Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:21, курсовая работа
Главная цель работы – проанализировать культурно-просветительскую деятельность, как часть социально-культурной деятельности, охарактеризовать понятия социально-культурной деятельности, а также выявить основные направления и возможные технологии культурно-просветительской деятельности.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
дать определение понятию соцально-культурная деятельность;
рассмотретьсущность культурно-просветительской деятельности;
описать основные направленя и средства культурно-просветительской деятельности;
проанализировать культурно-просветительскую деятельность в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................4
1. культурно-просветительская деятельность в скд.. 7 1.1. Анализ понятия «социально-культурная деятельность»..............7
1.2. Культурно-просветительская деятельност в
современном обществе...........................................................................10
1.3. Основные направления культурно-просветительной
деятельности......................................................................................................13 1.4. Культурно-просветительские технологии ...........................................15
2. культурно-просветительская деятельность в
республике беларусь..........................................................................17
2.1. Культурная ситуация в Республике Беларусь.....................................17
2.2. Культурно-просветительская деятельность в
Республике Беларусь......................................................................................22
2.3. Идеологическое воспитание
в культурно-просветительской деятельности............................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................33
РЕФЕРАТ
Объем работы: 34 страниц, 20 литературных источников.
Тема: Культурно-просветительская деятельность в СКД.
Цель курсовой работы: рассмотреть сущность культурно-просветительской деятельности, проанализировать понятие социально-культурная деятельность и на базе полученных знаний рассмотреть культурно-просветительскую деятельность в Республике Беларусь.
В работе рассмотрены сущность и значение социально-культурной деятельности и одного из ее направлений - культурно-просветительской деятельности, проанализированы направления и задачи культурно-просветительской деятельности, обосновано ее влияние на развитие общества и личности.
В процессе работы разработана необходимая база для исследования культурно-просветительской работы в Республике Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. культурно-просветительская деятельность в скд.. 7 1.1. Анализ понятия «социально-культурная деятельность»..............7
1.2. Культурно-просветительская деятельност в
современном обществе......................
1.3. Основные направления культурно-просветительной
деятельности..................
2. культурно-просветительская деятельность в
республике беларусь...........
2.1. Культурная
ситуация в Республике Беларусь
2.2. Культурно-просветительская деятельность в
Республике Беларусь...........
2.3. Идеологическое воспитание
в культурно-просветительской деятельности..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
Содержание социально
Главная цель работы – проанализировать культурно-просветительскую деятельность, как часть социально-культурной деятельности, охарактеризовать понятия социально-культурной деятельности, а также выявить основные направления и возможные технологии культурно-просветительской деятельности.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
В первой главе работы описана культурно-просветительская деятельность в рамках социально-культурной деятельности, ее сущность, понятие, роль, направленность и технологии.
Во второй главе, на основе собранной информации о культурно-просветительской деятельности проанализирован культурно-просветительская деятельность в Республике Беларусь.
1.1. Анализ понятия
«социально-культурная
Прежде чем перейти к основной теме – культурно-просветительская деятельность в социально-культурной деятельности (СКД), рассмотрим само понятие СКД и основные её составляющие. Соотношение понятий данной деятельности - «социальное», указывающее на субъект, и «культурное» - на сферу его активности, имеет характер взаимодополняемости. Можно сказать, социальное есть форма, а культурное – результат общего взаимодействия.
Уже в 50-х годах двадцатого столетия выдающийся французский социолог и культуролог Жоффр Роже Дюмазедье вместо более общих понятий, таких, как «формирование культуры», «приобщение к культуре», «развитие культуры», вводит понятие «социально-культурная деятельность», которую он определяет «как сознательную, преднамеренную, организованную, даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности». Основная цель СКД, как полагает Ж.Р. Дюмазедье - это активное социально-культурное влияние на людей, создание условий для приобщения их к культуре. Термин «СКД» (его определение) и сама идея СКД как универсально приемлемого общественного механизма приобщения людей к культуре в концепции Ж.Р. Дюмазедье неразрывно связаны с разработанными им глобальными проектами социальной и культурной демократизации общества, народного воспитания и социологии досуга.
В 1994 году по инициативе Т.Г. Киселевой
и Ю.Д. Красильникова культурно-досуго
Культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Социальная работа – деятельность
по оказанию помощи отдельным людям,
группам или общностям в
Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.
Таким образом, социально-культурная деятельность - это интегративная многофункциональная сфера деятельности, являющаяся одним из основных способов повышения культурного и образовательного уровня людей, а также развития их творческих способностей. В связи с трансформациями в политической, экономической и духовной сферах значительно изменились содержание и формы СКД, которая в кризисные периоды обладает огромной силой эмоционального и смыслового воздействия на личность. Разнообразие средств, методов и форм СКД способствует духовному возрождению общества.
Основные направления и
Содержание СКД обусловлено потребностями различных категорий населения в совершенствовании социальных отношений, развитии способностей и навыков самостоятельного мышления, выявлении дарований и талантов, духовном становлении, продуктивном и интересном проведении досуга. В итоге можно сказать что этот вид деятельности призван объединять людей, способствовать выявлению их природных способностей и талантов, что дает им возможность почувствовать себя свободной и независимой личностью.
1.2. Культурно-просветительская деятельность
в современном обществе
Для начала неоходимо разобраться, что такое культурное просвещение. Само слово просвещение – это передача знаний, распространение знаний, культуры. Согласно социологическому словарю:
Известный швейцарский философ Юзеф Бохеньский считает просвещение течением в сфере культуры, стремящееся заменить авторитет религиозный и политический авторитетом так называемого разума . По мнению И. Канта: "это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по своей собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения". В русском же языке до конца первой четверти XIX лексема «культура» в его составе отсутствовала и его синонимом являлось слово просвещение, что следует из исследований профессора Сугай Л. А. Находя общие параллели во всех трактовках этого понятия можно заключить, что главным здесь является приобретение знаний и их ретрансляция. В итоге соединяя понятия «культурное» и просвещение получаем, что это деятельность по приобретению и передачи знаний в сфере культуры и посредством культуры. Соответственно возможно дать общее определение культурно-просветительской деятельности - это деятельность, связанная с распространением знаний, культурного образования, направленная на распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни.
Культурно-просветительская деятельность является одной из подсистем СКД и одним из важных факторов социализации личности - процессе овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, формирования ценностных ориентиров, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий жизни и деятельности человека. Условием адекватного и комфортного существования в обществе является освоение культуры и усвоив накопленный предшествующими поколениями культурный опыт, человек стремится к собственному творчеству.
Информация о работе Культурно-просветительская деятельность в СКД