Особенности «новой» русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией и европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 18 век.docx

— 244.62 Кб (Скачать файл)

1 Особенности «новой»  русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией  и европейской литературой.

В XVIII столетии русская культура вступила в новый  период своего развития. Это был  первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического  мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. И  вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному  наследию Европы, русские деятели  в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные  за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века.Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало влияние на дальнейшее развитие культуры.

С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление – от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-историчес-кий музей в России – Кунсткамера.

Впервые при  Петре 1 образование стало государственной  политикой, открывались общие и  специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу –  корабельному и морскому делу, а  также наукам и искусству.

В 1701 г. в  Москве была открыта школа математических и навигационных наук – Навигацкая школа – первое светское государственное учебное заведение. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ – Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, на уральских заводах – горнозаводские училища. Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

В первой четверти 18 века стали создаваться так  называемые цифирные школы – государственные  начальные общеобразовательные  школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной школы, даже не разрешалось жениться. В 1786 г. был издан Устав народных училищ – первый законодательный  акт в области образования. Впервые  вводились единые учебные планы, классно-урочная система

Организация среднего высшего образования была тесно связана с созданием  Академии наук (официально с 1724г.). Вначале  среди академиков были одни иностранцы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также  крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного  языка. Ломоносов очень много  сделал для развития русской науки  и организации образования.

В 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический, медицинский факультеты.

В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений  и 62 тысячи учащихся. Значительно усилилось  книгоиздательское дело. В 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая  сложную кириллицу. Были введены гражданская (в отличие от церковной) азбука и гражданская печать, что способствовало увеличению издания светских, гражданских книг, в том числе учебников.

Первой русской  печатной газетой стали «Ведомости» (1702-1727), издававшиеся по указу Петра 1. В 1703-1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710г. газета печаталась гражданским шрифтом.

Широкая книгоиздательская  деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского  языка, хотя еще широко был распространен  церковнославянский язык.

В это время  популярными были стихотворные произведения – сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха  Кантемира (1708-1744).

Основоположником  Руссой драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий  и трагедий, директор Российского  театра в Петербурге.

Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Известная его ода «Фелица» проникнута идеей сильной государственной власти.

Русские нравы  и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль»  Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792), обличавший невежество, тиранию.

Основоположником  русского сентиментализма ((от французского - чувство), направление в литературе и искусстве в конце XVIII – начале XIX веков, провозглашающее культ  чувств и природы) стал Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор повестей «Бедная  Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь».

В Петровскую эпоху вносятся новшества и в  архитектуру, и в строительство, обусловленные требованиями правительства  выразить в архитектурных сооружениях  силу, мощь и величие Российской империи.

Наиболее  заметными строениями того времени  в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки, где вначале помещался первый русский университет.

Выдающимся  зодчим Москвы в 50-х годах XVIII века был  Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774). Он не только возглавлял «архитектурный надзор» за строительством в Москве, но и развил усиленную архитектурную  деятельность. По его проекту триумфальные Красные ворота в 1753 г. были заменены каменными.

Наиболее  интересным и значимым произведением  Ухтомского стала колокольня Троице-Сергиевой  лавры.

В 1749 г. Ухтомский  организовал в Москве первую в  России Архитектурную школу, в которой  под его руководством прошли ученичество  такие выдающиеся русские архитекторы, как В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов и другие.

Петровская  эпоха характеризуется, прежде всего, строительством новой столицы –  Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли.

В числе общественных зданий Петербурга выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство.

Одновременно  с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми  ансамблями. Петергоф был задуман  как загородная резиденция Петра I, которую он хотел уподобить Версалю.

Решающей  для рассвета стиля русского барокко  стала деятельность отца и сына Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), итальянский скульптор, с 1716 года работал в Петербурге. Он принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурные портреты Петра I и императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Его сына –  Бартоломео Растрелли (1700-1771) – в России звали Варфоломеем Варфоломеевичем, он был уже русским архитектором. Стиль его зодчества – русское барокко, вобравшее в себя западные и русские традиции. Он является автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском селе и др. Растрелли любил размах, пышность, яркие краски, использовал богатое скульптурное убранство, затейливый орнамент.

В 60-е годы XVIII века на смену русскому барокко  в зодчестве пришёл русский классицизм, который достиг своего расцвета в  начале XIX века. Яркими представителями  классицизма в России стали архитекторы  В.П. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.

Талантливым русским архитектором был Василий  Петрович Баженов (1737/38-1799), им построены: дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова – самое красивое здание XVIII века в Москве, Михайловский замок в Петербурге.

