Положение женщины
в старом индийском обществе
В книге «Фидия», являющейся
одной из священных книг брахманической
религии, о женщине говорится, что брахманический
шариат не считает мужчину и женщину одинаковыми
по человеческому достоинству и считает
их неравноправными. Согласно учениям
этой религии женщина лишена всех гражданских
прав и должна быть под господством мужчины
всю свою жизнь. Согласно законам Мано,
женщина не имеет права решать сама какое-либо
дело или свободно действовать, даже если
это относится к её домашним делам. В детстве
она подчиняется отцу, в молодости мужу,
после смерти мужа – дяде; если дяди нет,
то её опекуном будет правитель. И так
на всех этапах своей жизни женщина лишена
права на свободу, независимость, распоряжаться
чем-либо по своему усмотрению . (Али Абдуль-Вахид
Вафи. Священные книги предыдущих религий,
стр. 168)
В индийском обществе женщина
была как рабыня; подчиняясь мужу, она
была подвластна ему; лишённая воли, она
не имела права решать сама за себя; даже
муж мог проиграть её в азартных играх.
(Ан-Надави. Что потерял мир из-за падения
мусульман) Женщина не имела права выходить
замуж после смерти мужа, она даже не имела
права жить после него, она должна была
умереть в тот же день, когда умер муж.
Её должны сжечь одновременно вместе с
трупом мужа. В священных книгах брахманизма
пишется: «Жене следует броситься в дрова,
уготованные для сжигания трупа мужа.
Труп ставят на дрова, после чего подходит
жена, закрывшая покрывалом лицо. Брахма
снимает с неё покрывало,и она снимает
свои украшения, драгоценности и раздаёт
их своим родственникам, затем она расплетает
косы. После этого первый жрец берёт её
за правую руку и водит вокруг дров три
раза, потом она поднимается на дрова,
поднимает ногу покойного мужа к своему
лбу в знак подчинения ему, перестраивается
и садится у его головы, кладя правую руку
на его тело. После этого разжигают огонь
и её изжигают вместе с телом мужа. Это
объясняется тем, что женщина за это, якобы,
будет вознаграждена благополучной жизнью
с мужем на небесах тридцать пять миллионов
лет…, что своим сожжением она очищает
родственников матери, отца и мужа, а также
очищает самого мужа от грехов.… В этом
случае она считается одной из самых непорочных
женщин с чистым именем и хорошей репутацией.
Этот обычай до того широко распространился
в индийском обществе, что за десять лет
они изожгли около шести тысяч женщин.
Действия по этому шариату продолжались
до конца XVII века, когда этот обычай был
отменён вопреки воли индийских священнослужителей».
(В. Дурант. История цивилизации, ч. 3, т.
1, стр. 178, 180, 181. Перевод Мухаммада Бадрана)
На низкое положение индийской
женщины того времени указывает то, что
содержится в шариатах индусов: «Предопределённая
судьба, ветер, смерть, ад, яд, гадюки и
огонь не хуже женщины» . (Ж. Лебон. Арабская
цивилизация. Влияние ислама на положение
женщин востока, стр. 406)
Иногда женщина имела несколько
мужей и ничем не отличалась от проститутки.
(Ан-Надави. Что потерял мир из-за падения
мусульман, стр. 331)
Женщина в древнееврейском обществе
считалась источником греха. Положение
женщины не было лучше, чем в предыдущих
обществах. Законы унижали её достоинство
и предостерегали от неё.
В одной из древнееврейских
книг пишут: Я и мое сердце долго искали
истину, чтобы жить, приобрести знание,
разум и мудрость и знать, что зло – невежество
и глупость – безумие. Я нашел, что женщина
горче смерти, она будто сеть, а ее сердце
– ловушка, её руки кандалы для праведного
благочестивого раба перед Господом. Он
не может спастись от неё, а грешник наказывается
из-за неё.
Отец имел полную власть над
своей семьей, особенно над дочерьми. Он
имел право выдать их замуж за кого хочет,
даровать их кому хочет, продать их, если
пожелает. На это указано в книге «Исход»,
гл.21, 5-7.
В. Дурант пишет: «Отец имел почти
неограниченную власть над членами своей
семьи. Земля была его собственностью
и его дети не могли остаться живыми, ослушаясь
его. Он олицетворял государство. Бедный
отец имел право продать свою дочь в рабство
до того, как она достигнет зрелости, и
выдать дочь замуж за кого желает. В редких
случаях, если он соизволит, он просит
у неё согласия». (В. Дурант. История цивилизации,
ч. 2, т. 1, стр. 374)
После замужества, опекунство
над женщиной передается мужу и она становится
его собственностью как дом, раб, рабыня
и имущество.
