Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:09, курсовая работа
В нашей республике, как и всем постсоветском пространстве, интерес к теории культуры сформировался в 50-е годы ХХ века, а уже в 60-е появились работы на эту тему.
ВВЕДЕНИЕ
Прежде, чем рассмотреть такие важные вопросы, как культура и субкультура, их значение в нашем обществе в настоящее время, которое все чаще мы называем непростым, остановимся на таком понятии, как культурология. Это позволит нам более глубоко исследовать вопросы культуры и субкультуры, особенно в молодежной среде. Ведь именно молодые люди подвержены, в основном, влиянию различных новомодных течений и направлений.
Итак, культурология изучает наиболее
общие закономерности развития культуры,
ее сущностные характеристики, присутствующие
во всех известных культурах
Сам термин «культурология» появился в начале ХIХ века. И только в начале ХХ века американский культуролог Лесли Уайт обосновал общую теорию культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология». Уайт считал, что именно термин «культурология» призван выразить отношения между человеческим организмом и культурой (т.е. природной средой и искусственной).
Но основоположником культурологии считается английский этнограф и историк культуры Эдвард Тайлор. Книга Э. Тайлора «Первобытная культура» до сих пор является настольной для многих ученых и исследователей.
В нашей республике, как и всем постсоветском пространстве, интерес к теории культуры сформировался в 50-е годы ХХ века, а уже в 60-е появились работы на эту тему.
В настоящее время культурологи переживает период своего расцвета. Появляются новые направления в науке: культурфилософия, культурфутурология, социальная культурология, информационная и прикладная культурология. Заслуживают внимания труды таких ученых, как М.М. Бахтина С.С. Аверинцева, С.Н. Артановского, П.П. Гайденко, П.С. Гуревича, Ю.А. Жданова, Н.С. Здобина, М.С. Кагана и др.
1 Понятие культуры и субкультуры
Одно основных понятий культурологи – это «культура». На основе термина «культура» образуется целая группа других, вполне самостоятельных понятий: ценности культуры, структура культуры, функции культуры, культурная среда, культурный человек и многие другие.
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, населять, возделывать почву [25, с.11]. Культуру составляют образцы, программы различных видов деятельности, общения, поведения людей. Они передаются из поколения в поколение, обогащаются, изменяются, транслируются каналами и средствами массовой коммуникации, частично забываются, стираются из памяти общества. При социальном освоении эти образцы, программы обнаруживают моменты своеобразной притягательности, повышенной значимости и даже известной гипнабельности, вызывая коллективное и индивидуальное подражание [24, С.19].
Культура – это, прежде всего, ожидания людей, проецированные из прошлого в будущее и выраженные в образно-метафорической, символической и рационально-понятийной, теоретических формах. Высшая цель культуры состоит в том, чтобы преобразовать предчувствия неусечённой экономической, политической, культурной демократии в сознательные мировоззренческие установки и объединенные творческие усилия людей разных национальностей и социальных положений, направленные на её утверждения [24, с.20].
Фундаментальное научно-рациональное
определение культуры конденсирует
её образно-смысловые
Культура выполняет
Поддержание устойчивого общественного порядка ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности. Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.
Каждое общество осуществило
свой отбор культурных форм. Каждое
общество с точки зрения другого
пренебрегает главным и занимается
маловажными делами. В одной культуре
материальные ценности едва признаются,
в другой они оказывают решающее
влияние на поведение людей. В
одном обществе к технологии относятся
с невероятным пренебрежением, даже
в сферах, необходимых для выживания
людей; в другом аналогичном обществе
постоянно совершенствующаяся технология
соответствует требованиям
В результате такого отбора
прошлые и нынешние культуры совершенно
различны. В некоторых обществах
считали войну самой
Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающие эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируется в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они имеются в каждой культуре.
Культура является сложной системой, состоящей из множества взаимосвязанных элементов. Совокупность материальных элементов создаёт особую форму культуры – материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками. Это паровая машина и компьютер, храм, простой жилой дом и многое другое, созданное и создаваемое людьми в течение многовековой истории. Совокупность нематериальных элементов образует нематериальную культуру, или духовную: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, язык [9, с.11].
Все объекты культуры, созданные человеком и отличающиеся от перевозданных природных объектов, носят название артефактов культуры. Множественные артефакты культуры – материальные и духовные – соединённые в едином пространстве и времени, создают культурные комплекс [9, с.11].
В обществе возникает тенденция
судить о других культурах с позиции
превосходства своей
Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что для немца.
Культура — цемент здания
общественной жизни. И не только потому,
что она передается от одного человека
к другому в процессе социализации
и контактов с другими
Культура
не только укрепляет солидарность между
людьми, но и является причиной конфликтов
внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать
на примере языка, главного элемента культуры.
С одной стороны, возможность общения
способствует сплочению членов социальной
группы. Общий язык объединяет людей. С
другой - общий язык исключает тех, кто
не говорит на этом языке или говорит на
нем несколько иначе. В Великобритании
представители различных общественных
классов употребляют несколько отличающиеся
формы английского языка. Хотя все владеют
“английским языком”, некоторые группы
употребляют “ более правильный” английский,
чем другие. В Америке имеется буквально
тысяча и одна разновидностей английского
языка. Кроме того, социальные группы отличаются
друг от друга своеобразием жестикуляции,
стиля одежды и культурных ценностей.
Все это может стать причиной конфликтов
между группами.
По мнению антропологов,
культура состоит из четырех элементов.
Первый – это понятия (концепты).
Они содержатся главным образом в языке.
Благодаря им становиться возможным упорядочить
опыт людей. Например, мы воспринимаем
форму, цвет и вкус предметов окружающего
мира, но в разных культурах мир организован
по-разному. Изучение слов языка позволяет
человеку ориентироваться в окружающем
мире посредством отбора организации
своего опыта.
Второй элемент – отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности. В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.
Следующий элемент – ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
И последний элемент – правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности [16].
Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
В теориях культуры всегда
важное место отводилось языку.
Язык можно определить как систему
коммуникации, осуществляемую с помощью
звуков и символов, значения которых условны,
но имеют определенную структуру.
Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, то есть без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов – кивков, манеры улыбаться и хмуриться, – язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее. Языком называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве и времени [20, с.23].
Язык включает правила. Все мы знаем, что существует правильная и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла. Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых используется и развивается стандартный язык. Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций.