Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:23, реферат
Цель исследования – состоит в комплексном, системном описании, анализе, научно-теоретическом осмыслении и классификации системы образов в романе «Портрет Дориана Грея».
Задачи исследования – определить сущность понятия «система образов», проанализировать образы в романе, стилистические приемы, используемые автором для создания тех или иных образов, проследить их влияние на стиль и повествование романа.
Министерство образования и науки РФ
Балашовский институт (филиал)
Государственного
имени Н.Г. Чернышевского»
Анализ особенностей образной системы и способов ее языкового воплощения романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»
дипломная работа
по специальности 050303.65 «Иностранный язык»
Балашов 2010
Введение
Образная система представляет
собой, пожалуй, самую интересную, сложную
и насыщенную составляющую художественного
произведения, наиболее трудную для
понимания и постижения читателя.
Несмотря на это, рассмотрение образной
системы и способов ее языкового
воплощения представляет огромную ценность
для лингвистов и литературоведов,
т.к. в способах языкового воплощения
системы образов находит
Данная работа осуществляется в русле изучения особенностей образной системы и способов ее языкового воплощения романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», что и составляет предмет исследования.
«Настоящий художник» (Брюсов),
«прирожденный писатель» (Олдингтон)
– так отозвались об Оскаре Уайльде
литераторы разных стран и разных
поколений, русский и англичанин,
оба наделенные обостренным эстетским
чувством. Они не ошиблись в своем
мнении: творчество Уайльда вошло
в историю литературы и театра,
в историю живую, привлекающую к
себе не только исследователей, но и
читателей, и зрителей, вошло благодаря
той своей части, в которой
выразил себя прирожденный художник,
не подменивший искусства
Как и во всяком явлении, достоинства и недостатки в творчестве Уайльда не принадлежат к независимым сферам. В его произведениях они сближены и соединены так, что почти не оставляют пограничных знаков.
В данной работе речь пойдет о единственном романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
«Дориан Грей» вышел в
свет со скандалом, который по большей
части был делом рук самого
Уайльда. Роман «Портрет Дориана
Грея» впервые был опубликован
в выпусках американского журнала
«Lippincott`s Magazine» и затем был
Данная работа дает анализ романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Объект исследования – образная система романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» и ее языковое воплощение – обусловлен тем, что ранее внимание исследователей не привлекалось к системе образов романа Уайльда «Портрет Дориана Грея», в чем и заключается актуальность исследования.
Цель исследования – состоит
в комплексном, системном описании,
анализе, научно-теоретическом
Задачи исследования – определить сущность понятия «система образов», проанализировать образы в романе, стилистические приемы, используемые автором для создания тех или иных образов, проследить их влияние на стиль и повествование романа.
Таким образом, мы проникаем в основу стиля и повествовательной манеры Уайльда-прозаика.
Практическое значение данной работы определяется тем, что результаты исследования могут применяться в курсах по литературоведению, стилистике, на занятиях по практике речи английского языка и интерпретации текста.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении устанавливаются предмет и цель исследования, формируются его задачи, обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается практическое значение результатов работы.
В первой главе устанавливается теоретическая база исследования, дается основа для анализа художественного текста, определяется понятие системы образов, рассматриваются основные каноны некоторых художественных стилей.
Вторая глава посвящена исследованию системы образов романа «Портрет Дориана Грея», рассмотрению стилистических приемов, используемых автором.
Результаты исследования и основные итоги отражены в заключении.
Глава 1. Теоретическая основа
анализа художественного
1.1 Литературное определение образа
Для исследования языкового
выражения системы образов
Образ – одно из основных
понятий литературы, определяющее природу,
форму и функцию художественно-
Образ – это всеобщая категория
художественного творчества, присущая
искусству форма
Образ в литературе – это характер, персонаж. Вообще, любой литературный образ выражен в слове – хотя к слову и не сводится, он шире глубже слова. Часто встречается применение термина «образ» и в более узком и в более широком смысле слова. Часто любое красочное выражение, каждый троп называют образом.
Художественный образ проявляется в произведении очень разносторонне. В прозе он дан во взаимодействии с авторской речью. Образ отражает жизнь во всей ее сложности и многогранности.
Для дальнейшей работы важно
определить жанр произведения. Жанром
называется исторически складывающийся
и развивающийся тип
Роман – эпический жанр,
в котором предметом
Композиция романа включает «расстановку» персонажей, т.е. систему образов. Важнейший аспект композиции – последовательность введения образов в повествование, способствующая развертыванию художественного текста. Расстановка персонажей происходит вокруг образа главного героя, который преображается на протяжении всего романа.
1.2 Построение образной
системы художественного
Система образов начинается там, где по выражению Пастернака, «образ входит в образ», где они накладываются друг на друга, так или иначе друг с другом взаимодействуют – в рамках одного художественного текста. При этом возникает так называемая иерархия образов. «Иерархия» в переводе с греческого означает многоступенчатый порядок подчинения и властвования. Она царит всюду, на любой ступени бытия, причем зачастую эти иерархические отношения бывают исключительно сложны, противоречивы, непонятны.
Образную систему
- образ самого произведения в целом;
- образ автора (лирического героя);
- система образов
- образы главных героев;
- образы героев второго плана;
- эпизодические персонажи;
- речевые, языковые образы;
- образы-детали, микрообразы.
Эта схема может, несомненно, корректироваться, видоизменяться. Так, языковые образы могут доминировать в произведении, образ автора может быть на первом плане, особенно в лирике, но он становится «невидимкой», исчезает из произведений прозы.
Образ самого произведения связан с его жанром. Это образ-впечатление, которое у нас остается после знакомства с данным произведением. Это впечатление может быть смутным, расплывчатым, недостаточно определенным. Это и есть читательский образ художественного текста – бледный, тусклый или яркий образ. Иерархически он главный. И если он бледен, тускл, размыт, значит, художественного текста для читателя как бы и не существует. Но бывают и совсем иные образы произведения – метафорически-образные, чуткие, острые, глубокие.
В немалой степени образ
художественного текста формируется
и в мире фантазии самого творца,
создателя текста. Это подводит нас
к проблеме образа автора. Автор
бывает часто «невидим», но в то же
время и ощутим в прозаических
жанрах. Иногда он выступает в роли
рассказчика, как бы надевая особую
языковую «маску». Авторская маска
– это способ сокрытия писателем
собственного лица с целью создания
у читателя иного (отличного от реального)
образа автора. Интересна проблема
точек зрения в повествовании, позиции
«авторского знания-незнания»
Авторский образ связан с
категорией хронотопа, или, говоря более
пространно, с художественным временем
и художественным пространством. Хронотоп
комбинирует разницу между
Существует несколько
принципов изображения образов
героев в зависимости от того, какую
функцию выполняют в