являлось
феодальным правом, оно скорее предвосхищало
будущее буржуазное право, разрабатывало
именно его принципы. Города широко использовали
различные сборники международного торгового
права и морских обычаев, составленные
в городах Италии, Испании и т.д., и тем
самым внесли заметный вклад в формирование
единых правовых традиций в странах Западной
Европы.
Особое место в процессе формирования
общеевропейской правовой культуры в
средние века занимало каноническое право.
Оно возникло первоначально как право
христианской церкви в целом. Затем, после
раскола церкви сложились две самостоятельные
ветви канонического права. В Западной
и Центральной Европе каноническое право
получило под влиянием "папской революции"
особенно большое развитие и превратилось
в самостоятельную и эффективно действующую
систему средневекового права. Восточная
ветвь канонического права, оформившаяся
в рамках греко-православной церкви, действовала
в Византии, а также в ряде других стран
Юго-Восточной и Восточной Европы, но не
имела здесь такого авторитета, как каноническое
право на Западе.
Большая значимость норм канонического
права в западноевропейском обществе
определялась рядом факторов. Прежде всего,
каноническое право здесь разрабатывалось
и поддерживалось могущественной римско-католической
церковью и папством, о политической силе
которых уже говорилось. Каноническое
право отличалось универсальностью и
экстерриториальностью, поскольку его
нормы действовали во всех странах, принявших
католицизм. Оно не знало государственных
границ и соединяло в единое целое всех
католиков. Каноническое право отличалось
также широтой регулируемых им общественных
отношений. Оно включало в себя вопросы
как духовной, так и светской жизни, было
обязательным как для клириков, так и для
мирян. Наконец, особый вес каноническому
праву придавала его традиционность, поскольку
оно своими корнями уходило в античность,
в греческую философию и в римскую правовую
культуру. Каноническое право вобрало
в себя и передало последующим поколениям
целый ряд норм римского права, его язык,
что нашло свое отражение в формуле: "церковь
живет по римским законам" (ecclesia vivit
legae romanae).
Источники канонического права ("старого
права" - jus anti-quurn) восходят к раннехристианской
литературе (Священное писание, Деяния
Святых Апостолов, Послания к римлянам
и др.). После эдикта императора Константина
о свободном исповедании христианства
(313 год) нормы церковного права (jus ecclesiasticum)
закреплялись в императорских законах,
в писаниях отцов церкви (Св. Августина
и др.), постановлениях региональных и
вселенских церковных соборов, где был
установлен ряд основных догматов христианства
и правил церковной жизни (начиная с Никейского
в 325 году). Каноническое право развивалось
также в решениях римских пап, получивших
позднее название декреталий и сводившихся
в особые сборники. Из них наибольшую известность
получил сборник Дионисия младшего (середина
VI века). По решению Карла Великого в 802
году данный сборник получил официальное
признание во Франкском государстве. В
середине IX в. под видом собрания декреталий
первых римских пап был составлен сборник
декреталий, приписываемый испанскому
епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий
долгое время принимались за подлинные
и использовались как источник канонического
права вплоть до XV в., когда они утратили
свою силу и получили название Псевдоисидоровы,
или Фальшивые декреталии.
В XI-XII вв. в период "папской революции"
складывается "новое право" (jus novum).
Именно в это время заканчивается процесс
складывания канонического права в качестве
самостоятельной правовой системы западноевропейского
общества. Более четким становится его
юридическое содержание. Утверждается
само понятие "каноническое право"
(jus canonicum). Главенствующим источником нового
канонического права становятся папские
конституции (буллы, бреве, энциклики,
рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается
преподавание канонического права в университетах.
Решающую роль в переходе к новому каноническому
праву сыграл составленный в 1140-1141 гг.
декрет Грациана ("Гармония несогласующихся
канонов" - Concordia discordantium canonum), в котором
были сведены воедино около 3800 канонических
текстов. В последующем значительный вклад
в преподавание и развитие канонического
права внесли путем толкования и комментирования
декрета Грациана профессора канонического
права (канонисты).
В XII-XIII вв. папское правотворчество получило
особенно широкий размах, в связи с чем
возникла необходимость дальнейшей систематизации
канонического права. По указанию папы
Григория IX в 1234 году был составлен сборник
декреталий, не вошедших в декрет Грациана
и объединенных в пяти книгах (Liber extra).
