Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа
Актуальность темы. Особое место в системе историко-культурного наследия России занимает археологическое наследие. Как правило, оно является единственным свидетельством истории древнейшего прошлого народов нашей страны, у которых письменный период истории начался значительно позже, чем в других областях Евразии. Именно археологическое, наследие содержит глубокий слой информации о происхождении многих современных исторических, социокультурных, политических и экономических явлений, формировании общества и государства.
Введение ……………………………………………………………….……………. 3
Глава 1 Законодательство Российской Федерации об археологическом наследии
1.1 Нормативно-правовая база ……..………………………….…….….……..…. 11
1.2 Актуальные правовые аспекты археологической деятельности …………… 20
Глава 2 Законодательство Республики Алтай об археологическом наследии
2.1 Правовая основа организации охраны историко-культурного наследия в республиках Южной Сибири ………………………………….............................. 32
2.2 Основные проблемы в области охраны археологического наследия …..…. 40
Заключение ………………………………………………………………….……... 44
Список использованных источников и литературы …………….……….……… 49
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….……………
Глава 1 Законодательство Российской Федерации об археологическом наследии
1.1 Нормативно-правовая база ……..………………………….…….….……..…. 11
1.2 Актуальные правовые аспекты археологической деятельности …………… 20
Глава 2 Законодательство Республики Алтай об археологическом наследии
2.1 Правовая основа организации
охраны историко-культурного наследия
в республиках Южной Сибири ………………………………….................
2.2 Основные проблемы в области охраны археологического наследия …..…. 40
Заключение ………………………………………………………………….……..
Список использованных источников и литературы …………….……….……… 49
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Особое место в системе историко-культурного наследия России занимает археологическое наследие. Как правило, оно является единственным свидетельством истории древнейшего прошлого народов нашей страны, у которых письменный период истории начался значительно позже, чем в других областях Евразии. Именно археологическое, наследие содержит глубокий слой информации о происхождении многих современных исторических, социокультурных, политических и экономических явлений, формировании общества и государства. Охрана археологического наследия для России приобретает особую значимость, и традиционно сфера охраны памятников находится в ведении государства, заинтересованного в обеспечении его сохранности, правильном использовании и популяризации. Однако в силу целого ряда особенностей археологических памятников, связанных с большой степенью руинированности, нахождением преимущественно в земле, и недоступностью для простого неподготовленного восприятия, они остаются зачастую неизвестной, закрытой и сложной частью истории и культуры. При этом их связи с современным обществом не очевидны, а значение не ясно для большинства людей. Но именно-археологические памятники в большей мере подвергаются угрозе разрушения в ходе хозяйственного освоения земель, незаконных действий кладоискателей, экологического воздействия среды. В связи с этим, федеральным законодательством предусмотрено, что все объекты археологического наследия как выявленные, так и не выявленные, являются недвижимым имуществом федерального значения и нуждаются в особой охране государства. А под государственной охраной понимается такая система мер государственного регулирования, которая направлена на выявление, учет, изучение, сохранение и использование объектов культурного наследия.1
Выявление и изучение памятников требует применения специфических археологических методов исследования, развития новых комплексных исследований на стыке разных наук и систем знаний. Применение разных методов исследования зависит во многом от поставленных исследовательских задач, состояния и характера самого объекта. Особенно это касается таких регионов как Республика Алтай, где типологическое и хронологическое разнообразие археологических памятников связано с особенностями региональной, этнокультурной истории, разнообразными природно-ландшафтными условиями.
Однако методы, принятые в исследовательской практике археологов не позволяют эффективно решать вопросы дальнейшего сохранения и использования памятника как объекта культурного наследия. Известно, что в процессе традиционного полевого исследования происходит частичное или полное разрушение культурного слоя памятника, нарушение его структурной целостности, уничтожение наиболее важных компонентов (насыпи кургана, погребальной камеры, жилищной впадины, культурного слоя). Поэтому перед археологами нередко стоит дилемма: раскопать памятник, а значит физически уничтожить его, или не исследовать раскопками, но тогда не получить нужную информацию. Поисками путей решения этой проблемы заняты сегодня ученые во всем мире, которые приходят, к выводам, что единственно приемлемой формой сохранения и продления жизни памятника является, его музеефикация, т.е. превращение в объект музейного показа и охраны. Археологический источник в данном случае выступает как предмет для исторических, музееведческих и памятниковедческих исследований, а методы археологической науки вступают во взаимодействие с системой методов исторического исследования, культурологии и музеологии, образуя новое качество исследований.
Решение проблемы сохранения и использования археологических памятников позволяет повысить научную и культурную ценность археологического наследия. Эти вопросы обладают достаточной степенью актуальности и практической важности для определения дальнейшей стратегии формирования культурной политики России и ее регионов. В этой связи актуальным также является определить роль и место государства в регулировании подобных задач.
Историография темы определяется несколькими направлениями исследований, обладающими разной степенью научной проработанности. Здесь следует сразу отметить, что специальных работ, посвященных поставленной в данном исследовании проблеме до сих пор не проводилось, поэтому ее историографический анализ проведен по нескольким сопряженным проблемам.