Более этого, иудейские законы
лишили дочь права наследовать своему
отцу, если у него есть сыновья. «Если кто-то
умрет, не имея сына, передавайте удел
его дочери его». (Число , гл.27,8) И после
смерти мужа, жена его должна, желая этого
или нет, перейти к его брату. За исключением
тех случаев, если он отречётся от неё:
«Если братья живут вместе и один из них
умрет, не имея у себя сына, то жена умершего
не должна выходить на сторону за человека
чужого, но деверь её должен войти к ней
и взять её к себе в жену и жить с нею».
(Второзаконие, гл. 25, 5)
Евреи сторонились женщину,
имеющую менструацию, не кушали, не пили
с ней и не спали рядом с ней, пока она не
очистится: «Женщина считалась нечистой
с того момента, когда она почувствует,
что скоро у неё будет менструация, муж
не должен прикасаться к ней, даже своим
маленьким пальцем. Он не должен что-либо
передать ей в руки, брать от неё или бросить
ей, и она не должна бросить что-либо ему.
Он также не должен садиться с ней кушать
за один стол, если его тарелка не отделена
чем-нибудь от её. Мужчине не разрешается
пить из её стакана.Мужу и жене нельзя
спать на одной кровати, ехать на одной
машине или на одной лодке. Если они работают
вместе, то они не должны прикасаться друг
к другу. Если муж заболеет и нет никого,
который заботился бы о нем кроме неё,
то ей разрешается служить ему, с тем условием,
чтобы она непосредственно не прикасалась
к нему. Если же болеет женщина, то мужу
не разрешается служить ей, даже если он
не прикасается к ней. Если женщина родит
ребенка, то она становится нечистой. Если
родит
мальчика, она будет нечистой
семь дней, а если девочку – 14 дней. Ей
разрешается купаться только через сорок
дней после рождения мальчика, и восемьдесят
дней после рождения девочки». (Раввин
Раби Саломон Газфрайд. Сборник иудейских
законов и традиций, стр. 22)
Введение.
Несколько лет тому назад у меня
была возможность рассмотреть в деталях
жизнь исламской страны. Первое,
что произвело на меня впечатление, были
женщины. Тогда я была незнакома
с правилами хиджаба и мне показалось
очень
странным и красивым то, что
женщины носили.
На них были длинные платья темного
цвета, из-за которых не было видно
ни тела, ни фигуры, ни настоящей
красоты женщин и девушек. На голове были
длинные платки, которые закрывали
шею и волосы. В таком одеянии
представительницы женского
пола казались таиственными, недосягаемыми
и
немного грустными. Тогда, шесть
лет назад, мне эта тема показалась очень
интересной. Вот почему я начала
свое иследование внутреннего мира
мусульманок.
Несколько лет спустя в мире
произошли ужасные вещи, отнявшие жизнь
многих тысяч людей. Это были
террористические атентаты в США, в Испании,
в
России... Но больше всего меня
удивил тот факт, что многие женщины,
называвшие себя шахидками,
погибали и уносили с собой жизни ни в
чем
неповинных людей. Тогда мне
стало интересно, как они думают, как их
воспитывали, что им говорили
и как убедили в том, что их смерть принесет
добро человечеству. Конечно
же, это мышление было искаженым, но чтобы
изучить его лучше, надо четко
разобраться с жизнью и миром мусульманок.
Итак, я начала свою работу. Мне
понадобились долгие годы, чтобы
заставить даже своих подруг-мусульманок
рассказать что-то большее о своей
религии и жизни. Было непросто
понять их мысшление, нравственность и
ценности. У них есть определенные
цели в жизни, хотя на первый взгляд
кажется, что девушки буквально
закрыты от общества и не участвуют активно
в
его развитии.
Как развивались женщины в Исламе?
Что способствовало их воспитанию?
Какие семейства они создают?
Как и где они обучаются? Какие у них права?
Почему считается, что мужчина
– глава семейства, когда именно женщина
воспитывает детей? Какова роль
женщины в экономической сфере жизни
исламского государства? И есть
ли она вобще?
Женщину во все времена эксплуатировали
самым унизительным способом.
Она была „девушкой с обложки”,
которую забывают через несколько лет,
ее
пожирают глазами, пока она разносит
еду в самолете, тело используют для
достижения целей. Но что она
делает для того, чтобы остаться женщиной,
чтобы ее уважали, относились
к ней как к чему-то святому и
недостижимому? Она не может
ничего сделать, так как живет в мире,
управляемым мужчинами. На женщину
смотрели как на товар. И многие в наши
дни спаришавают себя можно
ли избежать такую нелепость? Есть ли на
этом
свете что-то, что поможет женщине
стать такой, какой она была задумана с
самого начала своего создания?
Я вспоминаю здесь слова, сказанные
Гюставом Флоберем1 относительно
влияния Ислама на положение
женщины: „Ислам оказал более положительное
воздействие в плане улучшения
положения женщины, чем многие наши
европейские законы”. И, чтобы
наглядно увидеть влияние Ислама на
положение женщины на Востоке,
достаточно рассмотреть условия её жизни
в
эпоху до Корана.