В 1298 году при папе Бонифации VIII в дополнение
к этому сборнику на базе более поздних
церковных постановлений была создана
шестая книга (Liber sextus), а при папе Иоанне
XXII в едином сборнике были сведены декреталий
и другие акты последующих римских пап,
начиная с Климентия (Constitutiones Clementinae).
Процесс систематизации канонического
права в средние века имел своим конечным
результатом составление в 1500 году обширного
свода, который с 1580 года был признан в
качестве официального источника права
римско-католической церкви. По аналогии
с Кодификацией Юстиниана он получил название
Свода канонического права (Corpus juris canonici).
Средневековое каноническое право охватывало
широкий круг вопросов и играло важную
роль в правовой жизни западноевропейских
стран. Оно регламентировало организацию
церковной власти (право римского папы
назначать на церковные должности, процедуру
рассмотрения споров между священниками
и т.п.), а также отношения церкви со светской
властью, статус церковной собственности
и режим владения и пользования церковными
землями, источники доходов церкви и т.д.
В каноническом праве содержались нормы,
относящиеся к уголовному праву, в частности
предусматривался список епитимий, налагаемых
за убийство, ложную клятву и некоторые
другие преступления. В нем закреплялись
нормы, относящиеся к договорному праву,
к завещаниям, наследованию и особенно
к брачно-семейным отношениям.
В XVI веке Реформация подорвала позиции
католической церкви и ослабила влияние
канонического права. На Тридентском соборе
(1545-1563 гг.), хотя и проходившем под лозунгами
контрреформации, был осуществлен коренной
пересмотр норм канонического права, сужена
сфера церковной юрисдикции. Собор учредил
Конгрегацию, которая официально толковала
нормы канонического права, в частности
решения самого собора. Потесненное Реформацией
каноническое право продолжало оставаться
в западноевропейском обществе в Новое
время не только своеобразным юридическим
феноменом, но и важным духовным фактором,
оказавшим непосредственное воздействие
на правовую культуру и на духовную жизнь
католических стран.
Одним из наиболее значительных и уникальнейших
явлений в правовой жизни Западной Европы
стала рецепция римского права, т.е. его
усвоение и восприятие средневековым
обществом. После падения западной части
империи римское право не утратило своего
действия, но с образованием варварских
государств сфера его применения в Западной
Европе сузилась. Оно сохранилось прежде
всего на юге, у испано-романского и галло-романского
населения. Постепенно синтез римской
и германской правовых культур привел
к тому, что римское право стало оказывать
влияние на правовые обычаи вестготов,
остготов, франков и других германских
народов.
Однако со временем собственно римские
источники права выходят из употребления
и забываются. Им на смену приходит упрощенное
и варваризированное римское право, которое
по приказу королей объединялось в специальные
кодексы. Наибольшую известность получил
Кодекс короля вестготов Аларика II, составленный
в начале VI века. Основным источником Кодекса
был опубликованный еще в 438 году Кодекс
Феодосия II, а также законодательство
других римских императоров, Институции
Гая, Сентенции Павла и т.д.
Римские тексты в Кодексе Аларика были
использованы с большими сокращениями,
поэтому он получил впоследствии название
"бревиарий", что означало "сокращенный"
(Breviarium Alarcianum). Следует отметить, что этот
весьма популярный в ряде стран Европы
памятник римского права нередко издавался
и под другими названиями (например, Lex
Romana visigothorum). С последующими изменениями
и искажениями он действовал вплоть до
начала широкой рецепции римского права.
Новая жизнь римского права в Западной
Европе, его второе рождение, начинается
в XI-XII вв. В основе этого бурно развивающегося
процесса лежал целый ряд исторических
факторов, среди которых особую роль сыграло
оживление экономической жизни, особенно
торговли. Зарождающиеся буржуазные отношения
не могли пробиться сквозь гущу правовых
обычаев и чисто феодального права, рассчитанного
на замкнутое общество. Римское же право
содержало в себе точные и готовые формулы
закрепления абстрактной частной собственности
и торгового оборота. Не случайно центром
зарождения римского права стали города-республики
Северной Италии, которые переживали в
XI в. экономический подъем и представляли
собой в то время наиболее развитый в хозяйственном
отношении регион Европы.
Однако рецепция римского права была вызвана
не только экономическим фактором, но
и социальными и духовными потребностями
общества, которое остро нуждалось в правовом
порядке, правовой стабильности, а соответственно
и в распространении юридического образования
и мышления. Рецепцию римского права поддержала
католическая церковь, увидевшая в нем
средство, способное поддержать каноническое
право и притязания пап на мировое господство.