Наибольшее внимание отечественных
исследователей привлекалось к рассмотрению
истории становления и развития
краеведческих и
Для историографии данной проблемы определенную роль играют также публикации конца XX - начала XXI вв., посвященные разным аспектам использования археологических источников как музейных памятников. Здесь следует назвать серию статей Н.М.Булатова, О.Н.Бадера, Т.О.Размустовой, А.Н.Медведя и других авторов, в. которых поднимаются вопросы необходимости сохранения археологических памятников музейными, средствами, в том числе путем создания музеефицированных комплексов на территории музеев-заповедников.4
Следует также выделить сравнительно небольшую группу исследований, посвященных вопросам государственного управления и организации деятельности музеев-заповедников на современном этапе. Сюда входят материалы научно-практических разработок коллективов авторов учреждений науки и культуры, в том числе, поступившие в их внутренние фонды, например, Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Российского института культурологии (Москва), Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов, культурного наследия при Министерстве культуры и национальной политики РФ. Большая часть этих разработок опубликована авторами исследований Ю.А.Ведениным, П.М.Шульгиным, О.Е.Штеле, С.В.Гусевым в серии альманахов и информационных сборников Института Наследия.5 Данные работы оказали большое влияние на формирование современной концепции сохранения культурного наследия как части культурного ландшафта.
Наличие определенного разнообразия
научных интересов вокруг проблемы
сохранения, использования и
К рубежу ХХ-ХХI вв. увеличилось количество работ археологов, сталкивающихся так или иначе, в своей практике с проблемой утраты и разрушения памятников археологии, которые оказалось перед лицом реальной опасности грабительских раскопок и кладоискательства, развернувшегося дорожного строительства и расширения городов. На совещаниях разного уровня и конференциях стали звучать мысли о необходимости не только выявлять древности регионов, но и обеспечивать их охрану на местах, шире привлекая в этой работе государственные органы власти, совершенствовать законодательство по культуре. Журнал «Российская археология» периодически стал поднимать вопросы сохранения археологических памятников, отражая тенденцию к поиску более конструктивных решений, и силами академической науки объединить усилия общества и государства по решению этой проблемы. Хотя его авторы и признают, что своей основной задачей по-прежнему видят лишь поиск и изучение памятников как источников для археологических исследований. Особую полемику в этом ключе стали вызывать участившиеся факты деятельности «черных археологов», которые приводили к разграблению и разрушению курганов, городищ, пещер. Среди авторов таких работ следует назвать, прежде всего, А.С.Смирнова и Н.А.Макарова, а также С.В.Гусева, давшего целостную характеристику грабительским раскопкам в современной России.6
Однако конкретных научных программ и предложений по их сохранению не опубликовано до настоящего времени, за редким исключением.
В этот период стали оформляться идеи о необходимости сохранения отдельных, самых выразительных археологических памятников, например, таких как городище Аркаим (Г.Б.Зданович), выделении целостных территориальных комплексов и микрорайонов в форме особо охраняемых историко-культурных территорий (А.Ф.Яминов, Н.С.Савельев), более тесной интеграции-археологических исследований с музейной теорией.7
Публикации нескольких сводов археологических памятников по разным административным районам, субъектам региона в качестве археологической карты, издания материалов специальных конференций и совещаний рубежа XX-XXI вв. ставили задачу организовать систему учета археологических памятников, зафиксировать их современное состояние и обеспечить, таким образом, их охрану. Однако разрушение археологических памятников не остановилось в связи с подобными работами, и с каждым годом только усиливалось, несмотря и на одновременный рост полевых археологических работ и сделанные новые открытия. Следует также отметить, что в научный оборот уже исследованные памятники вводились с задержкой в десяток лет, что не только тормозило сам процесс накопления источниковой базы науки.
Важные вопросы сохранения археологического наследия путем создания, музеефицированных комплексов были подняты, в 1990-е годы-археологом А.Д. Пряхиным.8 В его работах было сделано обоснование необходимости разработки целевой научно-прикладной программы «Археология» и археологическое наследие России», подкрепленной соответствующими региональными решениями, направленными на возрождение историко-культурного наследия народов России.
В постсоветский период появились работы М.Ф. Обыденнова, в которых довольно остро ставятся, вопросы о необходимости участия общественности в деле охраны памятников при несостоятельности уполномоченных на это органов государственной власти. В соавторстве с коллегами в 2000-е годы он подготовил к публикации серию самостоятельных препринтов, посвященных вопросам создания археологических заповедников муниципального уровня, которые, по его мнению, позволят остановить процесс массового разрушения археологических памятников, на местах и начать широкую популяризацию историко-культурного наследия.
Таким образом, историографический анализ
состояния проблемы сохранения; использования
и государственной охраны археологических
памятников показывает, что исследователи
уделяют внимание некоторым наиболее
важным аспектам данной проблемы, показывая
ее остроту и значимость для развития
науки и общества. Однако полномасштабных
и специальных научных
Объект исследования – законодательство Российской Федерации и Республики Алтай.
Предмет исследования – нормативное регулирование охраны памятников археологического наследия на федеральном и региональном уровнях.
Цель исследования – изучить законодательство Российской Федерации и Республики Алтай об археологическом наследии.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть законодательство РФ об археологическом наследии;
- проанализировать актуальные правовые аспекты археологической деятельности;
- рассмотреть правовую основу организации охраны историко-культурного наследия в республиках Южной Сибири;
- проанализировать основные проблемы в области охраны археологического наследия в РА.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 20121 годы.
Территориальные рамки – территория Российской Федерации и Республики Алтай.
Методологическая основа исследования: принципы историзма и объективности, предполагающие непредвзятый отбор и анализ фактов, анализируемых конкретных исторических ситуаций
Практическая значимость работы. Данные исследования можно использовать при подготовке других научных трудов по теме, выступлений, лекций, тематических занятий.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. Законодательство Российской Федерации об археологическом наследии
1.1 Нормативно-правовая база
Система российского законодательства об охране историко-культурного наследия представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.
Основополагающие нормы закреплены в ст. 44 Конституции Российской Федерации:
«Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Отдельные общие нормы
содержаться в Основах
Так в соответствии с указанным
нормативно-правовым актом культурное
наследие народов Российской Федерации
- это материальные и духовные ценности,
созданные в прошлом, а также
памятники и историко-
Информация о работе Правовое регулирование археологических раскопок