Взгляните, как жила женщина
прежде ниспослания Корана, и вы увидите,
как Священная Книга подняла
честь женщины на высоту.
Сначала вкратце посмотрим на
её жизнь до Ислама, её положение в
Исламе.
До эпохи Ислама за женщиной
практически не признавалась никакая
социальная роль ни в каком обществе.
Она была лишь товаром, который
покупается и продаётся. Если
женщина уходила из дома своего отца, то
полностью теряла свою свободу.
Она не имела права высказывать своё
мнение ни по какому делу. У некоторых
народов женщина в случае смерти
своего мужа должна была стать
женой кого-либо из его родственников.
Ей
нельзя было даже возвращаться
в дом своих родителей, ибо она считалась
неотъемлемой частью семьи своего
мужа. Естественно, ни о каком уважении
к ней не могло быть и речи.
Мухаммад Ахмад Муаббар аль-Кахтани2
пишет: „В Персии женщины
находились в полной власти
мужчины, который имел полное право присудить
её к смерти или даровать ей
жизнь в зависимости от своего настроения”.
Хотя греки были в древности
одним из самых передовых народов, о чём
свидетельствуют их памятники
культуры, положение женщины у них было
весьма приниженным. Об этом
писал выдающийся исламский проповедник
Абу-
ль-Аля аль-Маудуди3: „Женщина
не имела в тогдашнем греческом обществе
никакого прочного социального
статуса. Согласно греческим мифам, женщина
по имени Пандора была источником
всех человеческих бед и несчастий'.
Индуистские обычаи низвели
женщину на один уровень с животными в
джунглях. Вдову полагалось
сжигать по смерти мужа вместе с ним. Индусы
доходили до того, что мать оказывалась
под опекой собственных сыновей и
не имела права на уважение с
их стороны.
Кое-кто говорит: „На Западе
женщина получила права и свободу”. Но
вплоть до общей собственности
на женщин - Запад в этом опередил даже
первобытные народы. Например,
у племени баконго целомудрие женщины
не
ставится ни во что. Честь женщины
и её авторитет определяются тем,
насколько она желанна и привлекательна,
и за какую цену её хотят купить.
На Аравийском полуострове арабы
в период джахилийи также отказывали
женщине в правах. Она не могла
наследовать после смерти мужа или отца.
Они нередко даже закапывали
в землю живыми новорождённых дочерей,
якобы
боясь позора и нищеты.
Во время менструации женщина
обязана была оставлять дом и жить
несколько дней в отдельной
палатке, ибо она в это время считалась
'мерзкой'.
В Китае женщина принадлежала
отцу, мужу и сыну. Сначала она должна
была повиноваться своим отцу
и брату, а после замужества - мужу, а по
его смерти - сыну. Это - явное
игнорирование её прав и лишение её
свободы. Более того, в Китае
родственники девушки подбирали ей мужа
через специального маклера.
В Японии существовало бесчеловечное
законодательство, по которому
от женщины, вышедшей замуж, требовалось
полностью прекратить связи
с родительским домом и не возвращаться
в него
ни под каким предлогом, поскольку
она рассматривалась как собственность
мужа, и не имела никакого права
на самостоятельные действия - совсем
как
домашнее животное.
В иудейских мифах и сказаниях
женщина предстаёт как источник всех
бед и несчастий человечества,
причиной всех возникавших проблем. Это
искажало образ женщины, придавая
ему зловещий характер.
Согласно воззрениям древних
арабов, женщина не имела права на
наследование, так как не участвовала
в боевых стычках и набегах. Это
есть проявление абсолютного
эгоизма. И если бы тогдашние арабы допустили
бы её до участия в набегах и
в грабеже, то, вполне вероятно, кто-то
из
женщин мог оказаться в плену.
А это свело бы с ума её хозяина, который
стал бы говорить, что она причинила
ему боль и покрыла позором на всю
жизнь. Но если бы они относились
к женщине по справедливости и охраняли
её достоинство, то она была
бы разумной и послушной, лояльной как
мужу и
его семье, так и своим родным,
а не существом, принадлежащим
безрассудному мужу, для которого
она - всего лишь бесправный товар, с
которым можно поступать как
угодно, существом, которое не имеет права
возражать мужу или поправлять
его, если бы даже он нёс явную нелепицу.
В целом женщина до Ислама находилась
в достойном сожаления униженном
положении у всех народов, была
бесправным существом в руках мужа-
эгоиста, который угнетал её,
одновременно считая её причиной всех
несчастий и источником позора.
Нередко деспотичный сын помыкал ею и
заставлял свою мать беспрекословно
ему подчиняться после смерти её мужа.
Ей были абсолютно недоступны
знания и наука, она не могла высказывать