Рецепцию римского права в конечном счете
санкционировала и королевская власть,
стремившаяся к централизации, а следовательно,
и к юридизации всей общественной и государственной
жизни. Именно римское право в это время
проявило себя как наиболее разработанное,
универсальное и рациональное право, содержащее
регуляторы, необходимые для общества
в целом и для основных его групп.
Римское право как никакой другой фактор
эпохи средневековья способствовало преодолению
государственных и иных территориальных
границ, созданию единого стержня европейской
правовой культуры, юридической науки
и образования.
Важную роль в "открытии" римского
права для средневекового общества сыграли
университеты Северной Италии (в Равенне,
Падуе, Болонье и в других городах). После
обнаружения в Пизе в середине XI в. рукописи
юстиниановых Дигест (копии VI или VII вв.),
получившей впоследствии название Флорентийской
рукописи, в университетах начинается
систематическое изучение и преподавание
римского права.
Особую известность приобрел юридический
факультет Бо-лонского университета, который
к XIII в. насчитывал около 10 тыс. студентов
практически из всех стран Западной Европы.
Его основателем был один из крупнейших
средневековых знатоков римского права
Ирнерий (1055-1130 гг.). Созданная им школа
римского права, имевшая общеевропейское
значение, получила название школы глоссаторов.
Само название школы установилось потому,
что глоссаторы, следуя за ранними канонистами,
делали свои пояснения, уточнения и т.п.
по тексту юстиниановых памятников римского
права в виде глосс, т.е. записей (комментариев)
на полях или между строчек рукописи. Для
учебных целей профессор комментировал
(глоссировал) классические документы
слово за словом, строчка за строчкой,
ставил перед студентами вопросы, классифицировал
и обобщал правовой материал. Некоторые
глоссы представляли собой суммированное
изложение комментируемого отрывка (так
называемые брокардики), другие содержали
широкие правила, выводимые из изучаемого
текста (правовые максимы).
Глоссаторы составляли учебники права,
включавшие краткий пересказ глосс и именовавшиеся
суммами, сборники спорных вопросов, уточнений
и различий понятий, а также казусов, специально
подобранных для пояснения источников.
Они писали и самостоятельные труды по
отдельным вопросам права. Школа глоссаторов
проделала огромную работу по восстановлению
и обработке классического римского права,
по разъяснению устаревших или ставших
к тому времени малопонятными текстов
и терминов, по внутреннему упорядочению
правовых памятников (прежде всего Дигест).
Аналитически сопоставляя содержащийся
в кодификации Юстиниана конкретный материал
по тому или иному правовому вопросу, глоссаторы
преодолевали казуистический характер,
присущий классическому римскому праву,
вводили в него широкие обобщения, создавали
новую систематику. Так, посредством суммирования
суждений римских юристов по отдельным
видам договоров профессора-глоссаторы
выработали общее понятие договора. Они
четко различали личные и вещные права,
создали единую концепцию вещного права
в отличие от классических юристов, описывавших
отдельные виды прав на вещи, более последовательно
выделяли особенно важный для системы
феодального землевладения институт владения
и т.д. По существу именно с глоссаторов
начинается развитие юридической науки
в собственном смысле слова.
Хотя деятельность глоссаторов отличалась
академизмом и не оказала непосредственного
воздействия на практику феодальных судов,
в дальнейшем по мере распространения
римского права глоссы приобретали все
больший авторитет, практически равный
самому глоссируемому тексту. Со временем
установилось правило: "То, что не признает
глосса, не признает суд".
У Ирнерия, положившего начало систематическому
изучению Дигест, было большое число последователей
и учеников, среди которых наибольшую
известность получили Булгар, Мартин,
Уго и Яков (quattuor doctores). К числу видных глоссаторов
XII-XIII вв. относятся также Рогедио, Бургундио,
Родже, Ацо, Унголин и др. Деятельность
глоссаторов подготовила почву для изучения
и преподавания римского права и за пределами
Италии, в том числе в Оксфордском университете
в Англии (Вакарий).
Последним выдающимся представителем
глоссаторов был Аккурций, который около
1250 года опубликовал в едином сборнике
глоссы своих предшественников и современников,
сделанные по тексту Кодекса, Дигест и
Институций Юстиниана. Этот сборник, который
насчитывал 96940 глосс, получил название
glossa ordinaria ("расположенная в порядке")
или glossa magistralis ("учительская"). Он
превосходил по своей масштабности и тщательности
обработки материала, по четкости плана
и устранению противоречий и т.д. все предшествующие
работы глоссаторов. Этот сборник, который
впоследствии стали называть "Большая
глосса" или даже просто "Глосса",
в течение нескольких веков рассматривался
как образцовое и наиболее авторитетное
руководство по римскому праву.