Прославлено также имя Матвея Фёдоровича Казакова (1738-1812), который разработал в Москве типы городских домов и общественных зданий. По его проектам построены: Сенат в Московском Кремле, Московский Университет, Голицынская больница (ныне Первая градская), Петровский дворец, возведённый в псевдоготическом стиле, Дворянское собрание с великолепным Колонным залом. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал Архитектурную школу.

Иван Егорович Старов (1745-1808) – автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца – памятника победе в русско-турецкой войне.

Сохранившиеся здания XVIII века и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.

В XVIII веке претерпевает изменения и изобразительное  искусство – живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретной живописи.

Наиболее  известные художники того времени  – Андрей Матвеев (1701-1739) и Иван Никитин (ок. 1690-1742) – основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Андрею Матвееву принадлежит первый в русском искусстве «Автопортрет с женой». В портретах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» Иван Никитин намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения.

К концу 20-х  годов наметился перелом к  придворному направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII века – А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский, скульпторы – Ф.И. Шубин и М.И. Козловский. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных изображениях художников.

Крупнейшим  портретистом был Дмитрий Левицкий (1735-1822). Он создал богатую серию парадных портретов – от портрета Екатерины II до портретов московских купцов. В  его произведениях торжественность  сочетается с красочным богатством. Жизненностью образов отличаются его  женские портреты, особенно «смолянок», воспитанниц Смольного института.

Классическое  направление представлял Михаил Козловский (1753-1802) – скульптор и  рисовальщик. Его творчество проникнуто идеями Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Особенно ярко это выразилось в статуе для каскада  в Петергофе. «Самсон, раздирающий  пасть льва» - аллегорической фигуре, олицетворяющей победу России над Швецией. Интересен его памятник А.В. Суворову в Петербурге.

В конце XVIII века формируется одна из богатейших художественных коллекций мира –  Эрмитаж. Эрмитаж (от французского ermitage – место уединения) – один из крупнейших в мире художественно-исторических музеев. Здания Эрмитажа – Зимний дворец (1754-1762, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж.Б. Вален-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. Фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Дж. Кваренги). В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764 года) Екатерины II. Открыт для публики в 1852 году.

Изобразительное искусство XVIII века сделало значительный шаг вперёд в развитии светского  направления.

В XVIII веке продолжалось развитие театра. В 1702 году по велению  Петра I был создан Публичный общедоступный  театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади  в Москве было построено здание –  «Комедиальная храмина». В 1706 году театр прекратил своё существование, так как не получал субсидий.

В середине XVIII века во многих городах выступали  иностранные актёрские группы –  французские, немецкие и другие. Но среди публики рос интерес  к русскому театру, связанный с  общим подъемом национального самосознания. В 1750 году в Ярославле начались спектакли  первого публичного театра с русскими актёрами, художниками, музыкантами. В  его репертуаре были и русские  пьесы. Во главе театра стоял первый известный русский актёр Фёдор  Григорьевич Волков (1729-1763). Царица Елизавета  Петровна выписала Фёдора Волкова со всей труппой ко двору, и в 1752 году театр переехал в Петербург. На основе этой труппы в 1756 году указом императрицы  был создан театр «для представления  трагедий и комедий». Директором его  стал Сумароков, а первым придворным актёром – Фёдор Волков, прославившийся исполнением главных ролей в  трагедиях А.П. Сумарокова. Таким  образом, был создан первый постоянный профессиональный государственный  публичный театр под названием  Российский театр (с 1832 года – Александринский).

В 1779 году был  создан частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актёр И.А. Дмитриевский (1734-1821), игравший в театре Ф. Волкова в Ярославле. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д.И. Фонвизина, но в 1783 году по указу Екатерины II театр закрылся.

В 1780 году в  Москве был открыт Петровский театр, где ставились драматические, оперные  и балетные спектакли.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы.

С вступлением  на русский престол в 1741 году дочери Петра I Елизаветы был издан указ об учреждении в Петербурге русской  балетной труппы.

Первым русским  балетным либреттистом был А.П. Сумароков.

Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. В Москве известными артистами балета были: Иван Еропкин, Василий Балашов, Гаврила Райков. Первыми русскими балетмейстерами  стали Балашов и Райков, поставившие  в Москве комические балеты и дивертисменты. Арина Собакина стала ведущей  московской танцовщицей.

Существовал так же крепостной театр – это  были дворянские театры с труппой  из крепостных. В основном такие  театры создавались в Москве и  Подмосковье (театры Шереметьевых, Юсуповых и другие). В историю театра вошли  имена крепостных актёров: Прасковьи  Жемчуговой, Татьяны Шлыковой-Гранатовой.

Крепостные  театры стали основой русской  провинциальной сцены.

Информация о работе Особенности «новой» русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией и европе