С "Большой глоссы" Аккурция школа
глоссаторов прекратила свое существование,
уступив в последующем место постглоссаторам
- новому поколению итальянских профессоров
римского права. Наиболее известными среди
них были Синус де Пистойя (1270- 1339 гг.), Бартол
де Сассоферрато (1313-1357 гг.), Балдус де Убалдис
(1347-1400 гг.). Но самым выдающимся постглоссатором
был Бартол, по имени которого саму школу
нередко называли бартолистами. Становление
этой школы было связано с новым экономическим
и культурным подъемом в Италии и в ряде
других стран Западной Европы, который
породил острую потребность в преодолении
феодального правового партикуляризма,
в распространении вневременного и абстрактного
права. Именно таким правом благодаря
постглоссаторам и предшествующей деятельности
глоссаторов стало римское право, которое
рассматривалось как "писаный разум".
Постглоссаторы не проявляли интереса
к классическому римскому праву. Они занимались
главным образом толкованием правовых
понятий и отдельных отрывков из кодификации
Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов,
с целью выведения так называемого общего
мнения ученых (communis opinio doctorum). Такая обработка
римского права, хотя и отличалась крайней
схоластичностью, способствовала превращению
его в теоретическую базу формирующихся
национальных правовых систем (даже в
Англии, которая не знала рецепции римского
права как таковой).
В своих комментариях постглоссаторы
нередко отступали от первоначальных
конструкций римского права, но провели
большую работу по его согласованию с
нормами средневекового канонического,
городского и обычного права. Именно в
системной обработке римского права, осуществленной
постглоссаторами, оно вышло за рамки
простого "права ученых" и было воспринято
судебной практикой в большинстве стран
Западной Европы.
Саксонское зерцало:
-общая характеристика;
Проблемы феодального права
принадлежат к числу
Между тем феодальное право представляет
собой определенную правовую систему,
и его изучение имеет не только
историческое, но и теоретическое
значение. Общеизвестны указания К. Маркса
о феодальном праве, когда он, говоря
о средневековом обществе, подчеркивал,
что «здесь, как и всюду, господствующая
часть общества заинтересована в
том, чтобы санкционировать
Среди стран западноевропейского
средневековья значительное внимание
исследователя феодального
Что касается исторического отрезка
времени, то для изучения наиболее типичных
черт германского феодального права
значительный интерес представляет
XIII век. Он важен для изучения типичных
черт феодального права потому, что
именно в это время феодальные
производственные отношения сложились
в полной мере Вместе с тем XIII век
был наиболее типичным для характеристики
германского права периода
Германские правовые сборники, в первую очередь «Саксонское зерцало», подводили итоги германскому праву, как оно сложилось к XIII в., и отражали вновь складывавшиеся отношения, потребности развивавшихся городов. В этом отношении характерны грамоты города Магдебурга, в которых начиная с 1261 г. обнаруживались весьма обширные и дословные заимствования из «Саксонского зерцала» (Земское право). Несомненно, Земское право лежало в основе магдебургского права. Отсюда то значение, которое имеет изучение «Саксонского зерцала» как памятника феодального права.
«Саксонское зерцало» дает наиболее
полное представление о системе
права своего времени, ибо оно
было построено на судебной практике.
«Саксонское зерцало» содержит богатую
практику земских судов Саксонии.
Широкое распространение, которое
получило «Саксонское зерцало» за пределами
тогдашней Саксонии, означает, что
оно отражало не только местное, но
и общегерманское право, а в какой-то
мере и общие основы феодального
права определенной ступени его
развития. Многочисленные заимствования,
сделанные из «Саксонского зерцала»
другими правовыми памятниками
средневековья, в особенности памятниками
городского права, свидетельствуют
о прогрессивности памятника
для своего времени и его роли,
в частности, в создании единой правовой
системы в средневековой
Буржуазная историко-правовая литература
о «Саксонском зерцале» чрезвычайно
обширна. История этого памятника
разрабатывается давно и
В частности, Хомейером были исследованы 186 списков «Саксонского зерцала» и дана их классификация с разбивкой на три яруппы:
а) первая древнейшая группа списков; эти списки не разделены на книги и не имеют глосс;
б) вторая группа списков
с разделением на книги;
в) третья группа списков
наиболее поздняя; рукописи
Хомейер опубликовал текст первой части «Саксонского зерцала» (Земское право) по берлинской рукописи 1369 г. с вариантами из 17 других редакций, а во втором издании (1835 г.) использовал 25 его текстов.
Самое раннее издание «Саксонского зерцала» (Landrecht) — базелъское издание 1474 г. К XVI в. относятся многочисленные издания Цобеля, в том числе первое из них — лейпцигское издание 1535 г. Общеизвестны также издания Людовика (Halle, 1720) и Гертнера (Leipzig, 1732). В 1936 г. вышло издание веревода Земского права на современный немецкий язык (Hans Christopli Hirsch. Berlin; Leipzig, 1936).
Утверждают, что автор «Саксонского зерцала» Эйке фон Репков написал его по латыни, а затем уже переводил на немецкий язык и что оригиналом должен считаться латинский текст. Однако сомнительно, чтобы сохранившийся и дошедший до нас латинский текст принадлежал самому Эйке; предполагают, что до нас дошел переводный латинский текст, а не подлинник автора.
Название сборника — «Саксонское зерцало» — дано самим автором. В стихотворном предисловии он пишет:
Названье примет пусть оно
«Зерцало саксов», оттого,
Что право саксов в нем дано
И чтоб оно правдиво отражало,
Как образ женщины — зерцало.
В «Саксонском зерцале» Эйке изложил все земское право, которое применялось в земских судах в отношении всех свободных, но не «благородных» (Schoffenbarfreie — свободные шеффенского сословия). По мысли автора, сборник должен был охватить все германское право, действовавшее в отношении всех сословий. Однако на самом деле из сборника было исключено право низших сословий, право министериалов, не говоря уже о крепостных, а фактически — и право привилегированных сословий. Это было право среднего сословия, — право свободных, но не принадлежавших к «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу. Для высших сословий — для «благородных» — тот же Эйке написал вторую часть «Саксонского зерцала», в котором изложил ленное право. Этот сборник сохранился и на латинском и на немецком языках.
Обе части «Саксонского зерцала» —
Земское право и Ленное право
— внутренне связаны между
собою и дают систему действовавшего
в XIII в. германского права. Древнейшие
рукописи излагают Земское право
и Ленное право как один памятник.
Иногда их называют соответственно первой
и второй частями «Саксонского зерцала».
Некоторые исследователи
Годы жизни автора «Саксонского зерцала» — Эйке фон Репкова в точности неизвестны. О нем имеются исторические данные, относящиеся к 1209—1233 гг.
Что касается времени составления сборника Земского права, то его относят к периоду между 1224 и 1230 г. Дело в том, что в сборнике использованы Земский мир 1221 г. (ЗП II 66 и след.) и королевский закон о колдовстве 1224 г. и в то же время сборнику неизвестен Майнцкий имперский мир 1235 г. О времени составления Ленного права известно лишь, что оно было написано вскоре после Земского права .
Самая ранняя из дошедших до нас рукописей — Кведлинбургская — относится к XIII в. Она написана на северо-немецком диалекте. Имеются рукописи на южно-немецком и на средненемецком диалектах. С XIV в. началось издание глосс к «Саксонскому зерцалу». Первым его глоссатором был Иоганн фон Бух.
Одним из исходных моментов в оценке «Саксонского зерцала» в германской историографической и правовой литературе долгое время служила мысль о том, что основной побудительной причиной к созданию сборника было стремление укрепить германское национальное право в борьбе против «чужого» права. Германские шовинисты изображали автора «Саксонского зерцала» борцом за торжество германского национального и имперского духа; это было доведено до абсурда нацистами.
В специальной литературе о «Саксонском зерцале» нередко утверждалось, что римское право, даже приспособленное к употреблению в Саксонии, все же «угрожало местным обычаям» . Это была, по мнению Хомейера, основная причина составления сборника германского обычного права. Заслуга Эйке усматривалась и в том, что он записал саксонское обычное право, так как именно саксонские племена ревностнее других охраняли чистоту германского права. Делались даже попытки отрицать знакомства Эйке с римским правом. А наличие в сборнике отдельных норм, аналогичных римским, например, о 30-летней давности (ЗП I 29) и др., обычно объяснялось простым совпадением.
Отмечалось и отрицательное отношение автора сборника к каноническому праву, которое определялось политическими причинами (задачами укрепления светской власти) и получило выражение в соответствующей интерпретации «теории двух мечей» (ЗП I 1) и в утверждении, что папа не имеет права изменять саксонские законы (ЗП I 3 § 3).